Как научиться мыслить нестандартно

Наверняка вы слышали истории об успешных людях, которые плохо учились в школе, но во взрослой жизни стали самыми настоящими гениями. Происходят подобные вещи потому, что существуют два типа мышления, но школьное образование развивает только одно из них.А называются они конвергентным и дивергентным.

Конвергентное – это тип мышления, направленный на решение задач при помощи чёткого алгоритма действий. Помните, как в школе на уроке проходили какую-то формулу, вместе с учителем разбирали пример, а потом в домашнем задании нужно было решить ещё несколько однотипных задачек? Правильный способ решения только один, алгоритм изучен, надо только «набить руку». Вот это оно и есть.

Дивергентное мышление направлено на поиск нескольких одинаково правильных ответов на одну и ту же задачу. Если при конвергентном способе мыслить человек заточен на действие по конкретному алгоритму, то в случае с дивергентным мышлением он будет искать творческие, нестандартные решения. Это мышление свободно от стереотипов, оно не боится нового и неизвестного, ведь с таким образом мыслей человек найдёт решение любой задачи, даже если готового алгоритма действий у него нет. Он создаёт, а не копирует.

Вы можете подробнее изучить себя и свое мышление здесь.

Развиваем нестандартное мышление у детей и взрослых

Вся наша жизнь — это сплошной выбор. Мы выбираем, встать на рассвете или поспать подольше, выпить чай или кофе, прогуляться пешком или поехать автобусом, купить или не купить, учиться или жениться.

Простой выбор мы делаем, не напрягаясь. Над сложным мучаемся, порой призывая на помощь друзей. От выбора, сделанного нами, зависит наша судьба. Как в сказке: направо пойдешь — . Налево пойдешь — . Прямо пойдешь — костей не соберешь.

Опасаясь совершить ошибку, человек, перед которым стоит выбор, обычно следует за большинством. Ведь существует мнение, что большинство не ошибается. Однако немецкий философ Гегель говорил: «Когда все думают одинаково, значит особенно никто не думает».

Думать, как все, — это значит мыслить стандартно, в соответствии со стереотипами. Пример стереотипного мышления: нужно непременно получить высшее образование, потому что люди без диплома — лузеры. Или: если девушка красивая, значит она тупая. Или: успешный человек обязательно должен иметь машину престижной марки.

Сами ли мы так думаем или так положено думать? Большинство людей старается не отставать от других, а при несоответствии стереотипам их самооценка снижается. Стереотипы загоняют людей в рамки, ограничивают их возможность думать, анализировать и делать выводы самостоятельно.

Людям проще мыслить стереотипами, образно говоря, ехать по накатанным рельсам — это и будет стандартное мышление. Нестандартное же мышление можно сравнить со стрелкой, переводящей состав на другой путь.

В наших учебных заведениях дают знания, но не учат мыслить, ведь людьми, которые мыслят стандартно — как все, легче управлять. (Кстати, большинство из отвечающих на просьбу назвать русского поэта, домашнюю птицу, плод и часть лица, называют Пушкина, курицу, яблоко и нос. Их ответы не отличаются оригинальностью. Многие ли смогут ответить на вопрос: что первично — семя иди дерево? Конечно же, семя, скажет большинство. Но откуда же возьмется семя, если не будет дерева?)

Знания можно назвать сырьем для принятия решений, но без неумения мыслить нестандартно от них будет мало пользы. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что «для того чтобы четко видеть, иногда достаточно посмотреть с другой точки зрения». Думать иначе, чем все, — значить мыслить нестандартно, самому быть хозяином свой судьбы.

Зачем мыслить нестандартно

Почему одним удается «поймать Жар-птицу», раскрыть свой потенциал, стать успешными и счастливыми, а о других говорят, что они «ни богу свечка, ни черту кочерга», а сами они ноют об упущенных возможностях и «судьбе-злодейке»? Разница в судьбах первых и вторых — в способности или неспособности выходить за рамки стандартного мышления.

Человек, мыслящий иначе, чем все, — это творец, искатель, вырвавшийся из плена шаблонов и стереотипов. Смогли бы сделать открытия, реализовать себя, оставить свой след на Земле Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, наш выдающийся современник Илон Маск и другие великие люди, если бы они мыслили стандартно? Конечно же, нет.

Серые посредственности, которым удобно думать, как все, — стереотипами, а значит, не думать вовсе, составляют серую массу, слепо идущую за человеком, которого они выбрали лидером. Даже если он ведет их в тупик.

Серая жизнь, серые мысли и постепенная деградация — вот что такое неспособность мыслить нестандартно. Вред стереотипов в том, что они расслабляют мозг, который уже не хочет ничего делать, а расслабленный мозг — значит деградирующий.

И наоборот, жизненный драйв, радость творчества, ощущение собственной силы и внутренней свободы, гордость за себя, признание и уважение — все это получает человек, вырвавшийся из плена стереотипов.

Люди, мечтающие состояться как личность, должны научиться мыслить нестандартно, перевести стрелки своей жизни на другой путь — подальше от шаблонов, рутины и скуки.

Тем не менее, люди, которые мыслят стереотипами, были, есть и будут. И они даже могут стать профессионалами в какой-то узкой отрасли. Но, как правило, жизнь им видится в мрачном свете, и они не любят ни себя, ни людей. Они идут по узкому коридору жизни, не представляя, что за его стенами бурлит яркая интересная жизнь.

Перезагружаемся на нестандартное мышление и ломаем шаблоны

Насколько мы готовы мыслить нестандартно, можно проверить с помощью вопросов вроде: «Охотно ли мы выходим из зоны комфорта или предпочитаем этого не делать? Занимаемся нелюбимым делом, но не решаемся сменить работу? Бурчим, как все достало, но ничего не меняем? Как мы воспринимаем новое — сразу отвергаем или сначала обдумываем?».

Люди, мыслящие стереотипами, очень не любят покидать свою зону комфорта. Они будут ныть, что все плохо, но и пальцем не пошевельнут, чтобы выйти из привычного застоя. Всяческие перемены их пугают. Кто-то шутливо от их имени заметил: «Меня звали мечты, приключения, великие дела. Но диван кричал громче всех».

Каждый день мы совершаем одни и те же действия и, как правило, в одной и той же последовательности. Многие вещи мы делаем уже «на автомате», и наш мозг привыкает не думать, расслабляется. Простые способы «включить» его — это:

1. Делать нестандартные вещи

Мы привыкли добираться на работу одной и той же дорогой, знаем все светофоры, кочки и выбоины, едва ли не здороваемся с незнакомыми людьми, которых привыкли встречать каждое утро? Изменим маршрут — это заставит наш мозг пробудиться, взбодриться, включить внимание.

После работы мы спешим домой, но если там нас не ждут срочные дела, попробуем изменить привычному распорядку — пригласим жену или мужа, друга или подругу, не дожидаясь выходных, пройти через парк, заглянуть в кафе. А может, сходим в бассейн или на тренировку, совершим пробежку, если не делали этого раньше.

Ждем отпуска, чтобы отправиться в недалекое путешествие на дачу или же на привычный курорт? Изменим себе и отправимся в незнакомое место, страну, в горы, а не на море. Возьмем отпуск зимой, а не летом, как обычно, и освоим какой-нибудь зимний вид спорта. Попробуем путешествовать автостопом или на велосипедах.

Привыкли к одежде в нейтральных тонах? Купим себе что-то яркое — посмотрим на себя в новом цвете! Избегаем людей и не любим общаться? Заведем новые знакомства. А может, стоит сменить работу? На лучшую, разумеется.

Если какие-то идеи кажутся нам бредовыми, не негодуем, не говорим сразу «нет», а анализируем, есть ли в них рациональное зерно. В любом случае наш мозг должен не дремать, а работать. Как писал поэт Николай Заблоцкий: «Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!»;

2. Нарушить привычную последовательность действий

Все наши действия отработаны до автоматизма: проснулись, умылись, позавтракали, собрались, побежали на работу? В перерыв сидим, уткнувшись в компьютер? После работы — домой? Один день похож на другой? Только был понедельник — и вот уже пятница, а там выходные. В выходные — уборка, прогулка. И опять все сначала: понедельник — пятница, выходные. За продуктами ходим в один и тот же магазин, общаемся с одними и теми же людьми, ходим в одно и то же кафе по одним и тем же дням.

Значит, выбиваемся из привычного ритма и нагружаем мозг новыми задачами. Конечно же, на работу в выходной не пойдешь, и в понедельник его себе не устроишь. Но попробуем иногда пересесть с машины на общественный транспорт, не полениться пройти несколько остановок пешком, начать делать уборку не в привычном порядке и не в выходные, а понемногу в течение всей недели.

Покупка продуктов в разных магазинах, походы в незнакомые кафешки, Дегустация незнакомых блюд, смена рациона и нарушение привычного порядка действий — все это заставляет мозг «не спать»;

3. Нагрузить работой правое полушарие мозга, отвечающее за талант, креативность и нестандартное мышление

Существует мнение, что среди левшей больше людей, мыслящих нестандартно, а все потому, что у них больше развита правая половина мозга. Поэтому привлекаем к работе и левую, нерабочую, руку, устраиваем для нее тренировки в письме и рисовании.

Совершенствуют нестандартное мышление и танцы: они развивают координацию, моторику, умение различать музыкальный ритм и следовать ему. Учимся видеть необычное в обычном: представляем, что нам напоминает облако, узор из листьев.

Тем, кто всерьез хочет заняться развитием правого полушария, можно порекомендовать книгу, написанную психоаналитиком Мэрили Зденек «Развитие правого полушария». Автор предлагает 67 упражнений, которые нужно проделать в течение недели, и интервью с известными людьми, рассказывающими, как они развивают нестандартное творческое мышление;

4. Прочитать книгу Дэвида Шварца «Искусство мыслить масштабно»

Американский профессор Дэвид Шварц — известный автор книг о мотивации считает, что для того чтобы мыслить нестандартно, нужно прежде всего забыть об отрицательной частице «не». Слова «невозможно», «не получится», «мы так никогда не делали» нужно выбросить из своего лексикона и не произносить их даже в мыслях.

Чтобы не думать стереотипами, нужно иметь широкий кругозор. Дэвид Шварц советует общаться с людьми разных профессий, из разных социальных групп, потому что общение с ними наполняет нас новыми идеями, благодаря которым мы можем по-новому посмотреть на ситуацию и найти новые способы решения проблем.

Автор советует быть прогрессивными и не идти проторенной дорогой только потому, что мы так поступали всегда или так делали еще наши родители. Верность традициям не должна парализовать разум.

Чтобы избежать застоя, мы должны периодически спрашивать себя: могу ли я сделать больше, могу ли я сделать лучше?

10 увлекательных задач для развития нестандартного мышления

Ответы смотрите в комментариях, внизу страницы.

  1. В отеле 7 этажей. На первом этаже разместились восемь человек, на каждом последующем — на 2 больше, чем на предыдущем. На каком этаже отеля лифт вызывают чаще всего?
  2. Вам дали это, оно и сейчас принадлежит вам. Вы его никогда никому не передавали, однако им пользуются все ваши знакомые. Что это?
  3. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
  4. На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?
  5. На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать?
  6. Один поезд едет из Москвы в С.-Петербург с опозданием 10 минут, а другой — из С.-Петербурга в Москву с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся?
  7. Из гнезда вылетели три ласточки. Какова вероятность того, что через 15 секунд они будут находиться в одной плоскости?
  8. На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них — не 1 рубль. Какие это монеты?
  9. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?
  10. Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой — за 100 минут. Как это может быть?

Как научиться мыслить нестандартно

Осторожно, нестандартные мысли убивают! Первой гибнет рутина, за ней скука, а потом и бедность.

Здравствуйте, уважаемые читатели Успешника! В этой статье мы поговорим о нестандартном мышлении. Способности, обладающей огромной преобразующей силой как внутри человека, так и в окружающем его мире.

Наверняка у вас есть знакомый, которого сразу заметно в толпе. Он более общительный, живой, способный быстро решать любые вопросы. Вроде обычный парень с обычной внешностью, но чем-то он привлекает людей. Его поведение и образ мыслей вызывают улыбку и интерес окружающих.

Именно такие, как ваш знакомый, действительно обладают влиянием. Политики, ученые, великие бизнесмены – все умеют выходить из серой массы, разрывать шаблоны и тем самым воздействовать на общество. Они обладают другим складом ума, что делает их интересными и харизматичными личностями.

И в этой статье мы попробуем приблизиться к образу мышления таких людей. В этом нам помогут 4 пошаговых совета и набор простых упражнений (которых можно вообще не делать). Но сначала давайте определимся…

  1. Зачем развивать нестандартное мышление
  2. Способы
  3. #1 Освободится от всего
  4. #2 Возбуждать мозг
  5. #3 Найти источник идей
  6. #4 Найти окружение
  7. Упражнения
  8. Заключение

Зачем развивать нестандартное мышление

В моем представлении нестандартное мышление нужно, чтобы быстро генерировать новые идеи, оперативно решать вопросы, придумывать разнообразные концепции и рвать шаблоны, тем самым развивать какую-либо сферу жизни. То есть с помощью него мы должны положительно воздействовать на общество, а не просто быть белой вороной. С этой позиции и поведется повествование.

Если же вы пришли просто за упражнениями, то кликайте сюда – вас телепортирует в нужную часть статьи.

Итак, давайте, наконец, перейдем к делу. Как развить нестандартное мышление?

Способы

#1 Освободится от всего

Первое и самое важное, что нужно сделать – это полностью раскрепоститься. Необходимо провести генеральную уборку мыслей и хорошенько поработать над собой в плане общения и коммуникации.

  1. Все шаблоны, привычки и стереотипы, которые сформировались за годы вашей жизни нужно подвергнуть сомнению.
  2. Стеснительность и зажатость нужно убрать из отношений с людьми
  3. Чужие мнения нужно научиться игнорировать

[adsense1]
Все это делается для того, чтобы расчистить место для нового мышления. Иначе, ему некуда будет втиснуться: привычки, шаблоны, комплексы и мнения помешают вам стать новым человеком. Они постоянно будут возвращать вас к старому стилю размышлений, как к чему-то привычному и не требующему затрат энергии.

Давайте разбираться по порядку.

1) Подвергнуть сомнению. Здесь все просто. В свободное время вы начинаете раздумывать над самыми главными вещами в вашей жизни и прислушивайтесь к внутреннему голосу.

    Действительно ли я хочу жить в этом городе? Я правда хочу заниматься этой профессией? Так ли я вижу устройство семьи? Доволен ли я своим внутренним состоянием? Таким ли образом я хочу выполнять свою работу?

Может быть все, что у вас сейчас есть, навязано родителями, друзьями и обществом? Может быть ваше мышление просто скованно стереотипами и не может вырваться из плена? Как бы грустно это не звучало, но в большинстве случаев так и есть.

Однако это даже сыграет нам на руку. Осознав свою шаблонность в крупных и мелких вещах, шанс победить ее многократно возрастет. Вы в хорошем смысле разозлитесь и, возможно, увеличите напор своих действий в сторону желаемых результатов. А это уже совсем по-другому активизирует мозг и подключает новые виды мышления.

2) Убрать стеснительность. Стеснительность и зажатость просто не позволят вам проявить новый и креативный образ мыслей. Поэтому нужно высвобождаться из-под их оков и стараться всегда быть в центре внимания. Тогда вы сможете коммуницировать с разными людьми и быть в курсе событий, а следовательно постоянно находится в потоке информации. А там, где информация, там пища для нестандартных мыслей и идей.

О том, как раскрепоститься у меня есть отдельная статья, которую можно прочитать тут. Но если выжать из нее главное, то нужно

    Перестать боятся чужого мнения (рассмотрим ниже) Повышать свою уверенность Выглядеть на все 100 Избавляться от мышечных зажимов Окружить себя раскрепощенными людьми

3) Избавится от боязни чужого мнения.Если вы выделяетесь, вас 100% ждет критика от окружающих людей. Нестандартное мышление – не исключение, ведь оно комплексно преобразует человека. Меняется почти все, начиная от уровня образованности и заканчивая общим стилем поведения.
[adsense1]
Чтобы вас не затянули обратно в омут, нужно научиться фильтровать поступающие советы. В противном случае, вам подрежут крылья и с радостью опустят на прежний уровень шаблонов и посредственности. Делаем по аналогии: статья на сайте есть, выжимка ниже.

Итак, чтобы перестать бояться чужого мнения нужно:

    Перестать заботится о своем образе в обществе, потому что большинству на него плевать Понять, что некоторые люди будут вдохновляться ваши независимым поведением Осознать, что людей заботят только их проблемы Осознать, что слушая «знатоков» и авторитетов, вы принижаете себя Понять, что если вас критикуют – вы растете Осознать, что это мнение ничего не изменит через год

Первый и самый сложный шаг пройден. Если вы решите сделать его и в жизни, то добьетесь цели, с которой залезли в интернет. Нестандартные мысли будут сами врываться в вашу жизнь, потому что вышеприведенными преобразованиями вы откроете им двери.

Давайте сделаем еще несколько шагов, чтобы быстрее сдвинуть этот снежный ком.

#2 Возбуждать мозг

Шокируйте мозг нестандартными действиями. Так вы задействуете другие его отделы и постепенно тренируете застойные участки. Через месяц вы почувствуете, что вышли вперед и уже обгоняете своих коллег/однокурсников в сообразительности и находчивости.

Вот как можно тренироваться:

    • Есть и чистить зубы другой рукой Одевать одежду в другой последовательности Сменить гардероб, носить яркие цвета Нарезать продукты нестандартными кусочками Ходить

в разные

    магазины за продуктами Заняться нехарактерным для вас делом, например, программированием

#3 Найти источник идей

Креативно мыслить будет гораздо проще, если использовать для этого новые образы и свежие знания. С их помощью вы сможете создавать уникальные информационные модули и вырабатывать оригинальные решения, что по сути и является процессом нестандартного мышления.

По этой причине параллельно с прошлыми шагами, стоит развивать в себе наблюдательность и любознательность.
[adsense1]
Наверняка у вас дома есть энциклопедия. Вы можете положить ее рядом с кроватью и вычитывать по одной статье на ночь. Так же вы можете наблюдать за природой, удивляясь ее сложному устройству. А можно смотреть разные познавательные видео на YouTube и ежедневно прокачивать свой мозг. Вариантов масса, главное выбрать наиболее интересный и подходящий под ваши потребности.

#4 Найти окружение

Не удивлю вас, если скажу, что окружение играет огромную роль в становлении человека. Психологи вообще говорят, что мы – это 5 окружающих нас людей, поэтому к выбору союзников нужно подходить очень осознанно и осторожно.

В нашем случае все будет достаточно сложно. Не просто найти нестандартного человека, который будет без «закидонов», а уж тем более подружиться с ним. Поэтому мы будем вынуждены обратиться к интернету и искать товарищей в нем.

Кто это могут быть? Однозначно – великие люди. Помните самое начало статьи? Я говорил что политики, бизнесмены и ученые обладали нестандартным мышлением, поэтому умели влиять на этот мир. Вот их биографии можно почитать на досуге, вместо заметок из энциклопедии. Стив Джобс, Альберт Эйнштейн, Дональд Трамп и так до бесконечности. В их жизни было много оригинальных решений, которые сделали их такими, какие они есть. Почему бы не перенять опыт и не применить что-нибудь на себе?

Упражнения

Следующие упражнения помогут вам повеселить мозг и развить творческое воображение. Пользуйтесь на здоровье!

    Нарисуйте 10 крестиков, а затем выведите из них 10 совершенно разных рисунков Придумайте несколько разных предметов и находите у них общие черты Возьмите несколько глупых слов и придумайте адекватное предложение (99 уровень -стихотворение) Возьмите предмет и придумайте 10 вариантов, как использовать его не по назначению Решайте ребусы и головоломки

Заключение

Надеюсь, эти 4 шага помогут вам развить нестандартное мышление и ощутить все его преимущества на себе. Давайте вспомним эти шаги, чтобы унести с собой хоть капельку знаний.

  1. Полное, многогранное раскрепощение
  2. Возбуждение разных отделов мозга
  3. Постоянный поиск новой и полезной информации
  4. Окружение

Кстати, в современных условиях нестандартное мышление – это не только креативность, но и осознанность. Такое мышление называется критическим и обладают им, к сожалению, немногие. Прочитать об этом можно в этой небольшой статье.

Что такое нестандартное мышление и как его развить?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Что это такое?
  2. Зачем нужно думать нестандартно?
  3. Избавляемся от шаблонов
  4. Как развивать?
  5. Общие рекомендации

У большинства людей список желаний весьма стандартный: дом – полная чаша, престижная работа, муж-умник (жена-красавица), дети – и умницы, и красавцы, дача на берегу реки (озера, пруда, моря). Все мы хотим приблизительно одного и того же. А вот получаем по-разному. Все зависит от того, как человек идет к достижению своей мечты. Известно, что тем, кто умеет мыслить нестандартно, решение любых вопросов, будь то профессиональная среда или житейские трудности, дается куда проще, чем общей массе, мыслящей стандартно.

Что это такое?

Нестандартное мышление – это способность думать за рамками общепринятых норм и правил. Это не значит, что нужно преступать все законы, включая уголовный кодекс или нормы общественной морали, их все-таки соблюдать необходимо, но есть и такие правила, нарушить которые допустимо. Стандартное мышление или, как оно еще называется в психологии – конвергентное, предполагает действия по строго определенным стандартам и алгоритмам.

Однако даже в науке наивысших достижений добиваются те, кто позволяет себе некоторую нестандартность. Они не признают общепринятых, навязанных убеждений, все стараются проверить сами, чтобы иметь собственное мнение о том, что и вправду хорошо, а что – плохо. Для человека с нестандартным мышлением поиск решения означает не просто нахождение правильного ответа, а нескольких вариантов ответов.

Человек с таким мышлением редко ошибается, но главное – он не боится ошибки. Ему как никому известно, что в спорах, в том числе и с самим собой, рождается истина.

Зачем нужно думать нестандартно?

Прежде всего, для того, чтобы не застрять на неком этапе развития. Человек со стандартным мышлением рано или поздно превращается в биомашину, которая делает все по заранее вложенной в нее программе. Его мозг перестает работать в полном объеме. Как результат – индивид деградирует. Человек с нестандартным мышлением действует более эффективно. Он не боится сложных задач. Скорее даже они забавляют его.

Его не встретишь в толпе, слепо идущей за неким лидером, он сам – вождь и лидер. К сожалению, еще в детстве в наши головы закладывают стереотипы, от которых тяжело избавиться. Самым ярким примером того, как прививается стандартное мышление – это школьная программа. Правила, формулы, теоремы – мы зубрим их и не подвергаем сомнению. А что, если параллельные прямые все-таки пересекаются? Нам говорят, что не нужно изобретать велосипед. А вдруг вы создали бы нечто абсолютно новое и стоило попытаться?

Известно, что людям с нестандартным типом мышления тяжело дается среднее образование. Пожалуй, наиболее яркий и известный тому пример – Альберт Эйнштейн. В детстве будущий нобелевский лауреат не отличался хорошими знаниями и отличными отметками в школе. Его даже собственные родители не особо ценили. А вот те, кому посчастливилось пообщаться с ним во взрослом возрасте, уверяли, что будто побывали в другом измерении.

Иногда действительно кажется, что некоторые выдающиеся люди родом из космоса. Но ведь они родились и росли вместе с нами. Так почему у одних получается все, у других — ничего? Кстати, среди этих «других» немало отличников. Но вместе с аттестатом и медалью они будто получают проклятие, которое не дает им двигаться по жизни дальше. Они зажаты в рамках учебной программы. Вместе педагогами и учебниками они теряют проводников, указывающих им путь, и просто теряются. Но все это исправимо. Главное – начать действовать не по привычке, переломить себя и выбрать новый вектор движения.

Избавляемся от шаблонов

Люди никогда бы не полетели в космос, ели бы среди них не было тех, кто мылит нестандартно. Именно они доказали, что земля круглая, а не держится на трех слонах или китах. И делали они это с угрозой для жизни, и многие с ней расставались. Инквизиционный трибунал сгубил не одну светлую голову. А ведь погибший от рук инквизиции Джордано Бруно еще в XVI веке доказывал свои выводы о бесконечности вселенной и даже о наличии множестве миров.

Рассмотрим более бытовой пример. Сколько способов приготовить картошку было у героини Надежды Румянцевой Тоси Кислициной из легендарного фильма «Девчата»? А у вас? Человек живет в тех рамках, которые установил себе сам. Избавляйтесь от шаблонов максимально. Конечно, для взрослых этот процесс будет более сложным, чем у ребенка. Детский мозг еще «не забит» стандартными мыслями. Ребятам более свойственно фантазировать, сочинять, экспериментировать. Так позвольте себе хотя бы на какое-то время впасть в детство.

Раздвиньте собственные рамки. Жизнь наверняка засияет новыми красками, и вы избавьтесь от массы ненужных проблем и вещей.

Делаем необычные вещи

Попробуйте найти необычное применение привычным вещам. Обычный карандаш при желании можно использовать и как указку, и как заколку для волос, и как… Сами придумайте 5 разных способов. С карандашом разобрались. Берите следующий предмет.

Возьмите за правило решать не менее одной такой задачки в день. Перестаньте есть на завтрак исключительно яичницу. Придумайте 5 способов приготовления яиц. А лучше 10. Отходите от стандартов во всем. Старайтесь менять привычный маршрут из дома на работу и обратно. Измените распорядок дня. Пробуйте разные варианты всегда и везде.

Меняем стандартную последовательность действий

Каждое утро мы делаем одно и то же. Причем чаще всего в определенной последовательности. Нарушьте этот закон. Пусть каждый день у вас начинается не так, как начинался предыдущий. Разнообразьте его музыкой, сделайте зарядку, причем раз за разом меняя набор упражнений. Не бойтесь поменять график работы. Не пугайтесь никаких изменений в принципе. Попробуйте один день прожить «наоборот». Делайте все как вам удобно, а не как привыкли.

Заставляем работать правое полушарие

Известно, что оно больше развито у левшей. Считается, что среди них больше людей творческих, мыслящих нестандартно. Вы не левша? Не беда. Заставьте трудиться правое полушарие с помощью простых упражнений – хотя бы чистить левой рукой зубы.

Иногда делайте заметки одной левой. Попробуйте ею что-нибудь рисовать.

Как развивать?

Развить нестандартное мышление помогут танцы. Специалисты называют чувство ритма прямой дорогой к нестандартному мышлению. Кроме того, движения под музыку – это не только способ самовыражения, они развивают координацию. Развитию нестандартного мышления также способствуют занятия различными видами рукоделия. Еще один способ научиться мыслить нестандартно – карточные игры. Покер, конечно, не подойдет для детей дошкольного возраста, а вот взрослого человека научит многому. Шашки и шахматы тоже приветствуются.

Популярные методики

Все новое – хорошо забытое старое или наоборот. Применяйте различные методы для решения любой задачи. Даже если речь идет о банальной оплате счета за услуги ЖКХ. Не стоит каждый раз по привычке отправляться для этого на почту или в банк. Воспользуйтесь мобильным приложением финансового учреждения. Сделайте это с помощью ближайшего банкомата, используя штрихкод. И так далее. Выводите себя из зоны комфорта даже в таких мелочах.

Идем путем наибольшего сопротивления. При поиске ответа на любой вопрос определите, как поступило бы большинство окружающих вас людей. Попробуйте действовать с точностью наоборот или хотя немного иначе. Придумывайте не менее 5 вариантов на каждое задание. Одно из них обязательно окажется более эффективным, чем общепринятые.

Мозговой штурм — метод, который подходит не только для работы в группе. Его можно строить и самостоятельно. Возьмите лист бумаги и выпишите все, что приходит вам в голову на заданную тему. Именно все – даже то, что кажется вам абсолютно невыполнимым. Не бойтесь своих мыслей, они ваши друзья, а не враги.

Упражнения

Начните произносить слова наоборот. Начните с коротких, потом попробуйте делать это с небольшими предложениями. На начальном этапе могут помочь вывески на магазинах. Просто читайте их наоборот. Делайте это по нескольку раз в день.

Постройте дом. Вы же давно об этом мечтали. Так вот пришло время хотя бы его спроектировать. Но это будет необычное здание. Для его создания будут использоваться самые неожиданные материалы. Какие? Спросите свое подсознание. Выпишите на лист бумаги 10 первых пришедших на ум слов, обозначающих предметы, фрукты, овощи и так далее. Теперь приступайте к созданию архитектурного шедевра. Что у вас есть. Ананас? Пусть окна будут в виде этого сладкого плода. Ведра? Расставьте их на кухне вместо табуреток. Задача – найти применение каждому пункту из списка.

Выполняйте привычные вещи необычным способом. О том, что нужно время от времени чистить зубы нерабочей рукой, мы уже говорили. Усложним задачу. Попробуйте одеться без помощи одной руки, с завязанными глазами или стоя на одной ноге, например. Создавайте себе небольшие сложности, чтобы не столкнуться с серьезными затруднениями.

Общие рекомендации

Банально, но факт — то, насколько «широко» мы можем мыслить, зависит от широты нашего кругозора. Больше читайте. Берите самую разную литературу. Расширяйте словарный запас и знания в разных направлениях. Смотрите документальные фильмы о развитии генной инженерии и жизни индейских племен. Изучайте культуру и традиции других народов.

Больше путешествуйте. Если пока не хватает средств на заграничные поездки, изучите соседние регионы. И кстати, пока можете подучить иностранный язык. Это тоже очень полезно для развития нестандартного мышления. Ищите необычное во всем. Придумывайте истории, героями которых станут облака. Пишите письма самому себе. Записывайте даже самые безумные свои идеи. Рано или поздно может пригодиться любая. Перенесите день генеральной уборки с этой субботы на следующую. А ближайший выходной проведите в музее, театре или кино.

Устраивайте дома представления вместе с детьми. И сами раскрепоститесь, и малышей научите действовать творчески.

6 идей, чтобы начать мыслить нестандартно

Предприниматель Томас Эдисон запатентовал за свою жизнь 1093 изобретения. Согласитесь, это сильное достижение. Он поставил себе цель: каждый десять дней делать маленькое изобретение и каждые полгода – придумывать что-нибудь значительное. Вам трудно представить себя в роли изобретателя? Начните тогда ежедневные тренировки ума с чего-то более простого и понятного.

Майкл Михалко (Michael Michalko), один из ведущих специалистов по креативности в мире. Будучи офицером НАТО, организовал группу ученых, которые стали работать над классификацией и исследованием методов креативного мышления. Автор нескольких бестселлеров, в том числе – «Игры для разума» (Питер, 2007), «Креативный взрыв» (Попурри, 2014). В книге « Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно » (Манн, Иванов и Фербер, 2015) он собрал десятки техник выработки идей, игр и упражнений для развития интеллекта. Мы выбрали для вас шесть из них.

1. Записывайте свои идеи

Начните вести журнал идей. У многих из нас есть такие блокноты, но не все умеют ими пользоваться. Эффективность журнала вы поймете со временем, когда сможете выстраивать аналогии. Например, вы жуете жевательную резинку, и вдруг вам приходит в голову идея придумать жевательную резинку – антистресс. Вы открываете журнал и записываете эту мысль. Спустя какое-то время вы смотрите рекламу зубной пасты, где говорят о том, что очень важно поддерживать показатель pH для человека. Тут вы вспоминаете о своей идее с жвачкой. И модернизируете идею: а что, если резинка будет показывать уровень pH? Если резинка становится синей – значит, вы здоровы, если она краснеет – значит, с уровнем pH что-то не так.

2. Заведите банк данных

Это специальный контейнер, куда вы можете складывать идеи и так называемые «спусковые механизмы». Это могут быть необычные визитки ваших новых знакомых, оригинальные рекламные проспекты, парадоксальные цитаты, может быть, какие-то небольшие предметы необычной формы. В общем, любые «вещественные доказательства» креативности других людей, которые будут подталкивать вас к новым свершениям.

3. Полюбите спонтанность

Пообещайте чаще удивлять себя. Вместо того чтобы поехать после работы домой, сходите внезапно в кино или на выставку. Пробуйте новые рецепты. Примите вместо душа ванну. Измените время сна. Измените время работы. Познакомьтесь со своим почтальоном. Помойте машину на другой автомойке. Словом, ломайте сложившийся распорядок, чтобы ваш мозг постоянно подпитывался чем-то новым.

4. Спите наяву

Воспользуйтесь приемом, который помогал Сальвадору Дали придумывать новые идеи. Он садился в кресло, а на пол – возле подлокотника – ставил железную тарелку. Руку он клал на подлокотник, взяв в руку железную ложку. И начинал потихоньку засыпать. Когда он уже почти засыпал, его организм расслаблялся, ложка выскальзывала из рук и падала в тарелку. Этот звук будил художника. И как раз в этом пограничном состоянии мозга, в котором он был, ему и приходили в голову его знаменитые гипнотические образы. Вы тоже можете попробовать этот способ. Говорят, действительно приходят озарения.

5. Рисуйте свободно

У Леонардо да Винчи тоже был свой интересный метод. Он расслаблялся, садился за столом и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Он хаотично водил по листу, а потом останавливался. Далее он мог в течение получас разглядывать то, что получилось. Обычно он видел в этом какие-то образы и нюансы, которые помогали ему нарисовать новую картину или сделать еще одно научное изобретение.

6. Освойте технику SCAMPER

SCAMPER – это список вопросов, способных подстегнуть рождение новаторских идей, где

S = Substitute? – Заменить?

C = Combine? – Комбинировать?
A = Adapt? – Адаптировать?

M = Modify? = Magnify? – Модифицировать? = Увеличить?

P = Put to other uses? – Предложить другое применение?

E = Eliminate or minify? – Устранить или уменьшить?

R=Revers? = Rearrange? – Поменять на противоположное? = Реорганизовать?

Чтобы воспользоваться этой техникой, нужно на каждом этапе обдумывания новой идеи задавать себе правильные вопросы. Проделав эту процедуру в отношении каждого этапа, вы выработаете максимальное количество идей, касающихся улучшения ситуации. Теперь предположим, что производитель скрепок для бумаги хочет усовершенствовать выпускаемую продукцию.

Поиск идей он может начать со следующих вопросов

  • Что можно заменить в скрепке?
  • С чем можно скомбинировать скрепку, чтобы она превратилась в нечто новое?
  • Что можно адаптировать по отношению к скрепке?
  • Как можно модифицировать скрепку?
  • Чем можно ее дополнить?
  • Какие другие способы применения можно предложить для скрепки?
  • Что можно убрать из скрепки?
  • Что можно поменять в скрепке на противоположное?
  • Какой вид скрепок наилучший?

Один фабрикант решил заменить металл пластиком, добавил к этому цвет и создал разноцветные пластиковые зажимы, которые не только скрепляют листы бумаги, но и помечают их – тем самым всем знакомой скрепке было найдено еще одно применение. Подумайте и вы над этими вопросами.

Как научиться мыслить нестандартно

А вы уже слышали про дизайн-мышление? Это вид out-of-the-box thinking, или нестандартное мышление. Если вы прокачаете этот навык, то сможете улучшить свою жизнь по всем фронтам. Это подтверждает 48-летний опыт Бернарда Роса — основателя легендарного института дизайна Стэнфорда, где слушателям открывают их собственный мир, заставляя отказываться от привычных стереотипов и демонстрируя множество новых возможностей.

В книге «Привычка достигать» Бернард Рос собрал лучшие идеи по дизайн-мышлению и кучу практических упражнений, которые можно брать и делать прямо сейчас. Вот несколько любопытных отрывков из книги.

Что такое «дизайн-мышление»?

Бернард начал преподавать дизайн-мышление почти 50 лет назад, еще до того, как это стало мейнстримом. Ему слово: «Дизайн-мышление — это набор принципов, которые наша группа разработала для эффективного решения самых разных дизайнерских проблем. Мы ввели этот термин, когда заметили такую штуку: мышление большинства успешных дизайнеров и их подходы к решению проблем существенно отличаются от мышления обычных людей.

Дизайн-мышление поможет эффективнее решать проблемы, лучше сосредоточиваться на начатом и добиваться большей удовлетворенности жизнью. Вы ощутите энергию, которой обладаете и которая сделает вашу жизнь лучше.

Вы можете взяться за давно откладываемые дела и освободиться от оков, которые ограничивали проявления потенциала, научиться изменять окружающую действительность и, наконец, достигннуть того, чего хотите всерьез.

Как решить проблему?

Вот вам вопрос: «Сколько нужно дизайнерски мыслящих людей для того, чтобы поменять электрическую лампочку?». Ответ дизайнерски мыслящего человека: «А зачем вообще использовать электрические лампочки?».

Именно с этого нужно начинать решение любой проблемы — изменить подход к ней и задать другие вопросы. Правильно заданный вопрос — это половина успеха. Это помогает доходит до сути проблемы.

Например, мой друг Кайл искал себе жену. Он задавал вопрос: «Как найти жену?». Но на самом деле суть проблемы был в том, что он просто хотел общения. И когда он поставил вопрос «Как получать достаточное количество общения?», вопрос с «поиском» жены отпал.

Незнакомое знакомое, или Функциональная ригидность

Чтобы находить новые подходы к событиям и отношениям с людьми, нужно смотреть на них по-новому. Большинство людей находятся под влиянием известного когнитивного искажения — «функциональная ригидность». Оно заставляет видеть возможность использования объектов только по их обычному назначению.

Но надо признать: ничто из окружающего нас на самом деле не является тем, за что мы его принимаем. Например, при таком подходе коробка с хлопьями для завтрака — уже не коробка хлопьев. Она может быть разделена на картонную и бумажную части. Она может стать источником биомассы или маленьких гранул и зерен. Содержимое коробки можно превратить в липкую массу.

Обычный скотч позволяет соединять предметы и материалы, но из него можно создать и самостоятельные конструкции любой формы. А телефон может вполне превратиться в воображении к машину или самолет.

3 варианта генерировать идеи

1. «Что если?»

Это замечательный инструмент для размышления на этапе генерации идей. А что если бы не было силы притяжения? А что если бы краска на доме облупилась? Такие вопросы, которые отвлекают от основных мыслей, обеспечивают свободный подход к проблеме, позволяющий задавать «незацикленные» вопросы.

2. Матрица принятия решений

Матрица состоит из строк и колонок. В строках вы пишете различные объекты, а в колонках — оцениваемые качества и идеи. Например, при подготовке таблицы для выбора ассистента Пол в строках располагал имена кандидатов, а в колонках — интересовавшие его качества: креативность, дисциплинированность, честность. Каждый соискатель набирает баллы. Должность получает тот, кто набрал больше всех.

В книге вы найдете 22 способа генерировать идеи и решать проблемы, — иллюстрация из книги

3. Схемы последовательного развития событий

Графическое изображение этапов развития событий — своеобразная «раскадровка» вроде той, которая широко применяется в киноиндустрии. Изображения могут использоваться всегда, когда вы хотите представить какой-то процесс линейно. Их можно назвать своеобразной «дорожной картой», в которой отображена последовательность событий.

«Моя работа не имеет никакого значения»

Если у вас возникли какие-то трудности, не переживайте. Все проблемы решаемы. Чтобы показать это, я часто даю группе такое упражнение: прошу слушателей выделить что-то особое в жизни и сказать вслух, что в этом нет смысла.

Я показываю, что изначально у объекта нет значения. Например, я могу сказать, что моя работа не имеет для меня значения, а следующий участник — что его жена не имеет для него значения. Другие могут сказать, что их ботинки, волосы, вес, велосипед, математические способности тоже. Все вещи — от мелочей до поистине важных — оказываются в одной категории: они не имеют внутреннего значения.

Суть упражнения не в том, чтобы заставить участников изменить свои взаимоотношения. Скорее, слушателям прививается мысль о том, что они сами выбрали для себя значение, которое вкладывают в эти отношения. Например, неудача может быть поначалу очень болезненной. Но она редко становится катастрофой, если человек не придает ей такого значения.

Быть у руля

Как-то я был в академическом отпуске в Швеции. Днем я вел семинары по креативности и решению проблем. По ночам же ворочался без сна, размышляя, стоит ли мне подать в отставку, потому что я приближался к пенсионному возрасту. Однажды я спросил себя: «Что мне даст отставка?»

Ответ был такой: «Ты перестанешь переживать по поводу того, стоит ли тебе подать в отставку». Меня озарило: полгода я размышлял над неправильно сформулированной проблемой. На деле вопрос должен звучать так: «Как мне перестать переживать из-за того, уходить в отставку или нет?» Ответ был на поверхности: «Перестань об этом думать». Сегодня, спустя 15 лет с того дня, я могу сказать вам: с тех пор я ни разу не подумал об отставке.

Это значит брать на себя ответственность за все, что вы делаете и что происходит в вашей жизни. Даже тогда, когда кажется, что не все в ней вы способны контролировать. Вы вольны выбирать: пассивно плыть по течению или быть в ответе за свое будущее.

Нестандартное мышление – рамки не для Вас, преграды только в голове.

Обычный подход к решению задач предполагает использование логики. Человек ищет наиболее многообещающие способы решения проблем, заранее отвергая любые нестандартные варианты. Такая психическая особенность свойственна для большинства людей. Если какая-либо проблема не решается с помощью логического подхода, требуется применение нестандартного или латерального мышления. В этом случае когнитивная деятельность направлена на рассмотрение всех возможных вариантов выполнения задачи. Нестандартный ум в первую очередь ценится в творческой деятельности. Это качество поддается коррекции.

Что это такое

В психологии нестандартное мышление также называют латеральным или креативным. Это тип когнитивного процесса, близкий к чувству юмора и интуиции. Он предполагает выход за рамки логического восприятия мира с целью решения поставленной задачи. Этот тип деятельности головного мозга противопоставлен вертикальному мышлению, при котором человек использует стандартный подход в решении определенных проблем. Наибольшую значимость нестандартная интеллектуальная деятельность имеет в творчестве: живописи, литературе, музицировании и даже маркетинге.

Примеры нестандартного мышления:

  1. Необходимо достать небольшой деревянный брус из сосуда с узким горлышком и глубоким дном, не переворачивая его. Стандартный подход к решению задачи заставляет человека искать длинный предмет для его извлечения. Креативный подход предполагает заполнение сосуда водой.
  2. Учителю необходимо проверить знания учеников после изучения какой-либо темы. В большинстве случаев педагоги используют опросы и контрольные работы. При использовании креативного подхода можно заставить учеников самостоятельно проверять знания друг у друга.

Обучение в школе, колледже или университете позволяет человеку адаптировать свою интеллектуальную деятельность для выполнения определенных задач. В сознании создаются шаблоны, позволяющие быстро справляться с повседневными и профессиональными трудностями. При этом свойственная для ребенка неординарность постепенно исчезает. Психологам известно, что именно по этой причине многие взрослые люди не справляются с детскими задачами. Отсутствие развитого неординарного интеллекта может значительно ограничивать сферу деятельности человека. В то же время существуют специальные техники, развивающие такое качество.

Типы мышления

Мышление представляет собой познавательный процесс, являющийся субъективным отражением действительности, который позволяет человеку анализировать изменения в окружающем мире и принимать сложные решения. Мыслительный процесс отличается гибкостью и адаптивностью, однако существуют врожденные и приобретенные познавательные ограничения. Важно понимать, что мозг в первую очередь служит для удовлетворения физиологических потребностей.

Основные типы мыслительной деятельности:

  • Предметно-действенная

Характеризуется максимальной направленностью на практическое использование. Человек применяет предметно-действенное мышление для решения конкретных задач, вроде выполнения профессиональных обязанностей или преодоления повседневных трудностей. Лучше всего развита у взрослых.

  • Наглядно-действенная

Сознательные процессы нужны не только не преобразования окружающего мира. Люди также могут изучать свойства предметов с помощью наблюдения. Такой тип мыслительного процесса помогает узнавать больше об окружающем мире.

Неразрывно связана с обобщением имеющейся информации. В головном мозге формируются разнообразные образы, связанные с предметами и их свойствами. Подробнее…

Помогает людям связывать предметы и понятия в единую систему. При этом абстрактное мышление может быть использовано без привязки к практической деятельности. Дает возможность решать логические задачи. Подробнее…

По мере накопления впечатлений об окружающем мире сознание получает информацию в виде опыта. Опыт позволяет решать простые задачи. Не следует путать с предметным восприятием мира.

Нестандартное мышление в наибольшей степени связано с абстрактными когнитивными процессами.

Креативность — это хорошо или плохо

Мыслительные процессы находят разнообразное применение в повседневной жизни. Это удовлетворение естественных потребностей, взаимодействие с людьми, выполнение профессиональных обязанностей и адаптация к изменяющимся условиям окружающего мира. В каждом случае человеку может потребоваться определенный тип мышления для достижения лучших результатов. Преобладание одного типа интеллектуальной деятельности имеет свои плюсы и минусы.

Наличие ярко выраженного нестандартного подхода лучше всего подходит представителям творческих профессий. Творческий поиск требует избавления от устойчивых стереотипов. Человеку необходимо богатое воображение, свободное от навязчивых образов и умозаключений. В то же время такая черта личности может быть менее полезной в точных и технических науках, когда от сознания требуется подчинение четким принципам. При этом важно понимать, что полное доминирование одного типа интеллектуальной деятельности над другими встречается редко.

Мышление и головной мозг

Виды когнитивных процессов неразрывно связаны с деятельностью головного мозга. Органический субстрат сознания определяет лимиты человеческого сознания. Сам по себе головной мозг является главным органом центральной нервной системы, отвечающим за общую регуляцию организма и сознание. Последняя функция обусловлена работой небольшого мозгового отдела, называемого корой больших полушарий. Это плотное скопление клеток (нейронов), связанных друг с другом длинными и короткими отростками. Отростки, формирующие нервы, позволяют передавать информацию в виде импульсов. Распространение импульсов в разные отделы мозга определяет основу мыслительного процесса.

Ученым уже известно, какие особенности головного мозга отвечают за стандартное и нестандартное мышление. Дело в том, что по мере накопления знаний и опыта центральная нервная система создает устойчивые связи между нейронами. Эти связи используются в дальнейшем в качестве шаблонов для решения определенных задач. В то же время головной мозг может создавать новые ассоциативные связи в ходе интеллектуальной деятельности. Считается, что формирование новых связей непосредственно связано с латеральными мыслительными процессами. У ребенка мозг часто создает новые ассоциативные цепочки, однако по мере взросления эта способность обычно ухудшается. Развить нестандартное мышление можно в любом возрасте.

История изучения и концепция

Большой вклад в изучение мыслительных процессов внес британский психолог Эдвард де Боно. В 1967 году ученый опубликовал большую статью, посвященную типам мышления. Согласно концепции Эдварда де Боно, человек обладает вертикальным и латеральным мышлением.

Вертикальная форма мысли предполагает использование уже существующих идей, то есть когнитивная деятельность такого типа связана с применением определенных шаблонов. Люди в течение жизни накапливают шаблоны и реализуют комплексные формы вертикального мышления, однако принцип остается неизменным.

Напротив, нестандартное мышление направлено на создание новых стратегий, игнорирующих уже существующие шаблоны. Главной целью такого процесса является рассмотрение проблемы со всех возможных сторон.

Ученый считал, что для улучшения креативности необходимы два стимула — «побег» и «провокация». Сущность первого стимула заключается в намеренном игнорировании уже существующих моделей решения задачи. Обычно люди не склонны к такому подходу, а тех, кто все же избегает стандартных решений, просят не изобретать велосипед. Тем не менее побег от шаблонов помогает найти больше вариантов выполнения определенной задачи. Второй принцип, называемый провокацией, заключается в задержке суждения. При креативном подходе необходимо воздерживаться от преждевременных выводов, затрудняющих дальнейший поиск решений. Де Боно также подчеркивал важность позитивных эмоций в креативности.

Методы и принципы мышления

Научиться мыслить нестандартно можно с помощью специальных упражнений и методик, однако сначала необходимо разобраться с принципами этой самой мыслительной деятельности. Существуют разнообразные подходы, позволяющие рассмотреть определенную проблему со всех сторон и принять наименее шаблонное решение.

  1. Выбор главного фокуса. Необходимо заранее определиться, какая идея должна лежать в основе дальнейшего интеллектуального поиска. Например, это может быть необходимость найти способ извлечения предмета из узкой емкости. Главный фокус — это отправная точка креативности.
  2. Отказ от стереотипов. Следует сразу же абстрагироваться от логических рассуждений, появляющихся во время поиска решения. Не стоит бояться появления абсурдных мыслей и образов, поскольку главной целью является нахождение наименее очевидного способа решения задачи.
  3. Применение найденного нестандартного подхода с помощью рационализации. Для этого, как ни странно, применяется логика, дающая возможность связать определенную стратегию с заданными условиями.

Перед применением обозначенных техник психологи рекомендуют пройти тест на нестандартное мышление. Существуют разнообразные опросы, позволяющие оценить уровень его развития. Тесты помогают контролировать эффективность развития навыка.

Шесть креативных подходов

Часто для выполнения определенной задачи применяется метод мозгового штурма, во время которого группа людей предлагает и отвергает определенные идеи. При этом зачастую такой способ имеет недостаточную эффективность из-за быстрого отбрасывания предложений. Участники мозгового штурма попросту не успевают проанализировать ту или иную стратегию, поскольку их сознание оценивает значимость предложенного метода решения с помощью подбора знакомых стереотипов. В качестве альтернативы психологи предлагают использовать шесть этапов или принципов латерального интеллекта.

  1. Сбор конкретной информации об имеющейся проблеме, включая заданные условия. Необходимо определить, какой информации не хватает для нахождения стратегии.
  2. Использование эмоциональных ресурсов. Следует отвлечься от логики и довериться интуиции. Применяются абстрактные образы и ассоциации.
  3. Творческий поиск — основной этап, во время которого нужно предлагать как можно менее шаблонные стратегии решения проблемы.
  4. Критика. Необходима конструктивная критика каждой предложенной стратегии. Важно использовать аргументы.
  5. Оптимистический взгляд. Нужно найти плюсы у каждой предложенной стратегии.
  6. Организационный этап. Проводится скрупулезное объединение предложенных методов выполнения задачи.

Перечисленные принципы можно применять при самостоятельном и групповом поиске решений.

Ссылка на основную публикацию