Налоги в Канаде
Ежегодно в Канаду иммигрируют тысячи иностранцев. Эта страна способна предоставить своим жителям высокий уровень жизни, достойные заработные платы и весьма лояльную налоговую систему. Налоги в Канаде по сравнению с другими странами являются не такими уж и высокими. Например, в среднем канадец ежемесячно отчисляет около 20-30 процентов в государственную казну, притом как в Финляндии этот показатель составляет 35 процентов.
Небольшая улица с магазинами и кафе в старом районе Квебека
80 процентов бюджета Канады составляют именно налоговые платежи с населения. Благодаря налогам правительство Канады смогло разработать весьма стабильную социальную защиту населения. Под социальной защитой имеются в виду выплаты пенсий и различных пособий.
Кто должен платить налоги
В 2022 отчислять налоговые платежи в государственную казну должны все граждане Канады, которые на территории этой страны получают доход независимо от рода их деятельности.
Схема устройства налоговой системы в Канаде
То есть налоги платятся как людьми, которые являются наёмными работниками и получают за свою работу зарплату, так и предпринимателями.
Иностранные граждане также обязаны ежемесячно выплачивать налоговые взносы. Но это касается лишь тех мигрантов, которые пребывают на территории Канады более 183 дней и получают здесь доход.
Классификация налогов
Налогообложение в Канаде характеризуется различными выплатами, которые, в свою очередь, классифицируются по таким типам, как:
- Прямые.
- Косвенные.
- Налоги на заработную плату.
- Выплаты на социальную защиту населения.
Вернуться к оглавлению
Размеры выплат
Основную часть налоговой системы составляют подоходный налог и налог на потребление. Подоходный налог относится к прямым выплатам, а налог на потребление к косвенным. В каждой области существуют свои налоговые ставки на те, или иные выплаты.
Структура налоговых поступлений в канадский бюджет
Большую часть налоговых выплат составляется подоходный налог (32.3 процента). На втором месте закрепились неналоговые доходы. Их доля примерно 19.55 процента от общего количества. Налогам на прибыль отводится всего 8.5 процента, а общим налогам – 11 процентов. Взносы на социальные нужды равняются 6.6 процента от общего количества налоговых взносов.
На долю преимущественных налогов припадает всего 9.3 процента. Самый маленький процент доли достаётся прочим территориальным налогам и сборам.
Налоговая декларация
Налоговую декларацию должны представлять все без исключения работающие граждане и резиденты этой страны. Также это касается и частных предпринимателей. Налоговая декларация подаётся по итогу прошедшего года. Подать её нужно не позднее 30 апреля. Например: 1 января начался 2019 год, а 31 декабря этот год уже закончился. Подавать декларацию соответственно нужно уже в 2022 году до конца апреля.
Подоходный налог
Подоходный налог в Канаде называется федеральным налогом. Его размер напрямую зависит от уровня заработной платы. Так, если оклад человека более 7500, но менее 42 700 долларов в год, то он обязан заплатить 15 процентов от своего дохода.
При заработной плате от 42 700 долларов до 85 400 долларов налоговая ставка возрастает до 22 процентов. Если сумма выше 85 400 долларов, но ниже 132 400 долларов налог – 26 процентов.
Если годовой оклад человека в 2022 году был более 132 400 долларов, то он обязан был отчислить в государственный бюджет 29 процентов.
Все налоговые ставки были утверждены правительством ещё в 2002 году. С того времени, налоговое законодательство Канады не менялось. Подоходный налог по вышеуказанным ставкам платится исключительно физическими лицами. Общества, то есть юридические лица, также обязаны платить федеральный налог.
Размеры подоходного налога в России и Канаде
Но для них существует совершенно иная шкала налоговых ставок. Базовой ставкой является 30 процентов. Но если предприятие использует кредит, то налоговая ставка может колебаться от 13 до 22 процентов.
Налог на потребление
Налогом на потребление называется НДС или налог на добавленную стоимость. В Канаде этот налог больше известен как НПУ (налог на продукты и услуги). Налоговая ставка колеблется от 5 до 7 процентов. Размер налога напрямую зависит от территориального размещения.
Налог на недвижимость
В Канаде существует налог на пользование недвижимостью. Так, в 2022 году владельцам недвижимости на территории Канады потребуется заплатить в государственный бюджет 1-2 процента от общей стоимости имущества. Налог платится один раз в год. Отчисления идут на содержание государственных учреждений и дорог.
Аналогичный налог должны платить и арендаторы недвижимости.
Налог на приобретение имущества также присутствует. Совершенно не имеет значения, кем была приобретена недвижимость. Одинаковую налоговую ставку платит и гражданин Канады, и иностранный представитель. Размер налоговой ставки рассчитывается индивидуально. Он напрямую зависит от общей стоимости недвижимости.
Так, если недвижимость стоит менее 55 000 долларов, то налог равен сумме в 0.5 процента. Если стоимость недвижимости в 2022 году более этого показателя, но менее 250 000 долларов, то налоговая ставка возрастает до 1 процента.
При стоимости недвижимости от 250 000 до 400 000 долларов потребуется заплатить взнос в размере 1.5 процента. Если имущество стоит более 400 000 долларов, то налоговая ставка равняется 2 процентам от общей стоимости недвижимости.
Налог на недвижимость в Канаде в сравнении с другими государствами
При приобретении недвижимости в Торонто в 2022 году, покупатель обязан заплатить дополнительный налог, который потом частично компенсируется государством.
Под компенсацией имеется в виду скидка на налог на приобретение недвижимости. Максимальная скидка равняется 3 700 долларам. При приобретении недвижимости в Онтарио от общего количества налога отнимается 2 000 долларов.
Налога на продажу недвижимости в Канаде нет. Но это только в том случае если вследствие продажи его владельцы не получили дополнительной прибыли.
Налоги на жилую недвижимость по регионам Канады
Если в прошлом дом приобретался за меньшую сумму, нежели его продали, то с этой разницы потребуется заплатить налог.
Исключения
В Канаде существуют случаи исключения, подпадая под которые гражданин этой страны может не платить налоги. Так обычно налог платится с дохода – это известно, но если источниками дохода являются нижеперечисленные случаи, то налогоплательщик отстраняется от выплат.
Исключения составляют такие доходы, как:
- Пенсионные выплаты ветеранам.
- Страховые выплаты по возмещению ущерба.
- Доход с продажи собственного недвижимого имущества.
- Государственные выплаты на детей.
- Стипендии.
- Гранты.
Также, если резидент Канады получает менее 7500 долларов в год, то он автоматически освобождается от уплаты налогов.
Существуют и упрощенные схемы выплат сборов. Но воспользоваться ими могут не все желающие. Упрощенная схема подразумевает под собой льготы на выплаты. Пользоваться льготами могут лишь определённые категории людей:
- Пенсионеры.
- Малообеспеченные семьи.
- Семьи, на попечительстве которых в данный момент находятся родители преклонного возраста.
- Особы, которые ранее пользовались услугами платной медицины. К этому же списку можно отнести и людей, приобретавших лекарства за свой счёт.
Здание детской больницы SickKids
Канада является одной из стран, где отсутствует налог на наследство.
Налоговая система Канады
От других федеративных государств Канада отличается более высоким уровнем децентрализации, когда при значительном влиянии федеральных органов власти провинции играют серьезную роль в формировании стратегии национальной экономики. На долю провинций приходится больше половины всех правительственных расходов Канады и функции по обеспечению сферы образования, здравоохранения и социального страхования. Причем тенденция повышения роли провинций продолжает действовать и в последние годы. В целом налоговая система Канады представлена тремя основными уровнями: федеральным (около 50% государственных доходов); провинциальным (около 40%); местным (10%).
Основу доходов федерального бюджета составляют: подоходный налог с населения, налог на корпорации, налог на товары и услуги, акцизы, таможенные пошлины и взносы в фонды социального страхования. Доходы провинций складываются из: подоходного налога с населения, налога с продаж, налога на прибыли корпораций, акцизов, взносов в фонды социального страхования, налогов на дарение, рентных платежей, различных регистрационных и лицензионных сборов. Основная доля поступлений приходится на подоходный налог и косвенные налоги. Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налогов на предпринимательство.
Налоговая система Канады начала модернизироваться в связи с проведением налоговой реформы в 1987 г. В соответствии с ее положениями в Канаде на федеральном уровне стали действовать три ставки подоходного налога вместо ранее существовавших десяти, а в каждом регионе — свои местные ставки.
Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса. Доля мелких фирм (где занято менее 100 лиц наемного труда) достигает 97% от числа всех компаний (услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли), и к их доходам применяется единая ставка 12%.
Налоги бывают двух видов:
Первый вид (прямые налоги) — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Второй вид (косвенные налоги) — налоги на товары и услуги: налог с оборота (налогом на добавленную стоимость); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие
Ставка налога
Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды)
В целом в налоговой системе Канады преобладает прямое налогообложение. Из косвенных налогов наиболее значимы: федеральный налог на товары и услуги по единой ставке 7% и местный налог с продаж. Иногда в провинциях эти два налога объединяются в комбинированной ставке — 15%. Объединенный налог включается в розничные цены. Несмотря на широкие полномочия в сборе налогов, провинции получают поддержку со стороны федерального правительства в форме трансфертов, которые составляют около 28% всех их доходов. Федеральные трансферты провинциям основаны на трех имеющих разные цели и структуры, ключевых программах — «Выравнивание», «Установленное финансирование программ» и «План помощи». По нашему мнению, общая ориентация на децентрализацию оправдывает себя, так как она облегчает адаптацию социальной политики к насущным нуждам населения.
В целом современная налоговая система Канады достаточно типична для государств с развитой рыночной экономикой. По уровню налогообложения корпораций Канада занимает среднее положение среди ведущих индустриальных стран. Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса. Доля таких мелких фирм (занято менее 100 лиц наемного труда) достигает 97 % от числа всех компаний (услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли), и к их доходам применяется единая ставка —12% .
Налоговая система Канады в современных условиях представлена на трех основных уровнях:
• федеральном (48% государственных доходов);
• провинциальном (42% государственных доходов);
• местном (10% государственных доходов).
Полученные средства расходуются в соответствии с конституционно закрепленными полномочиями.
От других федеративных государств Канада отличается более высоким уровнем децентрализации, когда при значительном влиянии федеральных органов власти провинции играют серьезную роль в формировании стратегии национальной экономики. На долю провинций приходятся больше половины всех правительственных расходов Канады и функции по обеспечению сферы образования, здравоохранения и социального страхования. Причем тенденция повышения роли провинций продолжает действовать и в последние годы.
В федеральном налогообложении главную роль играют прямые налоги на доходы населения — налог на доходы физических лиц и обязательные взносы в государственный фонд страхования занятости и государственный пенсионный фонд, на них приходиться порядка 60% всех поступлений в федеральный бюджет. Следующая по величине статья его доходов — косвенные налоги (около 23%), из которых наиболее «весом» налог на товары и услуги по единой ставке 7% и местный налог с продаж. Иногда в провинциях эти 2 налога объединяются в комбинированной ставке 15%. Объединенный налог включается в розничные цены. Налоги на доходы юридических лиц включают налог на прибыль корпораций и налог на капитал крупных корпораций. В сумме они дают около 15,5 доходов федерального бюджета.
При общей сумме доходов федерального бюджета в 2004— 2005 финансовом году в размере 171,3 млрд. канадских долл. поступления от:
- подоходного налога составили 80,3 млрд. долл.,
- НДС — 25,7 млрд. долл.,
- налог на доходы корпораций —123,6 млрд. долл.,
- страховые платежи ––17,8 млрд. долл.,
- таможенные сборы — 4 млрд. долл.,
- неналоговые доходы составили лишь –– 8,4 млрд. долл.
Структура налоговых поступлений в бюджеты провинций аналогична федеральной, но кроме этого важным источником для них являются трансферты (переводы средств) федерального правительства. Доля трансфертов составляет в среднем 19% бюджетов провинций.
налоговые источники доходов провинций складываются из:
- подоходного налога с населения;
- налога с продаж;
- налога на прибыли корпораций;
- акцизов;
- налогов в фонды социального страхования;
- налогов на дарения;
- рентных платежей;
- различных регистрационных и лицензионных сборов.
Доходы местных органов власти примерно на 47% складываются за счет местных косвенных налогов и продажи различных лицензий и разрешений. Основным налогом является налог на недвижимую стоимость. В ряде провинций муниципалитетам предоставлено право, собирать дополнительные налоги на продажи спиртного, при взимании платы за услуги гостиниц и ресторанов. Еще 47% дают трансферты правительства провинции, на территории которой расположен тот или иной муниципальный округ. Небольшие субсидии поступают целевым назначением и от федерального правительства.
ВИДЫ НАЛОГОВ КАНАДЫ
Подоходный налог
В Канаде федеральный подоходный налог был установлен в 1917 на основании Закона о военном подоходном налоге. Этот закон был впоследствии заменён Законом о подоходном налоге, изданным в 1948. В 1952 этот закон был включён в общий пересмотр законодательства. В 1965 был представлен Отчёт Картера, разобравший канадский режим налогообложения во всей его глубине и предлагавший существенные изменения налоговой политики и соглашений по вопросам налогообложения между федеральным правительством и провинциями. Впоследствии закон подвергался многочисленным переделкам, в том числе реформе 1971, вводившей определённые рекомендации к Отчёту Картера. После этого Закон о подоходном налоге подвергается многочисленным ежегодным изменениям, о главных из которых объявляется министром финансов при внесении проекта бюджета.
Обязанность уплачивать подоходный налог основывается на понятии постоянного местожительства. При этом в соответствии с Законом о подоходном налоге канадским резидентом считается каждое лицо, проживающее в стране более 183 дней, Облагается налогом всемирный доход канадских резидентов, тогда как лицо-нерезидент уплачивает налог лишь с заработной платы, полученной в Канаде, предпринимательского дохода, относящегося к постоянно действующему в Канаде предприятию, и с доходов от капитальных вложений, реализованных при распоряжении облагаемым канадским имуществом. Для физических лиц налоговый год обычно соответствует календарному году, то есть от 1 января до 31 декабря. Для обществ налоговый год обычно соответствует их финансовому году. Налоговый год охватывает период с 1 января по 31 декабря.
Физическое лицо должно представить свою декларацию о доходах не позднее 30 апреля после окончания налогового года (или до 15 июня, если это же физическое лицо владеет индивидуальным предприятием), по мере того как оно получает доход, подлежащий налогообложению. Общества, зарегистрированные в Канаде, обязаны представить декларацию о доходах не позднее чем через шесть месяцев после окончания их налогового года. В случае представления просроченной декларации или утаивания доходов могут применяться карательные меры.
При этом ставка федерального налога для физических лиц установлена в пределах от 17 до 29%, а корпораций 28%.
По уровню налогообложения физических лиц Канада занимает среди стран Группы семи одно из первых мест. Вместе с тем, гибкая система интеграции личного подоходного и корпорационного налогов позволяет избегать двойного обложения прибыли, имеющего место в США.
Федеральный налог на доходы физических лиц (federal personal income tax) и провинциальный налог на доходы физических лиц (provincial personal income tax). Платятся непосредственно физическим лицом или некорпорированным бизнесом один раз в год с общей суммы доходов из всех источников. Во всех провинциях, за исключением Квебека, провинциальный налог на доходы физических лиц (сокращенно — PPIT) взимается по ставкам, которые исчисляются как процент от аналогичного федерального налога. Ставки РРIТ в различных провинциях неодинаковы — они колеблются от 43% в Северных территориях до 60% в Ньюфаундленде, однако в большинстве провинций они установлены в интервале 50-55%. По соглашению между двумя уровнями власти сбор провинциальных подоходных налогов осуществляет федеральная налоговая служба на основании данных, включенных гражданами в декларацию о доходах. Собранные средства затем передаются в бюджеты провинций. Индивидуальные налогоплательщики могут воспользоваться целым рядом льгот. Почти все они имеют форму скидок с расчетных сумм самих подоходных налогов. При этом с целью упрощения расчетов после реформы 1988 г. в Канаде устранен минимальный не облагаемый налогом доход и вычеты из налогооблагаемых сумм.
Закон различает доходы по их природе, или источнику. Таким образом, различают доход от оплачиваемой работы или службы (лишь применительно к физическим лицам), имущественный доход, предпринимательский доход и прирост капитала. Некоторые другие суммы включаются в доход просто в силу Закона. В принципе, доход, не происходящий ни от одного из этих источников, не подлежит налогообложению. В таком случае говорят о случайной прибыли (например, выигрыш в лотерее).
Подлежат налогообложению лишь 50 % доходов от капитала.
Налогоплательщик, терпящий убыток в налоговом году, сможет перенести его на другой налоговый год и вычесть при расчёте своего облагаемого дохода. Существуют различные виды убытков, среди которых есть убытки капитала и иные убытки.
В определённых ситуациях Закон предусматривает освобождение от налога на прирост капитала, в частности освобождение от налога на прирост капитала, заключённого в акциях малых предприятий, с максимальным вычетом в 750 000 $. (Это касается лишь физических лиц, исключая доверительную собственность).
Закон различает собственно доход (обычно называемый чистым доходом) и облагаемый доход. Налог рассчитывается с облагаемого дохода. Облагаемый доход соответствует чистому доходу, над которым были произведены определённые коррективы. Так, облагаемый доход налогоплательщика соответствует его чистому доходу, рассчитанному за год, за вычетом сальдо иных убытков, понесённых в течение предыдущих налоговых периодов и перенесённых на данный налоговый год.
Вообще говоря, лица-нерезиденты, получающие имущественный доход в Канаде, должны платить налог в 25 %, применимый к сумме нетто платежей, которые им произведены. Предусмотрено, что канадский плательщик должен сам произвести удержание налога с этих переводимых нерезидентам за границу платежей. Эта ставка может быть сокращена на основании условий международного налогового соглашения. В некоторых случаях выплаты дивидендов теперь предусмотрено, что никакой налог не будет ни удерживаться, ни подлежать уплате.
Кроме имущественных доходов, получаемых из Канады, существует три ситуации, обязывающие лицо-нерезидента уплатить налог в Канаде:
- получение заработной платы в Канаде;
- распоряжение определённым имуществом, именуемым «канадское облагаемое имущество»;
- ведение хозяйства на постоянно действующем предприятии.
На всех без исключения налогоплательщиков распространяется так называемая базовая скидка (basic personal tax credit). Она уменьшает подлежащую уплате сумму подоходных налогов на более чем 1 тыс. долларов и, соответственно, фактически освобождает от этих налогов наиболее низкодоходные слои населения. Кроме того существуют дополнительные скидки для граждан старше 65 лет, для инвалидов и лиц, имеющих на иждивении инвалидов, для одиноких матерей и отцов. Скидки с подоходных налогов предоставляются также получателям различных видов пенсий и пособий по безработице. Существуют скидки в связи с затратами на образование и услуги медицинского характера.
Федеральный налог на доходы корпораций (federal corporate income tax). Платится непосредственно корпорациями на основании ежегодно представляемых ими финансовых отчетов. Базовая ставка налога составляет 29%. Более льготным режимом налогообложения пользуются только две категории компаний. Во-первых, это предприятия обрабатывающей промышленности — для них налог установлен на уровне 21%. Во-вторых, предприятия малого бизнеса в любой отрасли платят налог по ставке 12%.
Провинциальный налог на доходы корпораций (provincial corporate income tax) взимается в провинциях по различным ставкам, уровень которых колеблется от 5 до 17%.
Суммарная федерально-провинциальная ставка налога на доходы корпораций составляет в Канаде около 42%, при 39-40% в США, около 30% во Франции и Великобритании, более 50% в Японии, Германии и Италии.
Расчёт федеральных налогов
Подоходный налог с физических лиц рассчитывается посредством прогрессивных ставок. (Но: Лишь провинция Альберта приняла единую ставку для провинциального подоходного налога с физических лиц). Для сокращения суммы уплачиваемого налога могут использоваться определённые налоговые кредиты.
Налог на прибыль
Значимую роль играет налог на прибыль и связанные с ним разнообразные налоговые льготы, которые побуждают компании к рациональному использованию основных и оборотных средств, внедрению НИОКР, развитию деятельности в определенных районах и другим общественно полезным мероприятиям.
Ставка налога на прибыль складывается из федеральной и провинциальной . Общая федеральная ставка — 28% (для компаний обрабатывающей промышленности — 23%). Провинциальные ставки налога на прибыль представлены в .
Таблица . Ставки налога на прибыль, действующие в регионах
Провинция, территория
Основная ставка, %
Основная федерально-провинциальная ставка, %
Налоги в Канаде в 2022: информация по провинциям и территориям
- 208 Поделились
- 208 Поделились
Канада имеет федеральный строй — состоит из 10 провинций и 3 территорий. Поэтому все налоговые сборы взимаются на федеральном и провинциальном уровнях.
В этой статье мы расскажем о федеральных и провинциальных налоговых ставках на данный момент.
Федеральный налог в Канаде
Основной налоговый платеж для частных лиц — подоходный налог, который в Канаде называется федеральным. Как и в других развитых странах, подоходный налог в Канаде имеет прогрессивную шкалу оплаты по следующим ставкам в 2022 году:
- 15% – на первые $48 535;
- 20.5% – от $48 535 до $97 069;
- 26% – от $97 069 — $150 473;
- 29% – от $150 473 — $214 368;
- 33% – от $214 368
Провинциальный налог в 2022 году
Важно, что в разных провинциях ставка провинциального налога может значительно варьироваться.
Альберта
- 10% на первые $131 220 налогооблагаемого дохода,
- 12% для суммы годового дохода между $131 220 – $157 464,
- 13% для суммы годового дохода между $157 464 – $209 952 ,
- 14% для суммы годового дохода между $ 209 952 – $314 928 ,
- 15% для суммы годового дохода, превышающего $314 928.
Британская Колумбия
- 5.06% на первые $41 725 налогооблагаемого дохода,
- 7.7% для суммы годового дохода между $41 725 – $83 451 ,
- 10.5% для суммы годового дохода между $ 83 451 – $95 812,
- 12.29% для суммы годового дохода между $ 95 812 – $116 344 ,
- 14.7% для суммы годового дохода между $ 116 344 – $157 748,
- 16,8% для суммы годового дохода, превышающего $157 748.
Онтарио
- 5.05% на первые $44 740 налогооблагаемого дохода;
- 9.15% для суммы годового дохода между $44 740 – $89 482;
- 11.16% для суммы годового дохода между $89 482 – $150,000;
- 12.16% для суммы годового дохода между $150 000 – $220 000;
- 13.16% для суммы годового дохода, превышающего $220,000;
Манитоба
- 10.8% на первые $33 389 налогооблагаемого дохода,
- 12.75% ля суммы годового дохода между $33 389 и $72 164,
- 17.4% для суммы годового дохода, превышающего $72 164 .
Квебек (самый высокий провинциальный налог в Канаде)
- 15% на первые $44 545 налогооблагаемого дохода;
- 20% для суммы годового дохода между $44 545 до $89 080,
- 24% для суммы годового дохода между $89 080 до $108 390,
- 25.75% для суммы годового дохода, превышающего $108 390.
Саскачеван
- 10.75% на первые $45 225 налогооблагаемого дохода,
- 12.75% для суммы годового дохода между $45 225 и $129 214 ,
- 14.75% для суммы годового дохода, превышающего $129 214.
Новая Шотландия
- 8.79% на первые $29 590 налогооблагаемого дохода,
- 14.95% для суммы годового дохода между $29 590 – $59 180,
- 16.67% для суммы годового дохода между $59 180 – $93 000,
- 17.5% для суммы годового дохода между $93 000 – $150 000,
- 21% для суммы годового дохода, превышающего $150 000.
Нью-Брансуик
- 9.68% на первые $43 401 налогооблагаемого дохода
- 14.82% для суммы годового дохода между $43 401 – $86 803,
- 16.52% для суммы годового дохода между $ 86 80 – $141 122,
- 17.84% для суммы годового дохода между $ 141 122 – $160 776,
- 20.3% для суммы годового дохода, превышающего $160 776.
Ньюфаундленд и Лабрадор
- 8.7% на первые $37 929 налогооблагаемого дохода,
- 14.5% для суммы годового дохода между $37 929 – $75 858,
- 15.8% для суммы годового дохода между $ 75 858 – $135 432,
- 17.3% для суммы годового дохода между $135 432 – $189 604,
- 18.3% для суммы годового дохода, превышающего $189 604.
Юкон
- 6.4% на первые $48 535 налогооблагаемого дохода,
- 9% для суммы годового дохода между $48 535- $97 069 ,
- 10.9% для суммы годового дохода между $ 97 069 – $150 473 ,
- 12.8% для суммы годового дохода между $ 150 473 – $500 000 ,
- 15% для суммы годового дохода, превышающего $500 000.
Остров Принца Эдуарда
- 9.8% на первые $31 984 налогооблагаемого дохода,
- 13.8% для суммы годового дохода между $31 984 – $63 969,
- 16.7% для суммы годового дохода, превышающего $63 969.
Нунавут
- 4% на первые $46 277 налогооблагаемого дохода,
- 7% для суммы годового дохода между $46 277 – $92 555 ,
- 9% для суммы годового дохода между $ 92 555 – $150 437,
- 11.5% для суммы годового дохода, превышающего $ 150 437 .
Северо-Западные территории
- 5.9% на первые $43 957 налогооблагаемого дохода,
- 8.6% для суммы годового дохода между $43 957 – $87 916 ,
- 12.2% для суммы годового дохода между $ 87 916 – $142 932 ,
- 14.05% для суммы годового дохода, превышающего $ 142 932.
Налоговая система Канады
Общая характеристика
Канада представляет собой федерацию, в состав которой входят 11 провинций и две федеральные территории. Канада является членом Содружества, возглавляемого Великобританией, и по форме правления представляет собой конституционную монархию. Главой государства Канада является королева Великобритании.
Канада относится к группе стран со средним уровнем налогового бремени. Так, за период 2000-2010 гг. в среднем доля налоговых доходов консолидированного бюджета страны составляла около 33,3% ВВП. На протяжении второй половины XX в. – первого десятилетия XXI в. налоговая нагрузка на экономику менялась не столь значительно, как это имело место в США (см. рис. 2.1). Начиная с 1965 г. просматривался выраженный рост налогового бремени с 26% ВВП в 1965 г. до 36% в 1991 г. 1990-е гг. для Канады были периодом высокого уровня налогообложения и жесткого контроля за динамикой государственного долга. В среднем налоговая нагрузка на экономику в этот период составляла около 36% ВВП. Начало XXI в. было отмечено постепенным понижением налоговой нагрузки (в первую очередь за счет снижения ставок подоходных налогов, а также НДС) с 35% в 2000 г. до 31% ВВП в 2010 г.
Как и в США, основной акцент в налоговой системе Канады делается на использование прямых налогов. Так, доля прямых налогов в доходах консолидированного бюджета в 2009 г. составляла более 50% (рис. 2.3), в том числе индивидуальные подоходные налоги составляли 32,3%.
Доля косвенных налогов была существенно ниже – всего 18,3%. Основную роль в общем объеме косвенных налогов играют общие налоги на товары и услуги – НДС и провинциальные налоги с продаж. Доля взносов и отчислений на социальное страхование (все виды) и налогов на фонд заработной платы составляла около 6,6% всех доходов. Существенную роль в доходах консолидированного бюджета играют неналоговые доходы (инвестиционные доходы, доходы от оказания услуг и продажи товаров и некоторые другие).
Рис. 2.3. Структура доходов консолидированного бюджета Канады (2009 г.)
Доля налоговых доходов федерального бюджета в общей сумме налоговых поступлений в начале XXI в. составляла 51%, на долю налоговых доходов провинций приходилось 32%, а на долю местных бюджетов – 17%.
Канада является федеративным государством, в состав которого входят 11 провинций и две федеральные территории. Соответственно, налоговая система Канады имеет три уровня или три составляющих – федеральную, провинциальную и местную. В табл. 2.7 представлены основные налоги канадской налоговой системы, сгруппированные по уровням власти, которые эти налоги вводят и за счет которых формируются соответствующие бюджеты.
Таблица 2.7. Основные налоги Канады по уровням бюджетной системы
Федеральные налоги
Налоги провинций
Местные налоги
Индивидуальный подоходный налог
Индивидуальный подоходный налог
Налог на недвижимость
Налог на прибыль корпораций
Налог на прибыль корпораций
Налог на бизнес
Налог на добавленную стоимость
Налог с продаж, гармонизированный налог с продаж
Акцизные налоги и акцизные сборы
Налоги на табак и минеральное топливо
Взносы и отчисления на социальное страхование
Взносы на медицинское страхование, налоги на фонд заработной платы
Налог на капитал финансовых институтов
Налоги на капитал компаний
Налоги на развлечения
Налоги на страховые премии
Налоги на переход собственности
Из табл. 2.7 видно, что налоговая система Канады в значительной мере базируется на параллельном использовании налоговых баз. И федерация, и провинции имеют право вводить однотипные налоги на одну и ту же налоговую базу. Так, в Канаде существует федеральный индивидуальный подоходный налог и индивидуальный подоходный налог провинций. Однако в отличие от США из этой параллельной схемы практически исключены местные органы власти, которые фактически используют только поимущественные налоги (налог на недвижимость, налог на бизнес).
Канадская налоговая система в том виде, в котором она сложилась к началу XXI в., представляет собой продукт длительного и достаточно противоречивого развития весьма сложного механизма федеративных отношений. Ее развитие происходило в непосредственном взаимодействии с развитием других компонентов бюджетной системы государства. В частности, менялись модели и способы разграничения ответственности по финансированию различных категорий расходов между федерацией и провинциями, механизмы перераспределения финансовых ресурсов в общенациональном масштабе, механизмы и процедуры взаимного согласования финансовых интересов и улаживания отдельных возникающих при этом конфликтов и т.д.
Налоговые права федеральной и провинциальной ветвей государственной власти гарантируются Конституцией страны, а налоговые права местных (муниципальных) властей определяются и гарантируются провинциальным законодательством, поэтому объем и характер этих прав иногда существенно варьируется по различным провинциям.
В рамках Конституции Канады предусмотрено разграничение налоговых полномочий между федерацией и провинциями, за которыми закреплены определенные сферы налогообложения.
Так, федеральное правительство имеет ничем не ограниченное право вводить любые налоги в пределах установленных конституционным законодательством сфер полномочий, что зафиксировано в п. 3 ст. 91 Конституции Канады. При этом федеральное правительство имеет исключительное право на установление таможенных налогов и сборов, так как сфера внешних сношений и внешнеэкономического регулирования находится в его исключительной компетенции.
В отличие от федеральной власти налоговые полномочия провинций формально существенно ограничены. Так, в ст. 92
Конституции Канады указывается, что провинции имеют право осуществлять “прямое налогообложение внутри провинции с целью получения денег для провинциальных нужд”. Сформулированное таким образом положение Конституции формально запрещает провинциям вводить косвенные налоги и требует от них использования только прямого налогообложения, причем исключительно в пределах границ собственной юрисдикции, т.е. провинции. Это означает, что налоги должны быть установлены таким образом, чтобы избежать перенесения налогового бремени за пределы собственной юрисдикции или так называемого экспорта налогов на территорию других провинций.
Однако важное значение для практики построения налоговой системы имеют не только конституционные формулировки, но и их толкование судебными органами. Например, несмотря на наличие конституционного запрета на введение косвенных налогов, фактически все провинции (кроме двух – Альберта и Нунавут) ввели провинциальные налоги с продаж, которые распространяются исключительно на розничные продажи.
Вопросы истории
Вопрос о праве провинций вводить налоги с розничных продаж рассматривался Верховным Судом Канады, который решил этот вопрос в пользу провинций, дав трактовку косвенного налогообложения как переносимого номинальным налогоплательщиком на иного субъекта. Поскольку в случае с розничными продажами налог не может быть перенесен на иного субъекта, а лицо, покупающее товары в розницу, отдает себе отчет в необходимости уплатить данный налог, значит, он не может рассматриваться как косвенный и скорее относится к прямым налогам.
В результате было фактически подтверждено право провинций вводить налоги на розничные продажи, а также необходимость указывать этот налог в чеке отдельно от цены товара, чтобы налогоплательщик ясно осознавал, какую сумму налога он платит.
Чрезвычайно важным для построения канадской налоговой системы является решение вопроса о собственности на природные ресурсы и возможности их налогообложения. В соответствии с Конституцией Канады природные ресурсы целиком и полностью находятся в юрисдикции провинций, из чего следует, что только последние имеют исключительное право осуществлять их налогообложение. Это приводит к тому, что федерация не имеет права вводить налоги на добычу полезных ископаемых, находящихся на территории провинций. В юрисдикции федерации остаются только полезные ископаемые, расположенные на федеральных территориях и континентальном шельфе.
Рассмотрим основные налоги, используемые на каждом из уровней канадской налоговой системы.
Налоги в Канаде.
Фискальную систему Канады стоит рассматривать в контексте того, что эта страна имеет федеральный строй — состоит из 10 провинций и 3 территорий. Поэтому все налоговые сборы с физических и юридических лиц взымаются на федеральном (общегосударственном) и провинциальном (местном) уровнях.
Ставки провинциальных налогов отличаются от места к месту, они:
- всегда меньше федеральных налогов;
- по структуре и типу аналогичны федеральным — прогрессивная или регресивная шкала взимания, наличие большого количества налоговых вычетов.
Федеральные налоги в Канаде собирает Налоговая служба и, к примеру, фискальный сбор с дохода физического лица платится государству единой суммой, которая сразу включает общегосударственную и провинциальную составляющие платежа. Большая часть соответствующих законов и подзаконных актов создана для регулирования порядка начисления и оплаты налогов юридическими лицами. Для частных лиц вся система гораздо проще, хотя и достаточно детальная.
Налогообложение доходов частных лиц
Чтобы человек был обязан платить подоходный налог в Канаде, он должен:
- иметь канадское подданство или проживать на территории страны не менее 183 дней в году;
- получать денежные доходы в течение года выше установленного минимума — 11 327 канадских долларов.
Для граждан Канады не имеет значения, в какой стране они получили доходы, — в любом случае они будут платить налоги со всей суммы. В то же время для иностранных граждан объект налогообложения — только средства, полученные на территории Канады: зарплата, предпринимательский доход, доход от прироста капитала и так далее.
Основной налоговый платеж для частных лиц — подоходный налог, который в этой стране носит название федеральный налог, что уже свидетельствуют о его значительной роли в структуры фискальных поступлений в государственный бюджет. Как и в других развитых странах, подоходный налог в Канаде имеет прогрессивную шкалу оплаты по следующим ставкам в 2017 году:
- от 11 300 до 45 900 $ — 15%;
- от 45 900 до 92 000 $ — 20.5%;
- от 92 000 до 142 300 $ — 26%;
- от 142 300 до 202 800 $ — 29%
- от 202 800 $ — 33%.
Важно, что в разных провинциях ставка регионального подоходного налога может значительно варьироваться. К примеру, в наибольшей провинции — Онтарио — максимальная ставка составляет 13,16% для доходов свыше 220 тысяч долларов, в то время как в Квебеке, — 25,75% для доходов свыше 103 тысяч долларов $ (аналогичный доход в Онтарио облагался бы по ставке 9,15%).
Может сложиться впечатление, что налоговая нагрузка в Канаде на работающего или самозанятого человека ничем не меньше, а даже больше, чем в западноевропейских странах. Ведь для физлица, зарабатывающего в год более 220 тысяч и проживающего в провинции Квебек, общая ставка подоходного налога составит 58,75% (33% + 25.75%) и это без учета взносов в фонды пенсионного обеспечения (4.95%, но не более 2.5 тысяч в год) и социального страхования (1,88%, но не более 0.9 тысяч в год), которые также включаются в подоходный налог в Канаде.
Вместе с тем существует множество налоговых вычетов:
- семейные люди платят меньше одиноких, поскольку первые имеют больший уровень неизбежных затрат: расходы на детский сад, школу, колледж ребенку;
- если муж или жена — безработное лицо, независимо от причины;
- когда плательщик содержит родственников-инвалидов или лиц пенсионного возраста;
- если в семье итоговые расходы на медицину составляют более 3% от дохода того ее члена, который зарабатывает меньше всех;
- при покупке первого дома;
- при оплате счетов за аренду недвижимости или налоговых платежей на нее.
В результате можно в разы снизить налоговую нагрузку для частного лица в Канаде, если быть осведомленным обо всех возможных фискальных кредитах. Наиболее просто это сделать для человека с низким уровнем дохода — без существенных усилий реальная ставка (федеральная + местная часть – налоговые вычеты) будет составлять примерно 10-15%, а большинство среднестатистических канадцев отдают государству 20-25% годового дохода.
Базовые нюансы налогообложения юридических лиц в Канаде
Основной вид фискального сбора для предприятий в Канаде— налог на прибыль, который называется подоходным налогом с обществ и организаций. Его объект — полная сумма дохода, полученная как на экономической территории страны, так и в других государствах. Так же, как и для частных лиц, этот налог имеет федеральную и местную составляющие, а его шкала не возрастающая, а убывающая, что должно стимулировать постоянный рост бизнеса.
Базовая ставка, с которой подсчитывается налог на прибыль в Канаде, — 38%. Существует множество налоговых вычетов с этой ставки, поэтому, обратившись к специалисту по налоговому законодательству, удастся существенно снизить бремя платежей. Реальная ставка колеблется в диапазоне от 10 до 25%, что в целом несколько ниже уровня других развитых стран.
Общие характеристики системы
Налоги в Канаде характеризуются такими основными особенностями:
- приоритет взимания платежей с физических, а не юридических лиц — такая система применяется для того, чтобы предприятия имели больше возможностей для роста и повышения оплаты труда работников, уже с заработной платы которых будет изыматься сравнительно много налогов;
- относительно малое количество фискальных платежей, но при этом каждый из них детализирован, поэтому при желании можно ощутимо снизить налоговую нагрузку полностью легальными методами.
Если сравнивать с отечественными реалиями фискального законодательства, то в Канаде система в меньшей мере содержит скрытые платежи и там больше возможностей для налоговых маневров. К примеру, для обычных людей немалые подоходные налоги компенсируются низким НДС, реальный размер которого гарантированно не превышает 10%. Корпоративный налог — на примерно среднемировом уровне, но зато объект налогообложения для доходов от капитала всегда в 2 раза меньше такого дохода. Поэтому при грамотном подходе к ведению бизнеса налоговая система этой страны более предпочтительна ввиду гибкости.
Если вы нуждаетесь в налоговой консультации касательно снижения фискального бремени в Канаде, сотрудники «Прифинанс» готовы предоставить действенные советы, которые чаще всего становятся основой длительного и взаимовыгодного сотрудничества.
Особенности налоговой системы в Канаде
Особенности политического устройства Канады обусловили формирование ее системы налогообложения. В состав федеративного государства входят 10 провинций и три территории с особым статусом управления. Административные единицы объединены общей Конституцией и федеральным законодательством, однако на региональном уровне нормативные требования могут сильно различаться. По такому же принципу утверждаются и администрируются налоги в Канаде.
Основы налоговой системы в Канаде
Система налогообложения в Канаде разделена на три уровня: федеральный (общий для всех территориальных образований), провинциальный и местный (утверждается местными законодательными собраниями).
Федеральный перечень фискальных обязательств состоит из:
- подоходного налога для физических лиц;
- налога на прибыль субъектов хозяйствования;
- сборов с продаж (акцизы и НДС);
- таможенных пошлин;
- социальных страховых платежей (пенсионный план, страхование от потери трудоспособности и увольнения).
На провинциальном уровне установлены дополнительные обязательства по налогам с доходов юридических и физических лиц, обложению продаж и даже собственные ставки доплат на пенсионное страхование. Например, Квебекский пенсионный план предусматривает более высокий процент начислений, чем в целом по стране.
Кроме того, в ведении региональных законодателей находится право расширения списка налоговых вычетов.
Из-за того, что налоговая система Канады содержит такое количество различных фискальных норм, простому жителю сложно самостоятельно рассчитать свои обязательства перед бюджетом. Для составления годовой декларации принято привлекать профессиональных помощников. А для граждан с низким доходом предусмотрена возможность получения бесплатной помощи волонтеров.
Перечень основных налоговых обязательств
Федеральные налоги в Канаде в 2019 году в основном остались без изменений. Изменились только пределы применения ставок (проиндексированы на уровень инфляции 2,2 % в 2019 году).
Наименование | Нормативное регулирование | Объект обложения и ставка |
---|---|---|
Подоходный налог с физлиц (Personal Income tax) | Закон о подоходном налоге | 15–33 %. Шкала прогрессивная и в 2019 году максимальная ставка взимается с годового дохода свыше 210 371 долларов США. |
Налог на прибыль (Сorporation Іncome tax) | Закон о подоходном налоге | Базовая ставка составляет 38 %, однако после применения двух понижающих коэффициентов (федерального и общего) она составляет 15 %. |
Налог с продаж (НДС) – GST (Goods and Services Tax) / HST (Harmonized Sales Tax) | Закон о налоге на товары и услуги и Правила взимания НДС | Федеральная ставка в 5 % суммируется с провинциальными – от 0 до 10%. |
Таможенный тариф (Customs Tariff) | Закон о таможенном тарифе от 1997 года | Ставки устанавливаются в зависимости от вида ввозимой продукции. Перечень действующих пошлин приведен в соответствие с международной кодировкой товаров, утвержденной Всемирной таможенной организацией. |
Акцизы (Excise duties) | Закон об акцизах от 2001 года | Устанавливается на каждую единицу подакцизного товара (алкоголь, табак, пиво, продукты каннабиса). |
Налогообложение доходов физических лиц
Доходы в виде зарплаты и предпринимательских заработков облагаются НДФЛ и социальными взносами на пенсионное обеспечение. Федеральная ставка налога на доходы прогрессивная и взимается на территории всей Канады.
Налоговые пределы применения ставок пересматриваются ежегодно, корректируясь на размер инфляции.
Расчетный диапазон (годовой доход в 2019 году, доллары США) | Ставка, % | Формула расчета (максимум) |
---|---|---|
от 0 до 47 630 | 15 | 47630*15 % |
от 47 631,01 до 95 259 | 20.5 | (95259-47631)*20,5 %+7 145 |
от 95 259,01 до 147 667 | 26 | (147667-95259)*26 %+16 908 |
от 147 667,01 до 210 371 | 29 | (210371-147667)*29 %+30 535 |
от 210 371,01 | 33 | (Общая годовая сумма –210371)*33 %+47 719 |
На всей территории Канады (кроме Квебека) Canada Revenue Agency контролирует и администрирует налоги для физических лиц, но сам размер прогрессивных ставок устанавливают исключительно власти провинций: минимальная ставка 5,05 % для доходов ниже 43 906 долларов США – в Онтарио, максимальная – 21 % – для зарплат выше 150 000 долларов США в год – в Новой Шотландии.
Для плательщиков, проживающих или работающих в Квебеке , правила и процент удержаний регулируются только региональным правительством. Итоговый налог на доходы в Канаде определяется путем сложения федеральной и провинциальной сумм.
Для обеспечения социальной поддержки постоянных жителей страны (кроме нерезидентов, находящихся в ней менее 183 дней в году) зарплаты и предпринимательские доходы частных лиц облагаются страховыми взносами:
- на пенсионное страхование ( Canada Pension Plan – CPP);
- на случай потери работы или временной утраты трудоспособности ( Employment Insurance – EI).
Пенсионные отчисления производятся из годовой суммы не выше 57 400 долларов США в 2019 году (от взносов освобождаются доходы в размере 3 500 долл).
Общая премия формируется путем суммирования:
- удержаний из начисленной зарплаты наемного работника 5,1 %, максимальная премия в фонд будущей пенсии – 2 748,90 долл.;
- доплаты за счет работодателя – 5,1 % (максимум 2 748,90 долл.).
Самозанятые и предприниматели платят двойную ставку 10,2 % за свой счет, но не более 5 497,80 долл за 2019 год. В Квебеке ставки несколько выше: 5,55 % для наемных лиц и их нанимателей.
Выплаты на случай утраты трудовой занятости удерживаются из годовой зарплаты не выше 53 100 долларов США в 2019 году:
- за счет работника – в размере 1,62 % (в Квебеке – 1,25 %), максимум 860,22 долл. (в Квебеке – 663,75 долл.);
- за счет нанимателя выплачивается в 1,4 раза больше средств – максимально 1 204,31 долл. (в Квебеке – 929,25 долл.).
В помощь рядовому плательщику правительственный сайт CRA разработал и предоставляет в бесплатное пользование онлайн-калькулятор , рассчитывающий налоги с зарплаты в Канаде по регионам (для полноценного пользования без сбоев нужно предварительно очистить кэш браузера).
Налогообложение прибыли юридических лиц
Прибыль компаний облагается налогами на федеральном и региональном уровнях. Сумма обязательств зависит от размера годового оборота и количества связанных субъектов хозяйствования.
По закону об обложении корпоративных доходов базовая ставка налога на прибыль составляет 38 %. С учетом федерального (минус 10 %) и общего (минус 13 %) снижения налогов в 2019 году применяется показатель 15 %.
Для предприятий, подпадающих под критерии малого бизнеса (если компания находится под контролем резидентов страны, имеющих 51 % и более акций), налог на прибыль в Канаде еще ниже. С 1 января 2019 года фирмы с годовым оборотом менее 500 000 долларов США заплатят в бюджет всего 10 % от чистого заработка.
К обязательствам, уплаченным в федеральный бюджет, добавляются налоги, рассчитываемые по правилам провинций. В каждой из них устанавливаются свои размеры дополнительных сборов:
- пониженные ставки от 0 до 4 % – для малых предприятий (применяют федеральный критерий или утверждают свой);
- повышенные ставки от 11,5 до 16 % – для остальных компаний.
Не используют общую схему расчета в провинциях Альберта и Квебек, поскольку у них отсутствуют налоговые соглашения с Канадским налоговым агентством.
Налогообложение прибыли в результате прироста капитала
База обложения от операций по удачной перепродаже имущества (недвижимости, кроме личного жилья, акций, доли в бизнесе и прочее) рассчитывается в особом порядке. Положительную разницу между ценой продажи и стоимость приобретения уменьшают на обоснованные затраты, понесенные в процессе владения активом, и умножают на 50 %. Из полученной суммы удерживается подоходный налог по ставкам, действующим в конкретной провинции.
Интересно, что имущество, приобретенное нерезидентом, при продаже под действие этой нормы не попадает. Даже если сделка состоялась, когда человек уже стал резидентом.
Принцип обложения и ставки НДС (GST/ HST)
Налог с продаж товаров и услуг (Harmonized Sales Tax/ Goods and Services Tax) также взимается по двум ставкам:
- федеральной – 5 % от суммы реализации;
- провинциальной – от 0 % в Юконе, Альберте и Монтиборе до 10 % в Новой Шотландии и Нью-Брансуике.
Ставки налога суммируются, и с октября 2016 года итоговый размер удорожания в каждой провинции варьируется от 5 до 15 %.
Сумму НДС в Канаде не принято отражать в цене товара, поэтому при расчете на кассе предмет стоимостью в 100 долларов обойдется минимум на 5 долларов дороже.
На сайте CRA есть сводная таблица с разбивкой по каждому региону и онлайн-калькулятор для расчета размера НДС.
Освобождены от налогообложения поставки, связанные с продажей личной жилой недвижимости, долгосрочной арендой жилья, а также медицинские, юридические, образовательные и страховые услуги.
Другие налоги
Налоги на недвижимость в Канаде (Property Tax) относятся к компетенции местных властей и муниципалитетов. Рассчитываются обязательства ежегодно и колеблются в пределах 1 % от оценочной стоимости.
Своеобразная поблажка предусмотрена тем, кто недавно стал резидентом Канады. В течение первых пяти лет они не платят сборы в местный бюджет за имущество, которое было куплено ими до получения статуса постоянного жителя и налогоплательщика страны.
Акцизные сборы (Excise duties) прибавляются к цене каждой единицы табачной продукции, алкоголя (в том числе вина, пива и парфюмерии) и продуктов из конопли .
В отличие от большинства фискальных сборов, для акцизов отчетный период сокращен до месяца (платят и предоставляют документы в CRA производители и продавцы). Разброс ставок велик: например, для алкоголя он составляет 0,12–12,375 долларов США за литр чистого этилового спирта.
С 2019 года заработал новый закон о сборе за углеродное загрязнение атмосферы . Взимается он с предприятий и субъектов хозяйствования, которые используют в деятельности топливо различных видов.
Изначально ставка установлена в 20 долларов США за тонну диоксида углерода, с постепенным ежегодным ростом до 2022 года. На практике это выражается в надбавке за каждый купленный литр топлива ( приложение 2 закона ).
Пройдите социологический опрос!
Налоговые льготы и вычеты
Несмотря на дублирование некоторых видов взносов на разных уровнях, налогообложение в Канаде считается одним из самых щадящих. Не в последнюю очередь потому, что в стране действует большое количество вычетов, снижающих фискальную нагрузку на граждан и постоянно живущих здесь иностранцев.
Уменьшить базу обложения можно за счет расходов на содержание детей до 16 лет и инвалидов, обучение, переезд на расстояние более 40 км, а также взносов на социальное страхование, благотворительность и надбавки за климатическое воздействие для жителей сельских общин.
Сайт CRA представляет пользователям подробный список , в котором перечислены все налоговые льготы. По состоянию на 2019 год перечень содержит 94 позиций.
Порядок подачи отчетности и уплаты обязательств
Физические лица должны подготовить пакет документов и сдать декларацию о доходах до 30 апреля, частные предприниматели – до 15 июня. Если крайняя дата подачи выпадает на выходной (суббота или воскресенье), то его переносят на следующий рабочий день.
Важно знать и помнить, что дата оплаты обязательств не совпадает со сроком представления деклараций. Всю сумму обязательства нужно внести в бюджет до 30 апреля, даже если сам отчет еще не подан.
В Канаде широко практикуется одновременная подача отчетности и оплаты обязательств (но не позднее 30 апреля). Опоздание с оплатой грозит штрафами и пеней (6 % годовых в 2019 году).
Если плательщик не может вовремя погасить всю сумму обязательства по объективным причинам, то можно заключить соглашение об отсрочке без начисления финансовых санкций.
До начала заполнения декларации с уточнением, какие налоги в Канаде должен заплатить резидент и сколько ему положено вычетов, нужно обратиться к своему работодателю или к источнику выплаты прибыли от инвестиционных вложений. Работодатель или финучреждение обязаны предоставить выписки о выплаченных суммах и удержанных налогах (их еще называют slips).
Способы подачи и помощь в заполнении деклараций
На основании полученных данных и сохраняемых в течение года квитанций о понесенных расходах можно заполнить декларацию о доходах и потребовать налоговый вычет. На сайте CRA доступен сервис автоматического заполнения части полей, если плательщик уже подавал отчет ранее и вовремя сообщил о смене значимых реквизитов (изменение количества иждивенцев, места жительства и семейного положения).
Подать отчет можно несколькими способами:
- в бумажном виде через ближайший центр Канадского налогового агентства ( CRA );
- в электронном виде через платный сервис NETFILE (часть услуг предоставляется бесплатно) или через аккаунт на сайте CRA ;
- по телефону – доступно только для тех, кому пришло уведомление из налогового управления. Их рассылают до февраля года, следующего за отчетным;
- через сеть волонтерских организаций , предоставляющих бесплатную помощь по заполнению и предоставлению деклараций для налогоплательщиков с невысокими доходами (меньше 47 500 долларов для семьи из 3 человек) и простыми налоговыми ситуациями (доход выплачивается от работодателя или в виде пенсий, пособий и стипендий).
Отчетность по налогу с доходов физлиц в Канаде подается ежегодно.
Организация учета и отчетность предприятий
Юридические лица обязаны подавать годовую отчетность по налогу на прибыль даже в случаях, когда деятельность не велась и обязательство к уплате отсутствует. Для субъектов хозяйствования не установлены жесткие календарные сроки представления деклараций.
Это связано с тем, что для фирм и корпораций, подконтрольных резидентам Канады и не связанных партнерскими отношениями с другими компаниями, финансовый год может начинаться в любой выбранный ими день года (при условии, что он будет длиться не более 53 недель).
Нормативными документами предусмотрено, что направить информацию о годовой прибыли и оплатить корпоративный подоходный налог в Канаде нужно в течение 6 месяцев после окончания финансового года компании.
Например, для юрлица, зарегистрированного 18 мая 2019 года и указавшего, что конец его финансового года будет приходиться на 15 сентября, следующий налоговый период будет длиться с 16 сентября 2019 года по 15 сентября 2022 года. Первую декларацию о налоге на прибыль нужно подать не позднее 15 марта 2022 года.
Кроме того, ежегодно необходимо подтверждать данные, указанные при регистрации субъекта хозяйствования (annual return), или своевременно сообщать о смене любого из реквизитов: адреса, первых лиц руководства и состава участников.
Все отчеты и декларации заполняются на основании первичной документации и бухгалтерских записей. Вести учет и хранить документы обязаны все юридические и физические лица, получающие доход на территории Канады.
В состав записей включают любые документы, обобщающие и подтверждающие проводимые в течение года транзакции (книги учета, графики, таблицы, выписки, счета, квитанции и прочее).
Срок хранения бухгалтерских документов – 6 лет. Уничтожить бумаги ранее можно только после получения разрешения от CRA и налогового ведомства провинции.
Международные налоговые соглашения
Канадский департамент финансов уполномочен контактировать с профильными органами других стран с целью разработки и согласования межгосударственных соглашений в сфере взимания налогов и обмена информацией.
По состоянию на 2019 год власти Канады имеют в активе:
- 93 действующих договора, исключающих двойное налогообложение доходов, полученных за границей (в том числе с Россией, США, Китаем и странами ЕС);
- 24 соглашения об обмене информацией о зарегистрированных субъектах предпринимательства и полученных ими доходах.
Договорный процесс не останавливается, и текущее положение дел публикуется на сайте Департамента финансов Канады в разделе о налоговых соглашениях .
Сравнение систем уплаты налогов в Канаде и России
Российская Федерация постепенно внедряет в жизнь принцип сплошного декларирования доходов, который уже давно действует в США и Канаде. Целью такой программы является не сбор штрафов за ошибки и неподачи, а уточнение обязательств и возврат по налоговым льготам и вычетам.
В остальном, если проводить сравнение систем налогообложения России и Канады, можно заметить, что в РФ сбор и администрирование обязательств также происходит на федеральном и региональном уровнях. Однако нет дублирующих друг друга видов, например, налог на прибыль является исключительно федеральным сбором, а сбор за транспорт – региональным.
Для местных платежей в России принято устанавливать обязательные для всей страны предельные значения: например, земельный налог ни в одном населенном пункте не может быть выше 1,5 % от стоимости участка.
Кроме того, в Канаде не используются упрощенные налоговые режимы, тогда как в РФ некоторые из них можно даже комбинировать, например, «упрощенку» и единый налог на вмененный доход.
Заключение
На протяжении многих лет Канада привлекает мигрантов из разных стран. Принимая иностранцев, государство решает проблему нехватки квалифицированных кадров, предлагая взамен хорошие перспективы по трудоустройству и лояльные правила налогообложения в отношении заработанного. Не последнюю роль играет социальное обеспечение, когда человек, потерявший работу, может получать страховое пособие в тяжелый жизненный период.