Что такое эмиграция: русская внутренняя эмиграция

Эмиграция, миграция и иммиграция: разница понятий и причины явлений

В российской законодательной терминологии можно встретить похожие на первый взгляд понятия, но имеющие абсолютно противоположные значения. Многие из нас слегка путают между собой такие термины, как эмиграция, миграция или иммиграция. Несмотря на схожесть звучания, они обозначают абсолютно разные действия. Если вы собираетесь выехать за рубеж, но не очень четко разбираетесь в данной терминологии, то рекомендуем прочитать эту статью, чтобы не совершить ошибку при оформлении соответствующих документов на выезд из страны.

Развитие экономики и изменение некоторых государственных границ являются поводом для развития бурных миграционных процессов. Телевидение и СМИ практически каждый день используют эти понятия в своих новостных ресурсах. Человек, который не очень разбирается в значениях данных терминах, может запутаться во всей ему предоставленной информации. Поэтому стоит более подробно рассмотреть каждое понятие и попытаться узнать не только его точное значение, понять разницу в терминологии, но и рассмотреть причины действия, которое оно обозначает.

Основные понятия

Эмиграция

Происходит от латинского слова «emigro», точный перевод – «выселяюсь». Таким образом, эмиграцией обозначают некий процесс, при котором происходит переселение людей из своей страны, в которой они проживали раньше постоянно, в другое государство. При этом такой человек будет называться эмигрантом вне зависимости от того, уезжает ли он с целью обрести новое постоянное место жительство или же планирует временное пребывание.

И опять для многих людей закрадывается некая путаница. Так что такое эмиграция? Другими словами, человек по каким-либо свои причинам выезжает из своей страны, пересекает границу другого государства, и автоматически ему присваивается статус эмигранта. Тогда возникает логический вопрос: турист – это тоже эмигрант? Абсолютно неверно. В отличие от эмигранта туристическая или бизнес-поездка носит кратковременный характер, имеет свою определенную и уже обозначенную дату окончания, а эмиграция подразумевает именно длительное нахождение в пределах другой страны.

При этом у человека может быть одна или группа причин для эмиграции. Он может выехать из страны потому что:

  • не может обеспечить себя на Родине в материальном плане;
  • не удается реализоваться духовно;
  • хочет получить образование либо длительную медицинскую помощь за границей;
  • проходят военные действия на территории другой страны (в основном для категории военнообязанных людей);
  • есть желание возвратиться на Родину предков;
  • существует возможность карьерной реализации в зарубежной компании.

Иммиграция

Определение противоположное по значению эмиграции. Так что такое иммиграция? Проще говоря, если эмиграция – это выезд, то иммиграция – это въезд в страну. Очень часто данное определение путают со словом «миграция». Последнее означает перемещение внутри страны, а не въезд в нее. Причины возникновения этого процесса очень тесно переплетаются с эмиграционными характеристиками, это может быть:

  • различие уровня жизни между странами;
  • наличие дополнительных возможностей экономического характера;
  • возможность получить хорошее образование или выгодное предложение по трудоустройству;
  • более развитая социальная структура;
  • военные действия, а также преследования политического характера.

Миграция

Определяет такие процессы, как перемещение, переселение людей из одного региона страны в другой, но того же государства. Это связано в большинстве случаев с тем, что гражданин ищет лучших условий проживания либо трудоустройства. В последние десятилетия приобретает массовый, масштабный характер, что, несомненно, сказывается на экономическом состоянии как отдельно взятой области, так и на экономическом развитии, демографическом балансе всей страны в целом.

Если рассматривать вопрос миграции в государственных масштабах, то людей естественным образом привлекают более крупные города, где лучше условия проживания и больше возможностей развития. Если раньше мигрант выбирал для себя пусть город поменьше, но более или менее приближенный к себе, то сейчас с развитием транспортной индустрии, такая тенденция снижается. Человек готов проехать тысячи километров, лишь бы попасть в мегаполис, где есть работа и возможность учиться. Как следствие — население таких городов начинает возрастать за счет мигрантов.

Существует несколько видов миграции:

  • территориальная;
  • временная (с возвращением в родной регион);
  • причинно-следственная;
  • по методу реализации.

В основном миграция носит внутренний характер, то есть переселение идет внутри либо страны, либо в пределах одной территориальной единицы. Например, люди из села переселяются в город, из маленького города в крупный, из одной области в другую и т.д.

Еще один критерий классификации – продолжительность. Согласно ему миграция может быть:

  • временной, при которой переезд в другое место предполагает определенное временное условие. Когда истекает срок проживания, мигрант обязан вернуться к себе на малую родину;
  • принудительной. Является следствием невыполнения обозначенных рамок временной миграции. Инструментом воздействия в таких случаях является депортация;
  • сезонной. Возникает, когда человека связывает с другим городом, регионом работа на один сезон;
  • маятниковая. Самый краткосрочный по характеру вид миграции. Связан с расположением места работы или учебы, когда поездки носят ежемесячный, еженедельный или даже ежедневный характер;
  • постоянная. Обоснована не только желанием, но и возможностью самого мигранта остаться в выбранном месте окончательно.

Реэмиграция

У людей желание покинуть родную страну может возникать по разным причинам. Но, как говорится, хорошо там, где нас нет. Некоторые беспроблемно адаптируются на новом месте и остаются на ПМЖ, а многие через некоторое время принимают решение вернуться обратно. В этом случае они принимают статус реэмигранта.

И, соответственно, реэмиграция – это возвращение. Если заглянуть в словарь, то этот термин тесно перекликается с другим определением, а именно «репатриация», очень часто их используют как синонимы.

Иммигрант и эмигрант

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что:

  • иммигрантом называется иностранец, который решил временно либо на ПМЖ переселиться в другую страну и в конечном итоге он в нее въехал;
  • эмигрантом же является гражданин своего государства, который решил его покинуть.

Для многих людей очень сложно понять разницу между двумя этими понятиями не только в силу их похожего звучания, но и близости значения. На самом деле все просто.

Пример. Господин Иванов решил покинуть Россию и переехать жить в Италию. В этом случае для РФ он будет эмигрантом, а для итальянского государства — иммигрантом.

Если совсем утрировать, то для облегчения понимания и запоминания такой разницы в терминологии, рекомендуется провести аналогию между импортом и экспортом товара. Только в этом случае в качестве предмета рассмотрения будет выступать человек.

Причины для эмиграции из России

Мотивы, которые влияют на решение россиян покинуть страну, достаточно индивидуальны. Но их можно подразделить на две основные группы: выталкивающие и притягивающие.

К первой группе относятся:

  • социально-экономические причины (коррупция, сложность ведения собственного бизнеса, нестабильность рубля, низкая зарплата, а также в некоторых случаях ее неофициальный характер, малый бюджет, выделяемый на науку и др.);
  • социально-политические (низкий уровень развития гражданского общества, народное недоверие к институту правоохранительных органов и судебной системе, агрессивная оппозиционная сторона и т.д.).

К притягивающим мотивам можно отнести востребованность высококвалифицированных специалистов, реальную возможность повысить уровень своей жизни, более прозрачные и мягкие условия для ведения своих бизнес-проектов, прозрачную и развитую инфраструктуру, доступные медицинские, социальные услуги и многое другое.

Самые привлекательные страны для эмиграции

Согласно статистическим данным, наиболее эмиграционно-популярными у россиян являются следующие страны. Список представлен в порядке от наименее посещаемого государства, до максимально востребованного.

  1. Кипр. Перелет из столицы РФ займет всего пару часов, поэтому впоследствии не должно возникнуть проблем с регулярными поездками к друзьям и/или родственникам. Отличается благоприятным климатом с хорошей экологической обстановкой. Практически отсутствует языковой барьер. Процедура оформления документов на ПМЖ носит доступный характер.
  2. Доминиканская Республика. Ее власти заинтересованы в притоке иностранных граждан, особенно бизнесменов и специалистов высокой квалификации. Первоначально выдается вид на жительство, по истечении пяти лет человек может оформить гражданство.
  3. Венгрия. Кроме прекрасной природы и хорошей экологии, страна отличается низким уровнем преступности, возможностью получить прекрасное образование и дальнейшее трудоустройство. При этом государство является одним из самых богатых в Европейском Союзе. Получив гражданство, можно беспрепятственно путешествовать по любой стране ЕС.
  4. Польша. По менталитету очень близка к России, польский язык достаточно легко выучить в короткий срок. Страна постоянно прогрессирует как в экономическом, так и в социальном секторе.
  5. Израиль. Основными притягательными характеристиками являются: достойная зарплата, развитая инфраструктура, высокий уровень медицины, отличный морской климат и многое другое. Однако попасть в эту страну гораздо сложнее, чем в другие из списка. Для этого надо иметь либо родственников с еврейскими корнями, либо заключить брак с гражданином этой страны.

Миграционные программы

Каждое государство разрабатывает свою миграционную политику, которая подкрепляется законодательно. Как правило, она включает в себя ряд программ, согласно которым можно получить разрешение на въезд в страну с соблюдением определенных условий. Основными направлениями миграционной программы являются:

  • семейное;
  • профессиональное;
  • учебное;
  • гуманитарное;
  • инвестиционное.

Но для того чтобы получить гражданство хотя бы по одной такой программе, следует предоставить властям все необходимые документы, которые бы полностью подтверждали ваши истинные намерения и причины получения ПМЖ в их государстве.

Как эмигрировать самостоятельно?

Иметь лишь одно желание эмигрировать достаточно мало. Необходимо разработать и воплотить в жизнь комплекс мероприятий, при которых оно трансформируется не просто в цель, а в уже случившееся событие. Есть несколько рекомендаций.

Первоначально можно съездить в выбранную страну в качестве туриста. Если есть реальная возможность, то лучше пожить в течение одно-двух месяцев в выбранном городе. Это не только поможет почувствовать атмосферу будущего места жительства, но и значительно повысит языковой уровень.

Также особое внимание следует уделить имеющимся в этой стране миграционным программам. Оптимальным способом является поступить в какое-либо учебное заведение, найти своего работодателя, купить недвижимость, а лучше всего предложить властям уже готовый бизнес или инвестиционный проект.

Заключение

В поисках лучших условий для себя, своих детей, родственников человек может передвигаться как внутри страны, переезжая из города в город, так и пересекая границу другого государства. Находясь в одной точке земного шара, он будет являться мигрантом, преодолев какое-то расстояние, может стать эмигрантом для своей страны и иммигрантом для другой. Все эти термины настолько взаимосвязаны по действию, но имеют различный законодательный аспект, что прежде чем переехать куда-либо, все-таки стоит повнимательнее изучить каждое из этих понятий.

Понятия миграция, эмиграция, иммиграция и разница между ними

В законодательной терминологии существует несколько понятий, очень схожих на первый взгляд. Это миграция, эмиграция, иммиграция. Необходимо знать, в чем состоит разница между этими определениями, чтобы не запутаться.

Различия миграции, иммиграции, эмиграции

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:
    • Московская область: +7 (499) 938-42-57
    • Ленинградская область: +7 (812) 467-32-98
    • Федеральный номер: +7 (800) 350-83-26

Миграцией называется любое перемещение человека или группы лиц внутри страны или из государства в государство с целью поиска улучшения качества жизни. Она относится к общим понятиям, имеет более широкий смысл и включает в себя множество разновидностей перемещения людей по своему государству и между различными странами.

Миграция бывает внешней, когда человек переселяется из одного государства в другое. И внутренней, когда переселение осуществляется в пределах одной страны (из региона в регион).

Важно! Именно внешняя миграция делится на эмиграцию и иммиграцию. Они имеют практически идентичные причины, ведь одно и то же лицо, выезжая из своей страны, становится эмигрантом, а приезжая в другое государство на постоянное место жительство становится иммигрантом. Но причины для этого процесса у него не меняются.

Термин «эмиграция» происходит от латинского слова означающего «выселяюсь» и означает переезд в другую страну по личным, политическим, экономическим, религиозным обстоятельствам. Обычно это однократный выезд за пределы своей страны, гражданство которой он имеет. При этом гражданин совсем не обязательно должен отказаться от своей родины и подданства.

Иммиграция – это противоположное понятие, которое происходит от латинского термина со значением «вселяюсь». Это процесс въезда на территорию другого государства с целью постоянного проживания и трудоустройства.

Эмиграция: причины и способы покинуть свою страну

Если говорить об эмиграции, то это процесс переезда человека в другую страну на постоянное место жительства. Такое решение мигрант принимает в силу некоторых обстоятельств.

К ним относятся:

  • сложная политическая, экономическая, экологическая ситуация в стране своего проживания;
  • возвращение на историческую родину своих предков;
  • невозможность в стране своего проживания получить образование, пройти лечение, реализовать себя.

Обратите внимание! Эмиграция может быть рабочей, учебной, деловой, через покупку недвижимости.

Основной причиной эмиграции является поиск лучших условий жизни. Это включает получение хорошего образования, высокооплачиваемой работы, улучшение своих жилищных условий. Точную статистику мигрантов довольно трудно указать.

Существует несколько служб, которые ведут подобный учет. Также не всегда люди уезжают на время, а не навсегда. Некоторые не приходят по месту своей прописки для снятия с учета. Количество эмигрирующих людей из России учитывается Росстатом, исходя из данных МВД и миграционной службы.

Больше всего из России эмигрируют люди в европейские страны. Это связано с более высоким уровнем жизни там. В качестве примера можно отметить, что в развитых государствах Европы и Америки даже у безработных имеется хотя бы один автомобиль, который они могут позволить себе на социальное пособие. В то время как в России автомобиль считается предметом роскоши, который далеко не каждый работающий гражданин может себе позволить, особенно в провинции и деревне.

Важная информация для эмигрантов

При эмиграции следует учитывать разницу между проживанием в стране с визой и разрешением на работу и со статусом постоянного жителя. Во многих странах с рабочей визой можно проживать достаточно долго. Но при этом мигрант не считается гражданином страны, он просто гость. Соответственно, никаких социальных гарантий государство ему не дает. Он не может получить медицинскую помощь по социальной страховке.

После эмиграции человек сталкивается со многими проблемами, связанными с адаптацией на новом месте. Поэтому такое решение не принимается спонтанно, необходимо все тщательно обдумать. Гражданин отказывается от своей культуры, языка, привычного уклада жизни. Особенно чувствительным натурам это очень трудно дается, особенно людям среднего и преклонного возраста. Социальная адаптация в другой стране

Одним из самых необходимых навыков, как для эмигранта, так и для иммигранта является знание языка принимающей страны. В большинстве стран это обязательно должно подтверждаться соответствующим сертификатом, который открывает перед приезжим хорошие перспективы. Также часто в государствах имеются списки востребованных профессий, которые также стоит изучить перед выездом. Например, в Канаде и США востребованы инженеры, программисты. А вот найти работу переводчика или учителя довольно трудно.

Почему люди уезжают?

Проблемы миграции стоят по-разному в каждой стране. И в зависимости от государственной политики в отношении мигрантов будет зависть комфортность и благополучие пребывания иммигранта в стране. Чаще всего люди въезжают в страны с более высоким уровнем жизни, который включает возможность получить более качественную потребительскую корзину, социальные гарантии от государства, обеспечение жилой площадью, защищенность, получение образования и трудоустройство с хорошей заработной платой.

Эмиграция из России включает в себя несколько исторических потоков. В основном они были связаны с политическими мотивами. Советская власть всячески притесняла творческих людей (поэтов, писателей, художников, деятелей искусства), поэтому они стремились уехать за границу, где они могут свободно творить. В настоящее время люди эмигрируют в другие государства больше для получения образования и хорошей работы, более высокого уровня жизни, обеспеченной старости.

Если говорить о возрасте мигрантов, то практически 80% потока перемещающихся граждан составляет молодежь до 30 лет. Это объясняется мобильностью данной группы населения, их стремлением найти лучшее место для себя в жизни. Эмигрируют из страны и люди пенсионного возраста. Но у них имеются другие причины для этого. Чаще всего пожилые переселяются в другие страны по этническим мотивам, стремясь вернуться на историческую родину, или переезжают к своим детям и внукам.

Иммиграция

Это процесс въезда в другую страну. Иммигрируют люди также по разным причинам. Основаниями являются:

  • стабильная экономическая, социальная ситуация в принимающей стране;
  • льготы для малообеспеченных слоев населения;
  • возможность спокойно работать и получать за это достойную оплату;
  • отсутствие угрозы для жизни и здоровья;
  • толерантные законы;
  • расходы на продукты, одежду, тарифы ЖКХ позволяют достойно жить.

Все эти факторы являются основополагающими для въезда в чужую страну.

Важно! Прежде чем въехать куда-нибудь, необходимо тщательно изучить политику в отношении мигрантов в выбранной стране, что не оказаться в еще худшей ситуации, чем у себя на родине.

Иммиграция может быть независимой и деловой. Плюсы и минусы процесса зависят от того, насколько человек предусмотрел все возможные нюансы своего пребывания в новой стране. Это во многом зависит от востребованности специальности, которой обладает иммигрант, уровня жизни в стране будущего пребывания, государственной политики в отношении мигрантов, возможности получения гражданства в будущем.

Какие иммигранты нужны?

Традиционно привлекают людей такие страны как США, Канада, Германия, где очень высокий уровень жизни. Но не всегда мечта может сбыться, и эти страны принимают мигрантов с распростертыми объятиями.

Развитые страны заинтересованы в квалифицированных кадрах определенных областей, своих собственных специалистов в которых у них недостаточно. Поэтому прежде чем собирать вещи и въезжать в выбранную страну, следует узнать, какие специалисты востребованы в данном государстве. В противном случае работу там найти будет довольно трудно и на дружелюбность вряд ли стоит рассчитывать.

Обычно иностранные государства с радостью принимают иностранных гостей в следующих случаях:

  • имеется необходимость увеличить кадровый резерв, не тратя средств и времени на обучение собственных молодых специалистов;
  • получить квалифицированные кадры за меньшую заработную плату, чем требуют сотрудники из своей страны;
  • «омолодить» штат своих сотрудников.

Миграция способствует развитию экономики, но в некоторых случаях она становится причиной ухудшения криминалистической ситуации. Это случается в том случае, когда принимающая страна пускает на свою территорию слишком большой поток мигрантов или когда они пребывают сами нелегально. У принимающего государства не хватит рабочих мест, экономических ресурсов для обеспечения всех мигрантов. В результате они остаются без денег, без жилья и еды. Чтобы добыть себе пропитание мигранты вынуждены совершать преступления. Поэтому иностранные государства четко прописывают, какие именно люди им нужны.

Следует отличать схожие статусы иммигранта и туриста. Они отражены в таблице.

КритерииТуристИммигрант
Причина въездаИзучение истории, культуры, языка принимающей страны.Улучшение качества жизни.
Срок пребыванияОпределенный отрезок времени.Постоянное пребывание.
Документы, разрешающие пребывать в иностранном государствеТуристическая виза.Вид на жительство, гражданство.

В заключение

Миграция, эмиграция, иммиграция – это естественные процессы, которые начали происходить еще в древности. Ведь каждому хочется хорошо жить, получить хорошее образование, быть социально защищенным, получать хорошую зарплату, квалифицированную медицинскую помощь, не беспокоится постоянно за свою безопасность. Именно с такими целями мигранты пересекают границы других государств.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Что такое эмиграция: русская внутренняя эмиграция

Граждане России нередко стремятся уехать за рубеж с целью постоянного проживания и трудоустройства. Люди, решившие покинуть родину и обосноваться за границей, получают статус эмигрант. По каким правилам проводится эмиграция населения, каковы перспективы и риски переезда, знают далеко не все жители РФ.

Чтобы разобраться в данной отрасли, необходимо заручиться профессиональной юридической поддержкой. Специалисты разъяснят соискателям их права и обязанности при переезде, дадут определение терминам эмиграция и реэмиграция, помогут определиться с направлением для переезда и оформить необходимый перечень документов.

Чтобы сэкономить собственные силы и ресурсы, но получить компетентную юридическую поддержку, нужно зайти на наш сайт и оставить электронную заявку или связаться с экспертом в телефонном режиме. Консультанты расскажут, кто такие иммигранты и эмигранты, как проводилась первая волна и последующие этапы эмиграции из РФ, что такое реэмиграция, чем отличается внутренняя эмиграция и т. д. Мы всегда ищем индивидуальный подход к каждому клиенту, стараемся предоставить эффективные рекомендации, подготовить персональный алгоритм действия, чтобы соискатель мог эмигрировать, когда и куда ему будет удобно.

Причины эмиграции из РФ

  • Экономические проблемы в стране. Они являются самой распространенной причиной, по которой русская эмиграция носит массовый характер. Высокие цены на продукты и услуги государственной сферы, коррупция, безработица, инфляция – все это не дает гражданам спокойно жить и обеспечить достойное будущее своим детям. Пример высокоразвитых стран, где противоположная обстановка стимулирует россиян уезжать.
  • Политические преследования. Нередко русская эмиграция сталкивается с тем, что не могут вести бизнес или заниматься любимым делом, т. к. власти ущемляют человека в правах из-за его религиозных, политических, национальных убеждений.
  • Военные действия. Сложная обстановка в стране, когда гибнут люди и жизни мирного населения подвержены опасности, русские эмигранты также хотят найти максимально надежные и спокойные условия, гарантировать собственную безопасность. Именно по этой причине прошла первая волна миграции.
  • Экологические катастрофы. Взрывы на атомных станциях, пожары на нефтяных складах и просто отрицательная экологическая обстановка в промышленных зонах страны заставляет людей эмигрировать за рубеж.
  • Отсутствие возможности реализации профессиональной деятельности. Российская эмиграция и ее волны часто основываются на том, что творческие личности и представители интеллигенции не могут заниматься своей работой. За рубежом знают, что русские эмигранты в своем большинстве, это художники, режиссеры, поэты и писатели, врачи и т. д.

Реэмиграция и ее значение для России

Нередко в современной юридической практике можно встретить термин реэмиграция. Что он обозначает, известно не всем.

Это определение применяется для процесса возвращения бывших эмигрантов на историческую родину. Ярким примером, когда проводилась обратная эмиграция в Россию, является возвращение россиян из Германии, куда они были принудительно угнаны или увезены в плен.

Довольно часто реэмиграция ассоциируется с репатриацией, но эти понятия условно называют синонимами.

Наравне с Россией на территории стран бывшего Союза репатриация довольно развита в Казахстане и Украине. Лицам, когда-то покинувшим родину, предлагают вернуться сюда, получить гражданство по упрощенной схеме, оформить пособия и финансовую поддержку от государства, что многих заставляет задуматься о возвращении.

Реэмиграция сегодня активно изучается социологами. В РФ даже была создана специальная программа добровольного переселения соотечественников.

Проект был запущен в 2006 году и рассчитывался на 6 лет, однако, в 2013 году в связи с высокой востребованностью и популярностью программы, ее было решено продлить на неограниченный срок. Любой эмигрант, имеющий российские корни или рожденные в РФ или даже в СССР, может на простых условиях вернуться в страну.

Реэмиграция позволяет властям урегулировать демографические вопросы, скоординировать расселение граждан, повысить уровень жизни в дальних регионах страны.

Проблемы внутренней эмиграции


Внутренняя эмиграция – это явление в России, когда жители одного региона массовое переезжают в другой, более развитый. Большая территория страны приводит к тому, что социально-экономический уровень не везде находится на высоком уровне. Также внутренняя эмиграция в России часто провоцируется климатическими и природными факторами.

Согласно показателям статистики, постепенно опустошаются регионы Дальнего Севера и Востока. А центральные субъекты РФ переполняются, что приводит к сдвигам в размещении населения.

Внутренняя эмиграция в России напрямую связана с процессом урбанизации, т. е. переселения жителей сельской местности в города. Чтобы решить данную проблему, правительство должно ввести меры, направленные на:

  • оказание помощи переселенцам
  • создания социально-экономического фундамента для сельских жителей
  • организацию благоприятных условий проживания в селе
  • привлечение специалистов и распределение студентов в сельской местности.

Внутренняя эмиграция сможет быть урегулирована только при условии реструктуризации и упрощения системы учета мигрантов. Люди должны получить возможность максимально просто регистрироваться по месту жительства и сниматься с учета, переезжать и восстанавливать свой статус.

Реэмиграция в регионы будет проводиться, если власти разработают специальную концепцию, направленную на определение важных регионов, куда следует привлекать мигрантов, создание комфортных жилищных условий и сферы занятости, а также мер поддержки переселенцам. Внутренняя эмиграция – неотъемлемый демографический процесс, который можно будет контролировать и направлять, приняв соответствующие законы и ряд мер.

Внутренняя эмиграция

Власть сильна тогда, когда её поддерживает народ. Именно поддержка народа обеспечивает её легитимность. Простейшая форма поддержки, когда человек считает эту власть своей. Это означает, что он признаёт за властью право на господство.

Кое-кто, зная это правило, пытается его обратить против власти. Такой человек думает, что если он не будет считать эту власть своей, то тем самым он подорвёт её легитимность. И, в сущности, он прав. Конечно, его индивидуальная позиция многого не решает, но лавина состоит из множества камней, и если значительное количество людей отвернётся от власти, власть почувствует, что почва уходит из-под ног, и у неё начнутся проблемы.

Однако палка – всегда о двух концах. Второй конец ударяет по тому, кто отказывает власти в праве на господство. От того, что человек теперь будет говорить «эта власть», власть сразу же никуда не денется. Никуда не денется и человек. По правде говоря, логика его позиции такова, что ему следовало бы уехать в эмиграцию. Какой смысл находиться под властью, которая не твоя? Ты будешь чувствовать себя неуютно, любое действие власти будет тебя раздражать; иначе говоря, ты будешь находиться под гнётом, даже если власть вовсе и не думает его создавать.

У уехавшего в эмиграцию в картине мира могут быть позитивные тона: ему может нравиться егоновая среда обитания. У того, кто остаётся во внутренней эмиграции, никакого позитива не наблюдается. Весь его позитив приходится на ожидания: он ждёт, что «эта власть» уйдёт, и начнётся новая эпоха, которая будет строиться так, как ему хочется. История никого не учит, иначе бы люди знали, что ожидания не сбываются, и всё получается не так, как рисуется в мечтах. Поэтому смена власти обычно выглядит как катастрофа. Но, слава Богу, катастрофы случаются нечасто. И власть не исчезает только потому, что кто-то решил уйти во внутреннюю эмиграцию.

Выбор в пользу внутренней, а не внешней эмиграции может быть обусловлен банальным отсутствием возможности уехать. Но встречается и осознанный выбор: человек различает «эту власть» и «мою страну». Он говорит, что моя страна достойна другой власти; что со своей страной нельзя расставаться, надо просто дождаться перемен. Вроде бы, такой человек имеет право считать себя патриотом. Однако на поверку патриотизм этот оказывается весьма странным. Внутренний эмигрант желает действующей власти всего плохого, и побольше. Поэтому он радуется её неудачам, жаждет их, подталкивая власть мыслью в сторону провала. Но пока власть реализует своё право на господство, её неудачи оборачиваются неудачами страны и бедствиями для населения. Получается, что внутренний эмигрант радуется, когда становится хуже. Он желает своей стране далёкого счастья, предвкушая, что прямо сейчас она ввергнется в бездну. А если этого не происходит, он разочаровывается и в стране и в народе, который имеет глупость по-прежнему поддерживать «эту власть».

Сам человек при этом духовно разрушается. В нём остаются только злость, скепсис и сарказм. Ему всё кажется прогнившим, и ничего хорошего он уже не видит. То хорошее, что случается вокруг него, он воспринимает как обман и мираж. Объединяться с другими он может только для критики и разрушения, поскольку в созидательную силу больше не верит. Длительная внутренняя эмиграция приводит к духовной смерти.

То, что в России существует политическая внутренняя эмиграция, тайны не составляет. Она может быть окрашена в разные цвета политического спектра. Так, в последнее время к оранжевой или белоленточной добавилась националистическая внутренняя эмиграция. В конце концов, к тому, что внутренняя эмиграция присутствует в современной общественной жизни, мы уже привыкли.

Но, оказалось, возможна и церковная внутренняя эмиграция. Истерическая реакция на события этого года – планирующийся Всеправославный собор и прошедшую встречу Святейшего Патриарха Кирилла с главой Римской католической церкви – показала, что в Русской Церкви есть некоторое число людей, не считающих священноначалие своей духовной властью. Очевидно, что неприятие поступков священноначалия, – плод не одного дня. Это настроение вызревало и вынашивалось. В какой-то момент люди сказали для себя «это церковное руководство», «этот патриарх» (вместо «мой Патриарх»), и оказались в эмиграции внутри Русской Православной Церкви.

Пример политической внутренней эмиграции показывает, что будет с ними дальше – начнётся их духовное разрушение. Матерь-Церковь будет принимать в их глазах черты ненавистной мачехи. Рано или поздно такие люди отложатся от Церкви, потому как им будет тяжелонаходиться в единении с теми, кто не вкусил от их горького плода. Конечно, отколовшиеся будут считать себя единственно верными православными; впрочем, таковыми мнят себя любые раскольники. Они будут спорить друг с другом, кто более прав, объединяясь лишь для совместного закидывания камнями тех, кто остался.

Церковь же устоит. Именно потому, что Церковь – это единство, причём единство, построенное на любви. Это не значит, что люди, образующие Церковь, не могут наделать ошибок. Но пока между ними любовь, эти ошибки не станут фатальными.

Антиподом любви является гордыня. Именно гордыня, прорастая в человеческом сердце, возносит человека над любой властью – как светской, так и духовной. Человек начинает думать, что он знает, как надо поступать – не ему, а другим. И чем ярче поступки других людей, тем сильнее ему они режут глаза. С посредственностью у власти он быещё смирился, но если властвующие совершают нечто большое, то гордец не может это не раскритиковать. Именно поэтому неординарные события заставляют внутренних эмигрантов кричать во весь голос. Тайное становится явным. Принятое в сердце выступает наружу.

Если новизна происходящего затушуется, эмоции пойдут на спад. Если же события будут таковы, что придётся действовать нестандартно и дальше, стоит ожидать, что проявится новая череда внутренних эмигрантов. Не появится, а проявится, поскольку их эмиграция – давно состоявшийся, но ещё не озвученный факт.

Внутренняя эмиграция

Несмотря на массовые репрессии, чистки, жесткий идеологический контроль, советской власти не удалось выявить всех своих противников. Это было невозможно, отчасти потому, что большинство врагов власти никак себя не проявляли, понимая безнадежность борьбы с ней, мимикрировали, пытались приспособиться к существовавшим в сталинском СССР «правилам игры»; другой причиной было то, что сама власть своей политикой способствовала появлению новых противников в среде молодого поколения. В СССР существовал слой людей, не принимавших советского режима, его идеологии, обычаев, мечтавших о его крахе. Это была внутренняя эмиграция. Термин «внутренняя эмиграция» вошел в обиход в 1922 г., после публикации в литературном приложении к берлинской сменовеховской газете «Накануне» частного письма К.И. Чуковского к А.Н. Толстому. Не кто иной, как автор «Мойдодыра», обвинил своих товарищей-литераторов, обитателей петроградского Дома искусств, во «внутренней эмигрантщине». Термин прижился, был подхвачен «Правдой»[9].

Это явление, конечно, выходило за пределы узкого круга петроградских литераторов. Апология позиции «внутренних эмигрантов», равно как развернутое определение и подробное описание явления внутренней эмиграции, была дана в статье «внутреннего эмигранта», ставшего после окончания войны эмигрантом настоящим, Н.И. Осипова. Статья так и называлась: «Внутренняя эмиграция в СССР»[10]. В ней, в частности, говорилось:

Внутренняя эмиграция – это самое решительное неприятие советской власти, самое решительное отрицание ее теоретических основ, обычно ничем не обнаруживаемое. Это понятно: малейшее проявление протеста повело бы к немедленной ликвидации протестанта; внутренняя эмиграция существует постольку, поскольку она себя не обнаруживает. Обычно внутренний эмигрант считает всякую борьбу с советской властью безнадежной и бесполезной. Единственной формой обнаружения своих настроений является самоубийство[11].

Осипов отвергал возможные обвинения «внутренних эмигрантов» в трусости и аполитичности: «Это люди мужественные, нередко с ярко выраженным политическим темпераментом и всегда с непреклонными политическими и нравственными убеждениями»[12]. Они «непримиримо отрицают и глубоко презирают» советский режим, прекрасно разбираются в его особенностях, делают «блестящие прогнозы» о шагах советского руководства. «Такое глубокое понимание сущности советской власти в России находит место только среди внутренних эмигрантов»[13]. Внутренние эмигранты составляют подпольную русскую культурную элиту: «Внутренняя эмиграция – замечательное явление русской культуры. Оно подспудно, как и многое другое в Советской России. Внутренняя эмиграция – это культурные катакомбы»[14].

Осипов подчеркивал, что речь идет вовсе не о «подпольной антисоветской организации», а о многочисленной группе лиц из разных слоев общества (от генералитета Красной армии до пролетариев и крестьян-сектантов), существующей совершенно разрозненно – семьями или маленькими кружками. Портрет «среднего» внутреннего эмигранта, который рисует Осипов, психологически понятен, целостен и последователен, вероятно, во многом автобиографичен:

Первая задача внутреннего эмигранта – это охранение своего внутреннего мира от искажающего воздействия большевистской стихии. Задача эта решается по-разному. Одни отгораживаются от этой стихии начисто. Нигде не служат, перебиваются кустарничеством Не берут в руки газет. Не ходят в театры, чтобы не соприкасаться с советской драматургией; разве на Чехова раз в год. Стараются не встречаться с людьми. Живут робинзонами в огромном городе. Другие вынуждены служить. Они стараются выбрать службу, как можно более далекую от «актуальных задач» советской власти: пристраиваются куда-нибудь в музей или архив. Или берут такую работу, которая не требует никакого энтузиазма, а только выполнения принятых на себя обязательств. Например, в 20-х годах существовала такая должность вычитчика; на эту работу устремились многие внутренние эмигранты. Когда в университетах понадобилась латынь, пошли в преподаватели латинского языка.

Но, разумеется, только меньшинство внутренней эмиграции находило себе относительно аполитичную работу… Большинству приходилось брать обычную советскую работу… Для большинства внутренней эмиграции основным правилом было самым резким образом выраженное раздвоение жизни, жизнь в двух различных мирах, не имеющих никаких точек соприкосновения, это – служба и жизнь за пределами службы. На службе надлежало быть исполнительным и по возможности незаметным работником… Носить маску серого, незначительного, не вызывающего интереса человека. [15]

Учитывая, что, согласно самому Осипову, внутренняя эмиграция – вещь в себе, никак себя не манифестирует и никакой активной коммуникации не предполагает, ее характеристики кажутся неверифицируемыми и опираются как будто только на личный опыт автора. Однако же эго-документы, увидевшие свет отчасти в эмиграции, отчасти ставшие доступными историкам в постсоветскую эпоху, в период архивной революции и «революции памяти», ознаменовавшейся среди прочего публикацией некоторых весьма информативных дневников, показывают, что «реконструкция», произведенная Осиповым, отражала настроения и модели поведения, свойственные некоторым людям 1920-х и особенно 1930-х гг.

Подтверждение тезиса, что «раздвоение жизни» было достаточно распространенным явлением, находим в дневнике М.М. Пришвина. Уже после начала войны он записывает:

Речь Сталина (3 июля 1941 г. – О.Б.) вызвала большой подъем патриотизма, но сказать, действительный ли это патриотизм или тончайшая подделка его, по совести не могу, хочу, но не могу. Причина этому – утрата общественной искренности в советское время, вследствие чего полный разлад личного и общественного сознания.

Бывало, скажут: «копни человека.», но теперь его ничем не прокопнешь: загадочный двойной человек. Но, может быть, так это и надо?[16]

«Двойную жизнь» вела, к примеру, Любовь Шапорина, художница и режиссер театра марионеток, испытывавшая отвращение к советской действительности и поверявшая свои мысли дневнику и немногим друзьям.

11 марта 1938 г. она записывает под впечатлением от очередного показательного процесса и происходивших каждую ночь арестов, в том числе ее коллег и знакомых: «Морлоки… Уж никаких статей теперь не говорят, чего стесняться в своем испоганенном отечестве. … жить среди этого непереносимо. Словно ходишь около бойни и воздух насыщен запахом крови и падали»[17].

19 февраля 1939 г. Шапорина пишет:

Кругом умирают, бесконечно болеют, у меня впечатление, что вся страна устала до изнеможения, до смерти и не может бороться с болезнями. Лучше умереть, чем жить в постоянном страхе, в бесконечном убожестве, впроголодь. Очереди, очереди за всем. Тупые лица, входят в магазин, выходят ни с чем, ссорятся в очередях[18].

Подписание пакта Молотова-Риббентропа было воспринято ею как капитуляция перед Германией, перед Гитлером, как «второе издание» Брестского мира: «Русский народ лежит на обеих лопатках, и “лежит на нем камень тяжелый, чтоб встать он из гроба не мог”. Лежит, кто пьяный, кто трезвый, но запуганный до потери человеческого облика»[19]. Запуганный не внешним противником – собственной властью.

Рабство, германское иго – так я предпочитаю, чтобы оно было открытым, – пишет в раздражении Шапорина. – Пусть на каждом углу стоит немецкий шуцман с резиновой дубинкой в руках и бьет направо и налево русских хамов, пьяниц и подхалимов. Может, тогда они поймут, где раки зимуют[20].

Антисоветские настроения Шапориной можно было бы объяснить тем, что она из «бывших»: дворянка, выпускница Екатерининского института, пожившая во Франции и в Италии, помнившая прошлую жизнь. В 1917-м ей исполнилось 38 лет.

Однако не меньший накал антисоветских настроений можно обнаружить и у людей другого поколения, выросших при советской власти и испытывавших к ней что угодно, кроме благодарности.

Аркадию Манькову в 1917-м исполнилось четыре года. Он вырос при советской власти, поначалу записи, которые он вел, будучи учеником 5-го и 6-го классов, по собственным словам Манькова, были полны «наивного восторга жизни, восхваления Октябрьской революции, В.И. Ленина и Майских праздников»[21]. Однако в начале 1930-х гг. его настроения меняются на прямо противоположные. В 1931-1934 гг. он работал статистиком на заводе «Красный треугольник» в Ленинграде, зарабатывал «рабочий стаж», необходимый для поступления в высшее учебное заведение, в 1932-1935 гг. одновременно учился на вечерних курсах библиографов при Публичной библиотеке; после недолгой службы библиографом поступил на исторический факультет Ленинградского университета.

Дневник Манькова – это хроника выживания некогда благополучной семьи адвоката[22], хроника жизни в нищете, безденежья, постоянного недоедания: «Изо дня в день шпарим щи, гнилую свежую (как ни странно сочетание!) капусту, огурцы». Если же «хочешь, субчик, мяса, – иронизирует над самим собой Маньков, – пососи собственный палец. Он тоже из мяса!»[23]

В сущности, трудно даже передать простыми словами меру нашего нищенства. Сундук пуст. Все в закладе. У матери на руках с десяток ломбардных квитанций на сумму в 125 руб. В ломбарде лежит: мамино пальто – старинное, на меху лисы, три куска разной материи, в том числе сукно, енотовый воротник, отцовский жилет и прочее, тому подобное[24].

По отношению к советской власти Маньков настроен резко критически и никаких иллюзий в ее отношении не строит. Если бы его записи попали в руки НКВД, то в данном случае заключение о враждебности к советской власти было бы совершенно справедливым. Любопытно, что 20-летний статистик пытается осмыслить происходящее на теоретическом уровне, оперируя наиболее ему известными (скорее всего, единственными известными ему) марксистскими категориями:

Если взглянуть на историю возникновения капитализма, то так называемое первоначальное накопление капитала отдает потом и кровью десятков миллионов людей. А у нас разве не одно и то же? Буквально физическое уничтожение целых слоев населения, насильственная экспроприация мелких собственников, насильственное объединение их в коллективы. Нищета. Голод[25].

16 октября 1934 г. Маньков записывает по поводу опубликованного «на днях» в газетах сообщения о разоблачении контрреволюционной организации, состоявшей из инженеров и служащих, которые вели агитацию и распространяли листовки: «Значит, совесть еще не у всех куплена. Трое расстреляны. . помянем их добрым словом. Увековечим в сердцах наших их память»[26].

Он отчетливо сознает, что является врагом власти, хотя и совершенно пассивным. Четыре года спустя Маньков, уже студент исторического факультета Ленинградского университета, записывает в связи с арестом нескольких студентов, в том числе его однокурсника, «активиста до мозга костей»:

У всех тяжелое состояние растерянности и недоумения. Впрочем, начинаешь привыкать к этому и уже как-то перестаешь связывать подобного рода эксцессы с возможностью своего провала.

Впрочем, что у меня за душой? Пока только дневники[27].

Обратим внимание, во-первых, на характерное «пока», Маньков как будто не исключает более активной вовлеченности в противодействие властям, во-вторых, на то, что он отчетливо сознает антисоветскую сущность своих дневников, но продолжает их вести, несмотря на аресты вокруг; для него это акт сопротивления, хотя и пассивного.

Получив мобилизационное предписание, пока что на военные сборы, Маньков записывает: «Воевать мне не хочется. Да и не знаю, во имя чего»[28].

Два года спустя накал его антисоветских настроений, скорее, вырос, нежели снизился. В связи с сообщением о введении платного образования в старших классах средней школы и в вузах Маньков записывает:

Самое мерзкое, самое подлое то, что устроили из этого сюрприз. Молодые люди держали экзамены, связывали с этим определенные надежды, наконец, проучились месяц, и вдруг. Это показывает, как наши правители мало считаются с народом, как плюют ему в лицо, бьют его по затылку, пинают под задницу[29].

Маньков не строит иллюзий относительно внешней политики СССР. По поводу «добровольного присоединения» Эстонии к Советскому Союзу он замечает: «Народ живет в достатке, покойно и тихо. Спрашивается, почему вмешались мы со своим освобождением? Не для того ли, чтобы освободить их от житья в достатке, покое и тишине и принести свое убожество, нищету и озлобленность?»[30]

24 октября 1940 г. очередная запись об окружающей нищете:

Народ обнищал. Даже очереди в скупочные магазины. Как трудно встретить чистое, искреннее и живое движение души в этих сумерках, где кроме разговора о нужде, деньгах, работе, болезнях, масле и сахаре нет ничего. Все спрятались. Замкнулись. Боятся. Отупели. Обескуражены.[31]

26 октября 1940 г. Маньков делает выписки из «Записок» С.М. Соловьева, в том числе: «мы были убеждены, что только бедствие и именно несчастная война могла произвести спасительный переворот, остановить дальнейшее гниение»[32].

В данном случае выписки Маньковым, ставшим уже аспирантом, делались вовсе не в научных целях, они вплетены в политический контекст и свидетельствуют о пораженческих настроениях молодого историка. Или, во всяком случае, размышлениях о благодетельных последствиях поражения в будущей войне для страны, подобно тому, как это случилось после неудачной Крымской войны. В том, что война не за горами, мало кто сомневался.

В.Д. Соколов-Самарин вспоминал о том, что двое преподавателей техникума, в котором он тогда работал (дело было в Воронежской области), «понимающими улыбками» встретили вырвавшееся у него восклицание в отношении секретаря райкома партии, грубо разговаривавшего со стариком-преподавателем: «Лет через пять мы с ними посчитаемся!» По контексту разговора все понимали, что речь шла о будущей войне. Один из коллег Самарина добавил: «Раньше!» Война началась через год[33].

Антисоветские настроения были свойственны, подчеркнем еще раз, людям разного возраста (хотя молодым в меньшей степени), разного социального положения, разной «успешности». Корни этих настроений были различными и далеко не всегда «объективными» (как, скажем, в случае людей, пострадавших от репрессий), не всегда поддавались логическому объяснению. Псковитянка Вера Пирожкова родилась при советской власти, в 1921 г.; положение ее семьи было сравнительно благополучным: отец – доцент местного пединститута, и.о. заведующего кафедрой математики, в 1939 г. защитил в Ленинградском университете кандидатскую диссертацию. Сама Вера Пирожкова поступила в 1938 г. на механико-математический факультет Ленинградского университета и в отличие от многих соучеников благодаря помощи из дома особых материальных проблем не испытывала. Однако ее семья была настроена по отношению к власти резко критически, болезненно восприняла бедствия, обрушившиеся на крестьянство вследствие коллективизации; особое раздражение вызывала необходимость лицемерить, приспосабливаться к обстоятельствам. Впрочем, Пирожкова не была пионеркой, умудрилась не вступить в комсомол и, если верить ее позднейшим воспоминаниям, благодаря самовоспитанию выработала в себе иммунитет к коммунистической пропаганде[34].

Киевлянину Федору Богатырчуку в 1917 г. исполнилось 25 лет. В этом году он окончил медицинский факультет Киевского университета и, получив диплом врача, добровольцем отправился на фронт, успев, таким образом, поучаствовать в Первой мировой войне. Добавим, что к этому времени он был уже довольно известным шахматистом. Карьера Богатырчука при советской власти была вполне успешной, даже блестящей. Он был призером чемпионатов СССР по шахматам (однажды разделил первое место), председателем Шахматной федерации Украины, одним из редких шахматистов, имевших положительный баланс с восходящей звездой советских шахмат – Михаилом Ботвинником. Состоялся он и на медицинском поприще: известный рентгенолог, в 1940 г. он защитил докторскую диссертацию, стал профессором. Однако этому благополучному человеку не хватало одного – свободы.

«Если бы не опостылевший политический режим, то я мог бы брать от жизни все то, к чему я всегда стремился, и в первую очередь право свободно мыслить и поступать так, как подсказывала мне моя совесть», – писал он впоследствии[35].

Богатырчук ждал прихода немцев и, опасаясь принудительной эвакуации, придумал историю о том, что его покусала бешеная собака, и проходил курс прививок у местного бактериолога. Курс лечения был фиктивным, ибо бактериолог разделял взгляды и надежды Богатырчука[36]. Впоследствии Богатырчук стал членом власовского Комитета освобождения народов России.

Вера Пирожкова находилась летом 1941 г. в Пскове у родителей. Город был оккупирован немецкими войсками уже 9 июля 1941 г. Вскоре она начала сотрудничать с оккупантами: сначала в качестве переводчицы, затем сотрудницы нацистской газеты на русском языке «За Родину».

Антисоветские настроения и даже рассуждения о благодетельности неудачной войны, иными словами, пораженчество, совсем не обязательно означали сотрудничество с врагом, когда война на самом деле началась. Коллаборационистами нередко оказывались благополучные советские граждане и даже члены партии[37], в то же время люди, ненавидевшие большевиков, оказывались вполне лояльными гражданами и патриотами. Многое, если не все, зависело от обстоятельств. Так, Любовь Шапорина, отмечая в дневнике довольно широко распространенные пораженческие настроения, сама, при всей ненависти к режиму, была и осталась русской патриоткой. Аркадий Маньков был призван в армию, служил на командных должностях в батальонах аэродромного обслуживания на Ленинградском и Волховском фронтах, после войны стал известным советским историком, доктором исторических наук.

Однако же тысячи советских, точнее, «подсоветских» людей, по терминологии коллаборационистской печати, встретили начало войны с надеждой. Надеждой на поражение своей страны. Среди них была чета Николая Николаевича и Олимпиады Георгиевны Поляковых и преподаватель русской литературы в техникуме Владимир Дмитриевич Соколов. Дневник Поляковой, частично опубликованный под псевдонимом Лидия Осипова, и два мемуарных текста Соколова, подписанных его литературным псевдонимом Вл. Самарин, публикуются нами в настоящем издании.

Чем интересны эти тексты? Во-первых, это первоклассный источник по истории коллаборационизма, в особенности по психологии людей, для которых сотрудничество с оккупантами было сознательным выбором, а не результатом стечения обстоятельств; во-вторых, это источник по истории оккупационной политики, включая свидетельства из первых рук о нацистских преступлениях; в-третьих, это источник по истории советского общества; в экстремальных условиях войны особенности этого общества, ценностные ориентиры и поведенческие стереотипы людей, сформировавшихся при советской власти или вынужденных на протяжении почти четверти века приспосабливаться к советскому образу жизни, проявились особенно ярко; в-четвертых, это источник по истории повседневной жизни в оккупации, наконец, это источник по истории «второй волны» русской эмиграции, все еще остающейся наименее изученной по сравнению с другими эмиграционными потоками ХХ столетия.

Независимое аналитическое обозрение

Чем, на ваш взгляд, увенчается политика санкций Запада в отношении России?

23.05.2006 Новая “внутренняя эмиграция” в России начала ХХI века

Термин “внутренняя эмиграция” датируется 1933 годом. В зарубежных справочниках обычно дается ссылка на письмо немецкого писателя Франка Тисса директору департамента министерства пропаганды Германии. Значение термина “внутренняя эмиграция” неоднократно изменялось в зависимости от контекста исторических событий. Принято считать, что наличие в той или иной стране “внутренней эмиграции” является признаком авторитарного или тоталитарного режима, господствующего в конкретной стране. Существует ли в России начала ХХI века внутренняя эмиграция?

Термин “внутренняя эмиграция” часто употреблялся в начале 90-х годов прошлого века интеллектуалами, объяснявшими свое существование в СССР в рамках тоталитарной системы. Сам термин “внутренняя эмиграция” понятен в контексте советской эпохи, когда свободная эмиграция для большинства граждан страны была практически невозможной. Термин “внутренняя эмиграция” является производной от практически невозможной внешней эмиграции и в то же время является символом неучастия в делах государства и жизни общества по тем правилам, которые были жестко заданы в СССР.

Можно ли сегодня говорить о внутренней эмиграции, в то время, когда любой человек трудоспособного возраста при желании может покинуть Российскую Федерацию? Анализ критического числа публичных выступлений представителей различных стратов российского общества позволяет утверждать, что в России на сегодняшний день можно выделить и классифицировать новую внутреннюю эмиграцию, причем как “левую”, так и “правую”. Знаковым для представителей новой внутренней эмиграции является постоянное подчеркивание в рамках риторики своего неучастия в жизни государства и общества. Для пояснения вышеизложенного необходим небольшой экскурс в этимологию, Именно он позволит нам объективизировать новую российскую внутреннюю эмиграцию.

Новая “левая” внутренняя эмиграция

Для того чтобы выявить представителей новой российской внутренней эмиграции, относящихся к левой части политического спектра, достаточно ознакомиться с широко представленными в сети Интернет материалами о развале – распаде СССР и будущем развале – распаде России. В поисковой системе YANDEX словосочетания “развал России” и “распад России” находятся приблизительно в равных пропорциях. Но словосочетание “развал СССР” применяется значительно чаще, чем словосочетание “распад СССР”. Казалось бы, не существует принципиальной разницы между словом “развал” и словом “распад”, и что именно дает знание о числе граждан, использующих то или иное словосочетание. Все дело в том, что использование одного из двух словосочетаний автоматически позиционирует произносящего эти слова по отношению к данным событиям.

Если человек говорит о распаде СССР, то это подразумевает его внутреннюю сопричастность к крушениям некогда великой Империи. Если человек говорит о развале СССР, то употребление данного словосочетания говорит о видении им не только враждебных могущественных сил, разваливших его страну, но и наглядно демонстрирует внутреннюю непричастность говорящего к данному событию. Более частое употребление словосочетаний “развал СССР” говорит о том, что люди внутренне сняли с себя ответственность за произошедшее. Человек, безусловно, слаб и немощен, но одно дело считать себя непричастным к крушению СССР и совсем другое дело уже сегодня считать себя непричастным к гипотетически возможному краху России.

Необходимо обратить внимание на то, что все те, кто употребляет словосочетание “развал России”, видит в числе врагов и виновных в будущей трагедии как внешние силы в лице США и НАТО, так и нынешнюю российскую власть. В большинстве своем это представители “левых”, народно – патриотических сил, и практически все они сознательно или бессознательно используя словосочетание – символ “развал России” тем самым обозначают свою непричастность к этому. Они как бы заранее выписывают себе индульгенцию, освобождающую их души от участия в грехе уничтожения собственной страны. Это и есть внутренняя эмиграция.

Кроме постоянного использования словосочетания “развал России” представители “левой” внутренней эмиграции постоянно используют слова, обозначающие их неспособность изменить что-либо в стране, невозможность эффективного противостояния внутренним и внешним врагам. Таким образом, российская “левая” внутренняя эмиграция лишь изображает свое присутствие в общественно – политической сфере страны, заранее расписываясь в своей полной неспособности аккумулировать волю народа и направлять ее на созидательные цели.

“Правая” внутренняя эмиграция

Символы, позволяющие идентифицировать “правую” внутреннюю эмиграцию в течение последних пятнадцати лет неоднократно изменялись. В середине девяностых годов прошлого века правую внутреннюю миграцию можно было распознать по словосочетанию “эта страна”. Данное словосочетание, неоднократно произнесённое реформатором Е. Гайдаром, включает в себя вполне определенное позиционирование от собственной страны. Сегодня словосочетание “эта страна” практически не употребляется.

В начале XXI века для представителей правых взглядов, особенно в предпринимательской среде стали обычными словосочетания: “я никому ничем не обязан”, “всё, что я имею – это моё”, “ни о каких чужих проблемах я не хочу ничего знать” и ряд других аналогичных типовых высказываний. В рамках данных высказываний, человек позиционирует себя и от общества и от государства, подчеркивает отсутствие каких-либо взаимосвязанностей и взаимозависимостей в рамках восприятия самого себя и общества. Причём, чаще всего он воспринимает и государство как сугубо враждебную инстанцию. А это является признаком внутренней эмиграции.

Для внутренней эмиграции в целом характерным является ощущение внутренней непричастности к подавляющему большинству событий, происходящих в общественно–политической жизни страны. “Сейчас не наше время” – заявил бывший лидер СПС Б. Немцов. У лидеров маргинализованных либералов есть надежда, что их время еще настанет, но для большинства либералов из глубинки переход к славословию в адрес партии “Единая Россия” – это и форма социальной мимикрии, а может быть и внутренней эмиграции. “Я все-таки хотел бы еще раз поддержать и еще раз сказать, что “Союз правых сил” поддерживает основную линию “Единой России” – заявил в ходе выборов в Законодательное собрание Нижегородской области (март 2006 года) И. Юдинцев, один из лидеров регионального СПС. А другой региональный лидер СПС С. Иванушкин усилил это: “Я действительно горжусь, что СПС является кузницей кадров даже для нашей ведущей партии на сегодняшний день.

Не стоит забывать, что в начале 90-х годов внутренними эмигрантами стали называть себя очень многие из тех, кто за несколько лет до 1991 года с гордостью говорил “я член КПСС с 19.. года”. Парадокс ситуации, сложившейся в России к сегодняшнему дню, заключается в том, что по своим масштабам правая внутренняя эмиграция в России уже превосходит всю внутреннюю эмиграцию в СССР. И им не на кого надеяться. Именно это позволяет предположить, что “ядро” внутренней эмиграции в России находится внутри партии “Единая Россия”. И если ЕР постигнет участь КПСС, а вероятность этого нарастает с каждым днем, то мы еще наслушаемся то, что вошло в анналы под названием “Исповедь на заданную тему”.

Есть один вопрос, на который каждый может ответить самостоятельно. Можно ли считать «куршавельную публику» новой правой внутренней эмиграцией в России? Многие скажут, что это «хозяева жизни» и их нельзя отнести к внутренней эмиграции. Но этот вопрос позволяет отложить на некоторое время осмысление того, к какой именно страте можно отнести этих людей.

Почему внутренняя эмиграция в России не порывает со своей страной?

“Внутренняя эмиграция” – явление сложное. Достаточно вспомнить одно из предсмертных интервью Станислава Лема, в котором он заявил, что уехал бы из Польши, если бы ему это позволил возраст. Возраст и страх не адаптироваться в инородной среде, безусловно, являются важнейшими факторами, ограничивающими трансформацию “внутренней эмиграции” в России в реальную эмиграцию. К этому нужно добавить, что значительная часть творческой элиты России живет “на две страны”. Можно ли считать людей, постоянно проживающих в Германии, Великобритании или Франции, периодически наезжающих в Россию, внутренними эмигрантами? Безусловно, нет.

Внутренняя эмиграция состоит их людей, грубо говоря, не выездных. К внутренним эмигрантам не могут быть отнесены те люди, которые постоянно присутствуют на различных форумах, в том числе таких, как экономический форум в Давосе или Лондоне, или форум на острове Корфу. Это нечто иное. Поведенческие модели внутренней эмиграции известны с советских времен, и это позволяет нам сегодня тезисно изложить кредо внутреннего эмигранта в России.

Кредо внутреннего эмигранта

Представляется, что понятие “олигарх”, презентованное П. Авеном: “У нас больше не будет олигархов. Олигархи – это люди, которые имеют деньги и занимаются политикой” (“Большой Бизнес” апрель, 2004), – позволяет нам профессионально позиционировать и интеллектуалов, находящихся во внутренней эмиграции. Внутренний эмигрант должен или почти полностью отказаться от написания каких-либо работ в сфере политического, или свести свое позиционирование в сфере политического к нескольким простейшим форматам.

Полный внутренний эмигрант не только отказывается от какой-либо критики действия властей, но и в принципе отказывается анализировать динамично изменяющуюся реальность. Внутренний эмигрант может прикрыться стандартным словесным “щитом”: “Политика – дело грязное”. И эта позиция позволяет внутреннему эмигранту мысленно приобщить себя к людям в “белых одеждах”.

В советские времена внутренние эмигранты предпочитали анализировать события давно минувших дней, дабы у властей не возникло желания зачислить их в диссиденты. Сегодня необходимо отметить, что внутренних эмигрантов данного типа в России предостаточно, и именно этим можно объяснить резкое “обмеление” Рунета и значительное уменьшение числа авторов пишущих на общественно-политические темы на наиболее посещаемых российских политических сайтах.

Внутренний эмигрант в современной России может перейти к написанию параэзотерических или, грубо говоря, “мутных” текстов. Классическим образцом такого “мутного” текста необходимо признать текст С. Белковского “Смерть последнем человеке” (Сайт АПН). Данный текст, состоящий из намеков и полунамеков, можно анализировать как тексты Нострадамуса и предсказания Ванги. Но лучше этого не делать. Кредо внутреннего эмигранта в России С. Белковский заключил во фразу: “Я хочу снять бомбоубежище с полупансионом. С медной ванной и медленным Интернетом. Я буду следить за Новейшим средневековьем, пока хватит моих пальцев и глаз.

Данный текст Белковского можно считать манифестом новых внутренних эмигрантов России. Но данный текст интересен также и тем, что в нем наиболее четко сформулировано и неприятие США в качестве страны, несущей “свет всему человечеству”. Неприятие реальности в собственной стране, а также отсутствие представлений о позитивных образцах общественно-политической жизни в других странах мира обессмысливает тексты российских внутренних эмигрантов из-за их полной предсказуемости. Это тексты как бы для себя и для виртуальных избранных, которые в состоянии приподняться до заданной высоты интеллектуальной мысли. И всё. Но это позволяет нам выявить особенности презентационных моделей данного типа внутренних эмигрантов в России. А они базируются на постоянном позиционировании властей в России в формате “чужие”.

Еще одним распространенных типом внутреннего эмигранта в России является тип интеллектуалов, живущих в рамках мифа об “оккупации России”. Данный миф для них является реальностью. И они воспринимают мир в формате представления о глобальном всевластии США и наличии “оккупационного режима” в России. Это реальность “данная им в ощущениях”.

Все происходящее в нашей стране данный тип внутреннего эмигранта сознательно или бессознательно трактует, исходя из представлений о нынешней федеральной власти, как власти “оккупационной”. Всеобъемлющая критика нынешней власти дополняется апокалиптическим видением будущего России. Данный тип внутренних эмигрантов легко определить по частому употреблению слова сочетания “развал России”. Гипотетически можно предположить, что в рамках апокалиптического видения будущего России словосочетание “развал России” и “распад России” равнозначны. Но между ними существует принципиальная разница .

В кредо внутреннего эмигранта в России входит и отсутствие собственных инициатив, и отсутствие стремления поддержать чужие инициативы, направленные на изменение системы власти в стране. Мотивация при этом может быть абсолютно различной. Кто-то не делает этого, исходя из своих представлений о том, что любые инициативы, направленные на какие-либо изменения в стране, тормозят процесс энтропии, а нужно всего лишь дождаться естественного исхода. Другие считают, что собственные инициативы и собственные интеллектуальные проекты нужно хранить “до лучших времен”. В любом случае внутренний эмигрант, за исключением апокалиптических алармистов, это пассивное интеллектуальное существо. Поэтому нынешней федеральной власти нет смысла опасаться новой нарождающейся внутренней эмиграции в России.

Безусловно, при желании можно значительно расширить круг лиц, входящих в новую внутреннюю эмиграцию в России, включив в нее всех тех, кто искренне считает, что негативные тенденции в общественно – политической жизни страны, лично его не коснутся. Но данных людей нельзя считать внутренними эмигрантами. Великобритания их называет термином “lodger”. В России наиболее близко к понятию “lodger” известное старое понятие «обыватель”. А обывателей нельзя считать внутренними эмигрантами. Oни просто так живут, или, вернее, существуют.

Ссылка на основную публикацию