Международная трудовая миграция

Mеждународная миграция трудовых ресурсов

Динамическое развитие современного общества приводит к постоянным изменениям, и чтобы можно было в нем существовать приходится овладевать новыми знаниями и приобретать опыт. А правильный подход к делу предполагает не только наличие этого мощного инструмента, а и грамотного его использования. Таким образом, предоставляется возможность получить из всего этого максимальную выгоду и удовлетворить человеческие потребности в обществе.

Ни для кого не является секретом, что за одну и ту же работу на разных предприятиях в разных государствах размер заработной платы может отличаться. При этом стоит учитывать, что у людей существует возможность мигрировать за границу и найти достойную работу с соответствующей оплатой.

Что представляет собой международная трудовая миграция

Международная трудовая миграция представляет собой перемещение трудовых ресурсов не внутри государства, а из одной страны в другую с возможностью получения постоянного или временного места жительства и работы. Само собой разумеется, что трудовая миграция – процесс непростой и обусловлен рядом причин, которые можно классифицировать следующим образом:

  • экономические;
  • идеологические;
  • политические;
  • в зависимости от вероисповедания;
  • личные;
  • национальные.

К экономическим причинам можно отнести:

  • Неодинаковый уровень развития государств, с экономической точки зрения, что приводит к существенной разнице в оплате труда. Таким образом, становится понятным, почему перемещение трудовых ресурсов происходит из государств с низким уровнем жизни в более развитые страны, где показатель ВВП больше;
  • Безработица – один из основных факторов экономики, который существенным образом влияет на миграционные процессы населения. Именно по этой причине люди пускаются на поиски работы за пределами государства;
  • Транснациональные корпорации. Их наличие приводит к миграции части рабочей силы на рабочие места, имеющие своим местом расположения заграничные транскорпоративные филиалы.

Все остальные категории факторов относят к неэкономическим причинам: каждая из них может спровоцировать массовые миграционные процессы. Что касается последствий, то для экономического сектора они будут аналогичны тем, которые возникли в силу экономических причин.

Следует учитывать разницу между двумя потоками международной трудовой миграции: эмиграции и иммиграции.

Эмиграция представляет собой выезд людей, находящихся в трудоспособном возрасте за рубеж, в то время, как иммиграция — это обратный процесс.

Оценка размаха трудовой миграции международного масштаба осуществляется посредством таких показателей:

  • Объемы выбытий – количество эмигрантов, которые мигрировали за границу, ставя перед собой цель устроиться на работу;
  • Объемы прибытий – количество мигрантов, приехавших в страну для того, чтобы трудоустроиться;
  • Миграционное сальдо – показатель, представляющий собой разницу между количеством посещений данного государства и числом выбытий из него за некоторый период времени. Миграционное сальдо бывает как отрицательным, так и положительным;
  • Валовая миграция представляет собой суммарное выражение количества прибытий и выбытий из страны за некоторый период времени.

Основные направления международной трудовой миграции

Среди направлений международной трудовой миграции можно выделить следующие:

  • Переезд из развивающегося государства в экономически развитую страну. В данном вопросе большое значение имеет индустриализация страны, которая обеспечивает более высокий уровень жизни. Это и послужило основной причиной развития миграционных процессов. Не стоит исключать тот факт, что в государствах с развитой экономикой имеются и непрестижные специальности, однако обойтись без них нельзя. Как показывает практика, иностранная рабочая сила как раз и занимает такие места. К примеру, во Франции процент эмигрантов равен 25% от общего количества профессиональных строителей и примерно 32% работников в области автомобилестроения. В Бельгии иностранцы составляют 1/2 от общего количества шахтеров, а в Швейцарии около 40% от числа строителей. Такое направление миграционной политики привело к утечке из развивающихся стран высококвалифицированных кадров. Специалистами отмечено двоякое влияние данного фактора на состояние и развитие экономики обеих стран. Хотя по большей части наблюдается следующая тенденция: отрицательное влияние на развивающиеся страны и рост экономики в промышленно развитых государствах, позволяющие значительно сэкономить государственные деньги, которые выделяются для подготовки высококвалифицированных специалистов.
  • Переезд из одного развитого государства в другую развитую страну. Трудовая миграция на таком уровне объясняется наличием факторов неэкономического характера. Причинами в этом случае могут выступать поиски высокооплачиваемой и престижной работы. Отдельно следует отметить международное направление трудовых ресурсов между странами Евросоюза. В 1993 году Европейский союз стал единым рыночным пространством, что дало возможность беспрепятственно передвигаться из одного государства в другое с целью получения достойной работы.

  • Из экономически развитых государств в станы с более низкой экономикой. Данную тенденцию можно объяснить наличием приглашений на работу от конкретных фирм или правительства.
  • Миграция из одной развивающейся страны в другую. Целью международной миграции подобного плана является повышение жизненного уровня. В большинстве случаев миграция рабочей силы существует между азиатскими странами и государствами, экспортирующими нефть.

Вернуться к оглавлению

Типы мигрантов

В первую очередь следует видеть отличие трудовой миграции от небольшого количества бизнесменов и отдельных работников, пересекающих границу в своих целях. Помимо всего прочего, отдельные сотрудники современных фирм вынуждены часто покидать пределы страны для обучения новых работников, проведения лекций, семинаров и осуществления контроля: за качеством и выполнением работ. Такая тенденция присуща корпоративным объединениям и их филиалам, местом расположения которых являются разные уголки земного шара.

Мигрантов на данном этапе существует несколько типов, каждый из которых целесообразно рассмотреть в отдельности.

  • К переселенцам относятся иностранцы, стремящиеся уехать в другое государство с целью оформления гражданства и получения постоянного места жительства. Такие переезды могут осуществляться как семьями, так и по одному человеку. Государствами, пользующимися популярностью для переселенцев, является Америка, Канада и часть западноевропейских стран. Что касается России, то в стране на государственном уровне разработаны специальные программы, которые держат ориентир на возвращение иностранных граждан в свою страну.

  • Контрактники. Такие работники могут быть даже неквалифицированными, хотя чаще всего они имеют среднюю квалификацию. По экономической терминологии рабочие по контракту, это мигранты, которые обязаны покинуть пределы страны и вернуться на родину после окончания срока контракта. В их количество входят сезонники, моряки и работники, занятые в сфере обслуживания.
  • Высококлассные специалисты – иностранные граждане, переезжающие в другое государство, преследующие цель получения достойной работы с возможностью карьерного роста. Чаще всего такие работники мигрируют в страны с более развитой экономикой. Этот процесс с экономической точки зрения имеет наименование «утечка мозгов». В некоторых случаях он становится серьезной проблемой для государства.

  • Нелегальные мигранты. Одной из проблем для международной трудовой миграции являются нелегалы. К ним относится та категория людей, которые переезжают за рубеж, обходя законные рамки и работая неофициально. В некоторых случаях мигранты приезжают в другую страну на законных основаниях, например, по вызову, после чего стараются остаться в стране.

  • Беженцы. К ним относятся люди, которые пострадали в силу определенных обстоятельств, обусловленных политической нестабильностью в государстве, в результате военных действий и политических преследований. Переезжают за границу они чаще всего для того, чтобы поменять место жительства с возможностью устроиться на работу.

Международная миграция трудовых ресурсов в России на современном уровне

За последнее время в Российской Федерации уменьшилось число мигрантов – контрактников. Правительство страны старается вести контроль за количественным соотношением доступных мест для трудоустройства и желающими попасть на работу. Международные миграционные процессы набрали обороты в стране лишь после распада Союза. До этого момента миграционные волны имели место, но их основной причиной были либо военные конфликтные ситуации, либо преследования на политической почве.

Уезжать из России без особых трудностей мигранты смогли с 1992 года. Этот временной период и послужил началом трудовой миграции для жителей России. Большое количество специалистов высокого класса, а также обычных рабочих получили возможность найти работу за границей. Стоит отметить, что далеко не все россияне ставили цель покинуть пределы страны: часть из них через несколько лет приезжала назад.

Была в России и такая проблема, как утечка высококлассных специалистов и одновременный наплыв нелегальных мигрантов. В связи с этим правительством были приняты соответствующие меры по регулированию потока мигрантов определенной категории. Обусловлено такое положение вещей было тем, что нелегалы для России оказались экономически невыгодны, так как они не давали прибыли государству, а лишь каждый год вывозили из страны некоторое количество миллиардов. Стоит заметить, что нелегальные мигранты умудрялись устроиться на работу в густонаселенных городах, составляя серьезную конкуренцию мигрантам, приехавшим в Россию на законных основаниях.

Российские работодатели предпочитают иностранным рабочим коренных жителей и гораздо охотнее принимают их на работу. Существенным плюсом является то, что соотечественники в совершенстве владеют русским языком и хорошо знакомы с историей страны, знают местные традиции и являются экономически выгодными для России. На современном этапе специалистами разработана и введена в действие специальная программа репатриации, позволяющая трудоустраивать соотечественников. С ее помощью предоставляется возможным регулировать миграционные процессы и содействовать направлению соотечественников в приоритетные районы страны. Обычно это регионы, где недостаточно высокий уровень рабочей силы, а также крупные населенные пункты, в которых есть потребность привлекать квалифицированных специалистов. То же самое можно констатировать касательно иных российских территорий подобного плана.

Страны с наибольшим потоком мигрантов

На данный момент определяют страны, являющиеся наиболее привлекательными для мигрантов из других государств:

  • Соединенные штаты, Австралию и Канаду. Америку можно считать одной из самых развитых стран, с экономической точки зрения. Ежегодно в страну приезжает больше эмигрантов, чем в другие государства. Это касается работников как с наличием высокой, так и низкой квалификации. Большая часть рабочих с низкой квалификацией попадают в Америку из Мексики и других близкорасположенных стран Латинской Америки. Что касается высококвалифицированных специалистов, то они иммигрируют в Штаты со сего мира. Не являются исключением страны Западной Европы, Индия и Р.Ф. В соответствии со статистическими данными легальное количество иммигрантов в Америку ежегодно составляет около 740 000, а эмигрантов – 160 000.

  • Страны западной Европы, члены Европейского союза. В эти государства мигрируют трудовые ресурсы из стран западной Европы, которые менее развиты, стран восточной Европы, а также арабских государств, имеющих своим местом расположения северную часть Африки, ближний восток и страны бывшего Союза. Увеличению миграционного потока из Африки, территории которой представляют собой бывшие колонии государств западной Европы, способствуют языковые и экономические связи и общность традиций. Ежегодный иммиграционный поток в 90-х годах составлял около 180 000 человек. Кроме того, имел место рынок рабочей силы. Данный факт предполагал беспрепятственное передвижения трудовых ресурсов между государствами Европейского союза.

Видео о том, каким маршрутом мигранты добираются до Западной Европы

  • Ближний восток. Основным направлением данного государства является переработка нефти, что и считается ведущим фактором, способствующим привлечению дешевой рабочей силы. Самый большой приток рабочих отмечается из арабских государств, расположенных по соседству. Помимо этого, на восток тянутся индийцы, пакистанцы, жители Бангладеш, Кореи и Филиппин.
  • Иные развивающиеся государства. Увеличение миграционных потоков наблюдается и в самых развивающихся странах. При обычном раскладе потоки трудовых ресурсов направлены на территории государств, имеющих основой продвижения экономические реформы. Например, из стран Латинской Америки работники получают направление в Мексику и Аргентину, а из африканского континента в Нигерию и ЮАР. Из-за военных действий в Персидском заливе, которые пришлись на 1991 год, около миллиона египетских граждан выехало из Ирака, почти столько же йеменцев – из Аравии и около половины палестинских жителей выехали из Кувейта. Их места заняли индийские и египетские жители.
  • Новые индустриальные страны.

Вернуться к оглавлению

Заключение

Трудовая миграция – явление изученное, и имеющее богатую историю. Данный процесс постоянно управлялся и подвергался контролю со стороны властей. На современном этапе международная миграция достигла глобальных масштабов и в некоторой степени превратилась в проблему, решать которую приходится государствам на международном уровне.

Международная трудовая миграция

Под ней понимается перемещение людей через границы определенных государств со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.

Международная трудовая миграция как процесс представляет собой единство эмиграции, иммиграции и реэмиграции. Эмиграция – это выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране. Иммиграция въезд в страну на постоянное или временное проживание из другой страны. Реэмиграция – возвращение на родину к постоянному месту жительства.

В настоящее время в различных странах утвердились разные подходы к определению признаков международной миграции, в основе которых лежат расхождения в интерпретации продолжительности пребывания и пели приезда. В связи с этим существуют разные способы регистрации мигрантов, что затрудняет сопоставимость данных национальных статистических организаций.

Основными показателями движения потоков международных мигрантов являются масштабы выбытия и прибытия, сальдо миграции и валовая миграция. Масштабы выбытия – число эмигрантов, выбывших за рубеж из страны за определенный период времени с целью трудоустройства. Масштаб прибытия – число иммигрантов, прибывших за определенный период времени. Сальдо миграции – чистая миграция, или разница между числом прибытий и числом выбытий в стране за определенный период. Валовая миграция – общая миграция, или сумма числа прибывших и числа выбывших в стране (регионе) за определенный период. Международная миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, туристической и др.

Международный рынок труда формируется на основе трудовой миграции. На трудовую миграцию влияют как экономические, так и неэкономические причины.

Причинами трудовой миграции могут быть следующие:

  • – этнические (национализм);
  • – религиозные;
  • – семейные (воссоединение семьи);
  • – экологические;
  • – политико-правовые (политические гонения, криминальная обстановка в стране и др.);
  • – личные (духовная близость культур, желание познать новую культуру).

Кроме того, причинами миграции служат:

  • – наличие большого контраста в уровнях экономического и социального развития стран, и прежде всего в уровне заработной платы;
  • – создание международных транснациональных корпораций (ТНК) и вывоз капитала;
  • – развитие научно-технического прогресса, требующего высококвалифицированных специалистов;

В условиях глобализации важным фактором социально-экономического развития все большего числа стран становится международная трудовая миграция населения, способствующая формированию гибкого рынка труда, приобщению развивающихся стран к достижениям мирового научно-технического и общественного прогресса, более рациональному использованию человеческих ресурсов, взаимодействию и взаимообогащению мировых цивилизаций.

Международный мигрант – это лицо, совершающее межгосударственное территориальное передвижение (международную миграцию) с целью смены места жительства и работы навсегда или на определенный срок (от 1 дня до нескольких лет). Международная трудовая миграция связана с пересечением государственной границы с целью поиска работы в стране въезда на определенный срок (от 1 дня до нескольких лет)

Основные критерии международной миграции представлены на рис. 2.7.

Международная трудовая миграция является важнейшей составляющей международной миграции населения и характеризуется такими чертами, как добровольность, временность (возвратность) и экономическая мотивация. Трудовой мигрант – это человек, который перемещается в другую страну с целью найма на работу к иностранному физическому или юридическому лицу. Согласно разработкам Международной организации труда (МОТ) выделяют несколько основных категорий трудовых мигрантов.

Сезонные трудовые мигранты – работающие в другом государстве в течение некоторой части года, потому что работа, которую они выполняют, зависит от сезонных условий.

Трудовые мигранты, связанные с реализацией проекта, –работники, допущенные в государство трудоустройства на определенный период для работы исключительно по конкретному проекту.

Трудовые мигранты, работающие по контракту, который устанавливает ограничения по сроку занятости и по типу работы, выполняемой мигрантом.

Временные трудящиеся мигранты – люди, допущенные в другую страну для выполнения в течение ограниченного срока определенной профессиональной деятельности. Они могут менять работодателей и возобновлять разрешение на работу без необходимости выезда из страны трудоустройства.

Обосновавшиеся трудящиеся мигранты – работники, которым после пребывания в стране трудоустройства в течение нескольких лет предоставляется разрешение на проживание в этой стране с неопределенными сроками разрешения на работу (без особых ограничений). Таким мигрантам не требуется выез-

Рис. 2.7. Классификация международной миграции

жать из страны трудоустройства, когда у них нет работы, и им обычно предоставляется право воссоединения с членами семьи при выполнении некоторых условий, касающихся обеспеченности работой и жильем.

Высококвалифицированные трудящиеся мигранты – работники, которым благодаря их квалификации предоставляется режим наибольшего благоприятствования при допуске в страну и на них не распространяются ограничения, касающиеся сроков пребывания, перемены места работы и воссоединения семьи.

Кроме того, выделяются такие категории международных мигрантов, как переселенцы, т.е. лица, переезжающие на постоянное место жительства, а также беженцы – это лица, которые вынуждены эмигрировать из своих стран из-за угрозы их жизни и деятельности.

Трудящийся мигрант может оказаться наемным работником как на законном основании, так и на незаконном. В связи с этим при анализе международной трудовой миграции важно учитывать наличие большой группы лиц, которые формально переместились в другую страну не с целью найма на работу и не являются трудящимися мигрантами, но могут стать наемными работниками в стране пребывания. К ним относятся иностранные стажеры, туристы, иностранные студенты и беженцы. Таким образом, для анализа реальной ситуации, складывающейся в экономике той или иной страны, в том числе на рынке труда, важно принимать во внимание широкий спектр международных мигрантов, которые способны участвовать в экономической деятельности.

В настоящее время в ряде стран для высококвалифицированных работников создаются благоприятные условия пребывания. Это касается допуска в страну, продолжительности пребывания, типа и условий трудоустройства, возможности присоединения к ним членов семей. Поэтому в странах, желающих привлечь и удержать высококвалифицированных мигрантов, обычно имеются четко установленные правовые нормы, допускающие привлечение иностранцев для осуществления экономической деятельности.

Термин “экономическая миграция” используется часто для описания категории мигрантов, большинство из которых привлекаются на временной основе. Но части из них может предоставляться право длительного проживания, если они инвестируют значительную сумму денег в принимающей стране или организуют предприятие, которое позволяет трудоустроить определенное количество работников этой страны. Термин “мигрант в деловых целях” используется для временной трудовой миграции, например журналистов, артистов-исполнителей, бизнесменов и др. Термин “иммигрирующие инвесторы” используется для обозначения категорий иностранных работодателей, организующих собственное дело в стране назначения или осуществляющих значительные капиталовложения, за что они получают право на долговременное проживание.

Для анализа влияния международной миграции на демографические процессы той или иной страны важно установить численность международных мигрантов, проживающих в данной стране. Если в методиках статистического учета перемещении международных мигрантов в различных странах наблюдаются существенные расхождения, то подходы, используемые многими странами при определении показателя численности международных мигрантов, проживающих в стране, являются достаточно близкими. При этом к иммигрантам обычно относятся лица, которые проживают постоянно (не менее одного года) на территории данной страны и родились в другой стране. В данном случае критерий гражданства во внимание не принимается, так как оно может быть приобретено в любое время.

Классификация видов и форм международной миграции представлена в табл. 2.9.

Таблица 2.9. Классификация видов и форм международной миграции

Трудовая миграция

Завершившиеся проекты

Данная Региональная программа по миграции (РМП) является логическим продолжением Региональная программа в области трудовой миграции в Центральной Азии и России (КАРМП) которая была реализована Международной организацией по миграции, Всемирным банком и ООН Женщины, при поддержке Департамента международного развития Правительства Великобритании с 2010 по 2013 годы. Так как РМП основывается на результатах КАРМП, она предназначена для обеспечения долгосрочного устойчивого развития программных мероприятий КАРМП/РМП.

Данная программа призвана содействовать более эффективной защите прав и повышению социальных и экономических возможностей трудящихся-мигрантов мужчин, женщин и их семей. Данная цель будет достигнута путем повышения потенциала государственных органов и других заинтересованных сторон, принимающих участие в разработке политики и предоставлении услуг (Первый результат – реализуется МОМ и ВБ); Улучшение доступа к услугам для трудящихся-мигрантов и членов их семей (Второй результат – реализуется МОМ). Поддержка женщин и детей, оставшихся в Таджикистане и Кыргызстане (Третий результат – реализуется ООН Женщины).

Контекст

Трудовая миграция является широко распространенным явлением в Центральной Азии, когда трудящиеся-мигранты из Таджикистана и Кыргызстана ищут возможности трудоустройства в России и Казахстане.

Большинство трудящихся-мигрантов, работающих в Российской Федерации или Казахстане, были вынуждены мигрировать, потому что их доходов не было достаточно даже для удовлетворения основных потребностей. Трудовая миграция, в свою очередь, обеспечивает им жизненно важный источник дохода и, в некоторых случаях, помогает достичь самостоятельности, необходимого социального статуса и уверенности в себе.

В то же время, трудовая миграция большей частью продолжает оставаться спонтанным нерегулируемым процессом с ограниченными возможностями для организованного легального трудоустройства. Как следствие, подавляющее большинство трудящихся мигрантов продолжают оставаться незащищенными в своих трудовых и социальных правах, подвержены рискам трудовой эксплуатации, торговли людьми и имеют ограниченные возможности для реализации своего потенциала и развития.

Постоянно меняющаяся миграционная политика в двух целевых странах является вызовом, так же как и ограниченные возможности для управления миграцией. Потенциал гражданского общества и бизнеса не используется в полной мере. Механизмы практического взаимодействия государственных структур и гражданского общества в решении вопросов в сфере миграции также нуждаются в совершенствовании, также как и дальнейшее содействие в развитии инфраструктуры в сфере трудовой миграции, адаптации и интеграции мигрантов, в том числе на основе трехстороннего партнерства между государством, гражданский обществом и бизнесом.

С целью достижения максимального результата от использования потенциала миграции в интересах развития СНГ, правительства признают необходимость выработки общих согласованных подходов к регулированию миграционных процессов, создания благоприятных условий для перемещения рабочей силы и повышения эффективности межгосударственного сотрудничества в сфере управления трудовой миграцией.

Основная цель программы

Целью данной программы является содействие в снижении уровня бедности путём повышения уровня жизни трудящихся мигрантов (мужчин и женщин) из государств Центральной Азии.

Конкретное назначение программы заключается в защите прав мигрантов, а также повышении социальных и экономических возможностей трудящихся мужчин, женщин и членов их семей.

Ожидаемые результаты

Примеры некоторых ключевых результатов, которые должны быть достигнуты в ходе реализации программы:

Результат 1: Укрепление потенциала государственных органов и других заинтересованных организаций в проведении политики и предоставлении услуг в странах донорах и реципиентах

  • Более 500 государственных служащих и негосударственных партнеров в четырех странах улучшат взаимопонимание и навыки по вопросам в сфере трудовой миграции и развития и станут способны работать на улучшение политики и оказания услуг для мигрантов;
  • Не менее 10 улучшений, касающиеся изменений в политике, новых структур и механизмов оказания помощи, созданных среди государственных, общественных и частных заинтересованных сторон;
  • Будет разработано 5 аналитических докладов (результаты политики).

Результат 2: Предоставление более широкого набора услуг для трудящихся мигрантов и их семей на всех этапах миграционного цикла в странах исхода (Таджикистан, Кыргызстан) и принимающих странах (Россия, Казахстан)

  • Информационные/Центры поддержки для мигрантов в четырех странах обеспечат эффективную правовую и иную поддержку для примерно 200 000 трудящихся-мигрантов (30% женщин), чтобы они могли принимать более взвешенные решения при миграции;
  • Более 100 мигрантов примут участие в пилотном организованном наборе и 25 будут отправлены на профессионально-техническое обучение;
  • Около 1 млн человек, как работодателей, так мигрантов, будут охвачены информационной кампанией в четырех странах, и будут вооружены знаниями о том, как мигрировать и работать легально и куда обратиться за помощью.

Результат 3: Предоставление более широкого набора услуг уязвимым лицам и семьям в целевых группах в Таджикистане и Кыргызстане

  • 2800 женщин получат доступ к юридической помощи для защиты своих прав;
  • 7600 уязвимым семьям помогут получить доступ к услугам, направленным на улучшение их жизни и доходов в целевых группах в Кыргызстане и Таджикистане;
  • Количество домохозяйств, сообщающих об увеличении дохода.

Виды деятельности

Следующие действия будут предприняты в рамках достижения каждого из результатов в целях внесения своего вклада в достижении общей цели и реализации назначения программы:

Результат 1: Повышение потенциала на федеральном и местном уровне ключевых государственных институтов, в целях выработки политики и оказание услуг, укрепление многостороннего сотрудничества между государственным органами и гражданским обществом в целях предоставления услуг и разработки политики.

Результат 2: Юридические консультации и поддержка трудящихся-мигрантов и членов их семей в целях повышения уровня информированности и знаний о правовых процедурах при миграции, рисков, прав и обязанностей; Повышение знаний и навыков мигрантов; Содействие и пилотирование организованного набора и профессиональной подготовки; Повышение информированности населения по вопросам миграции с помощью информационных кампаний и информационно-разъяснительной работы.

Результат 3: Улучшение доступа уязвимых женщин к бесплатным юридическим услугам; Расширение прав и возможностей уязвимых местных общин для улучшения их экономических и социальных возможностей; укрепление потенциала организаций гражданского общества и религиозных лидеров для решения и реагирования на социальные последствия миграции рабочей силы в области прав женщин.

Программный подход

  • Экспертная поддержка и рекомендации по выработке политики;
  • Региональное сотрудничество;
  • Техническое сотрудничество и повышение потенциалов;
  • Повышение информированности;
  • Защита и прямая помощь;
  • Общественная работа

Основные партнёры программы

  • МОМ;
  • ООН Женщины;
  • Всемирный банк;
  • Министерство международного развития Великобритании (DFID)

Участники программы

  • Правительство Таджикистана;
  • Правительство Кыргызстана;
  • Правительство Казахстана;
  • Правительство России;
  • Парламенты;
  • НКО и другие организации;
  • Организации местных сообществ;
  • СМИ

Управление программой

Бюро МОМ в Москве, Офис Всемирного банка в Москве, Региональный офис ООН Женщины в Алмат-Аты и Представительство Департамента международного развития Правительства Великобритании в Душанбе осуществляют руководство программой.

Срок реализации

январь 2014 г. – март 2015 г.

Региональная программа по миграции в Центральной Азии и России (CARMP), направленная на снижение бедности в Центральной Азии, является комплексной программой в сфере трудовой миграции и объединяет деятельность Международной организации по миграции, агентства ООН Женщины и Всемирного банка, при финансовой поддержке Правительства Великобритании (UKAID/DFID).

Данная программа нацелена на содействие урегулированию вопросов в сфере трудовой миграции, которая на сегодняшний день является ключевым фактором, способствующим снижению уровня бедности в Центральной Азии. Это особенно актуально для двух наиболее бедных стран региона, Кыргызской Республики и Таджикистана. Большое количество жителей сельских районов этих государств выезжают в трудовую миграцию преимущественно в Российскую Федерацию и Казахстан.

Региональная программа поддерживает мнение, что добровольная миграция приносит пользу развивающимся странам, так как появляются новые выгодные экономические и социальные возможности для мигрантов, независимо от вида миграции (миграция высококвалифицированных специалистов или внутренняя миграция из сельской местности в город). К тому же, миграция должна рассматриваться в качестве важной составляющей процесса экономического развития. Основной целью управления трудовой миграцией должна стать максимизация доходов мигрантов, а не единственной возможностью для выживания.

Данная программа нацелена на содействие урегулированию вопросов в сфере трудовой миграции, которая на сегодняшний день является ключевым фактором, способствующим снижению уровня бедности в Центральной Азии.

Сложность процессов трудовой миграции требует разработки целостного комплекса законодательных норм и институциональных процедур, направленных на уважение, защиту и соблюдение прав трудящихся-мигрантов на протяжении всего миграционного цикла.

Целью данной программы является содействие в снижении уровня бедности путём повышения уровня жизни мигрантов (мужчин и женщин) из государств Центральной Азии.

Региональная программа направлена на защиту прав мигрантов и улучшение социально-экономического положения мигрантов (мужчин и женщин), а также их семей.

Программа имеет пять основных направлений деятельности:

Направление 1: Оказание экспертной поддержки в разработке и реализации государственных программ в области управления трудовой миграцией. Оказание поддержки в последовательном сборе, анализе и обмене данными (в том числе анализ гендерных различий), является одним из ключевых условий эффективной разработки программ в сфере управления трудовой миграцией.

Направление 2: Укрепление регионального партнерства, диалога и повышение уровня взаимодействия в области управления миграционными процессами. Эффективным способом влияния на экономические аспекты в области трудовой миграции, включая снижение уровня бедности и вопросов гендерного равенства), является улучшение координации действий всех заинтересованных сторон в сфере регулирования трудовой миграции.

Направление 3: Предоставление более широкого набора услуг для трудовых мигрантов и их семей (с учетом гендерных различий) на всех этапах миграционного цикла. Это будет способствовать снижению уровня неурегулированной (нелегальной) миграции, и повышению уровня защищенности иностранных работников.

Направление 4: Повышение уровня знаний и навыков, способствующих улучшению уровня жизни, у семей трудящихся мигрантов, оставшихся на родине. Улучшение социально-экономического статуса семей трудящихся-мигрантов, будет напрямую влиять на снижение уровня бедности в регионе.

Направление 5: Укрепление потенциала гражданского общества в принятии мер по повышению общественной толерантности в отношении трудящихся-мигрантов и снижению проявлений ксенофобии в принимающих странах. СМИ будут способствовать созданию положительного имиджа трудящихся-мигрантов, а НПО окажут содействие в разработке государственной стратегии социальной интеграции трудящихся-мигрантов.

Основные партнеры программы имеют большой опыт работы в сфере управления миграционными процессами в области трудовой миграции на межрегиональном уровне. Основные принципы и направления Программы были сформулированы в результате интенсивных консультаций со всеми заинтересованными сторонами на правительственном и неправительственном уровнях, включая также самих мигрантов.

Реализация Программы осуществляется в тесном сотрудничестве с региональной организацией Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), которая координирует региональный диалог по вопросам трудовой миграции на уровне правительств.

Примеры некоторых ключевых результатов Программы:

Результат 1: Политика управления процессами трудовой миграции основана на тщательном анализе ситуации и эффективно исполняется в четырех странах:

  • Сбор и обмен данными об основных потоках и направлениях трудовой миграции (с учетом гендерных различий) осуществляется на постоянной основе между странами-участниками программы. Государственные служащие прошли обучение по методам сбора, обработки, анализа и использования данных.
  • Представители ряда государственных учреждений приняли участие в обучающих занятиях по теме взаимосвязей между гендером, миграцией и бедностью, а также получила последнюю информацию об изменениях в политике и законодательстве в сфере трудовой миграции.
  • В целях снижения количества неурегулированных мигрантов и эксплуатируемых работников проведены тренинги для 50 работодателей в Российской Федерации в области применения правил и лучшей практики по найму иностранных работников.

Результат 2: Улучшение регионального партнерства, диалога и сотрудничества в области трудовой миграции на межрегиональном уровне:

  • Развитие диалога и координации между государственными органами стран региона по ключевым вопросам трудовой миграции (совместное использование данных, гендерный аспект, доступ к медицинской помощи и социальной защите) способствует принятию эффективных межгосударственных соглашений.
  • Ряд руководящих государственных служащих и депутатов парламентов четырех государств улучшили уровень знаний в вопросах управления трудовой миграцией и свою готовность к комплексному обсуждению на региональном уровне.
  • Существующие двусторонние соглашения эффективно исполняются и способствуют применению этого опыта в региональном диалоге (между Казахстаном и Кыргызской Республикой, а также между Таджикистаном и Российской Федерацией).

Результат 3: Трудовые мигранты (женщины и мужчины) получили доступ к более широкому набору услуг на протяжении миграционного цикла:

  • Информационные Центры (новые и действующие), работающие при НПО четырех государств, предоставили эффективную правовую помощь 50,000 трудящимся мигрантам (из них 30% женщин), что позволило мигрантам принимать обоснованные решения по различным вопросам, связанным с осуществлением трудовой деятельности.
  • 674,000 человек, работодателей и потенциальных мигрантов в четырех государствах охвачены информационной кампанией, и получили необходимую информацию по вопросам легальной миграции и защиты своих прав и достоинств.

Результат 4: Повысился уровень знаний и навыков, способствующих улучшению уровня жизни у семей трудящихся мигрантов, оставшихся на родине:

  • 3,000 семей беднейших слоев трудящихся мигрантов в Таджикистане и Кыргызстане получили необходимую информацию и улучшили уровень знаний и навыков по участию в аграрном бизнесе и возможностям по получению микрокредитов.
  • Религиозные лидеры, представители местных органов управления и общественных организаций получили знания в области гендерного равенства и защиты прав женщин, что способствовало увеличению помощи брошенным женам и детям в семьях трудящихся-мигрантов.

Результат 5: Повысился потенциал организаций гражданского общества в принятии мер по повышению социальной толерантности в отношении трудящихся-мигрантов и снижению проявлений ксенофобии в принимающих странах:

  • В четырех пилотных областях Казахстана и Российской Федерации приняты стратегии социальной интеграции трудящихся-мигрантов.
  • Увеличение количества позитивных материалов о трудящихся-мигрантах (мужчинах и женщинах) в СМИ, что способствует интеграционному процессу и соблюдению прав трудовых мигрантов.

Целью данного проекта является оказание содействия Правительству Российской Федерации в разработке миграционной политики и законодательства, создание административных и операционных систем и основы для развития потенциала административных ресурсов, которые требуются для решения проблем в области трудовой миграции. От эффективности управления процессами трудовой миграции все в большей степени зависит эффективность совместного межгосударственного управления в регионе ЦА и РФ. Проект призван также способствовать разработке прозрачных и согласованных подходов и методов управления трудовой миграцией, охватывающих все страны в пределах единого миграционного пространства.

Основные направления деятельности в РФ:

  • совершенствование законодательства РФ в области трудовой миграции;
  • улучшение системы управления трудовой миграцией из стран ЦА в РФ;
  • помощь трудовым мигрантам посредством проведения информационных кампаний,
  • предоставление юридической помощи и развитие потенциала неправительственных организаций для оказания услуг трудовым мигрантам;
  • организация экспертных консультаций по вопросам разработки миграционной политики, законодательства и институциональных рамок;
  • регулирование трудовой миграции в Российскую Федерацию;
  • разработка и реализация программ в области трудовой миграции;
  • обмен экспертами в области трудовой миграции;
  • мониторинг миграционной ситуации и практики применения российского миграционного законодательства;
  • совершенствование систем сбора данных о миграции в Российской Федерации;
  • проведение совместных исследований и обмен информацией открытого характера по вопросам миграции и, в частности, незаконной миграции и незаконного ввоза мигрантов;
  • повышение доступности за рубежом информации об условиях иммиграции в Российскую Федерацию.

Проект финансируется Европейской Комиссией и Международной организацией по миграции.

Период реализации проекта: июнь 2007 г. – декабрь 2009 г.

Международная трудовая миграция: формы и причины.

Международная миграция рабочей силы возникла много столетий назад, однако массовый характер она приобретает с 17 века, когда США становятся мировым центром притяжения трудовых мигрантов.

Международная трудовая миграция – это перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы.

Процесс международной миграции рабочей силы включает в себя:

v эмиграцию – выезд из страны на постоянное или временное проживание;

v иммиграцию въезд в страну;

v реэмиграцию возвращение эмигрантов на родину.

Существует классификация форм трудовой миграции:

1. По территориальному охвату:

2. По времени пребывания:

a. Постоянная (безвозвратная);

b. Временная (на определённый срок);

c. Сезонная (на уборку с/х культур, в туристический сезон).

3. По степени законности:

b. Нелегальная (без разрешения властей).

Все мигранты делятся на несколько основных типов:

· Работающие по контракту (ограниченный срок);

· Профессионалы (квалифицированные кадры, с опытом работы, преподаватели, ученые);

· Нелегалы (в т.ч.лица с просроченной или туристической визой, осуществляющие трудовую деятельность);

· Беженцы (вынужденные переселенцы).

Наиболee активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в оплате труда.

Сторонники неоклассического подхода, в соответствии с которым каждый человек получает и потребляет предельный продукт своего труда, считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны, причем экономическое развитие государства, из которого происходит эмиграции, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается.

Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на «утечку умов», доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития.

В последние годы акцент в анализе миграции сместился на исследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы теорий международной миграцией объясняются различия в темпах экономического роста между странами.

Тем не менее, общепризнанным остаётся факт разделения причин международной трудовой миграции на экономические и неэкономические:

a. Различия в уровнях экономического развития стран, которые проявляются в разнице в оплате труда (в странах с высоким уровнем дохода оплата труда больше в 20-30 раз), социальном обеспечении, качестве жизни;

b. Различия в обеспеченности стран трудовыми ресурсами – около 80% мировой рабочей силы приходится на развивающиеся страны (например, численность населения России в 10 раз меньше, чем в Китае);

c. Состояние национального рынка труда (уровень безработицы);

d. Несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства.

2. Неэкономические: политические, расовые, религиозные, семейные, стихийные бедствия и др.

На развитие процессов м/н трудовой миграции влияет ряд факторов:

· Глобализация мирового хозяйства и усиление взаимозависимости стран;

· НТП (структурная перестройка экономики, новые отрасли и профессии, изменение спроса на них, развитие транспортных сетей, информационного обмена);

· Деятельность ТНК, которые либо осуществляют движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы мира;

· Цикличность экономического развития (подъем – спрос на рабочую силу растёт, спад – падает);

· Экономическая интеграция, стимулирующая международную миграцию рабочей силы между объединяющимися странами, которые, как показывает практика, превращаются в новые центры притяжения рабочей силы из третьих стран;

2. Последствия международной миграции рабочей силы.

Влияние миграционных процессов на экономики страны иммиграции (реципиента, принимающей) и страны эмиграции (доноров, отдающих) весьма неоднозначно.

Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:

ü вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны.

ü существенна экономия принимающих стран на обучении прибывающих рабочих и специалистов.

ü иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, в результате чего фирмы экономят на издержках и повышается конкурентоспособность производителей или продукции.

ü велика роль иммигрантов в омоложении структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению.

ü иммигранты, расширяя ёмкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны.

ü иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, так как их увольняют первыми.

ü иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения.

Вместе с тем, иммиграция порождает в принимающих странах и ряд проблем и противоречий:

¨ обостряется ситуация на национальном рынке труда;

¨ вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;

¨ провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.

Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что:

· эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;

· после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;

· для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.

Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб:

· Потеря части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения;

· Теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов;

· Отток квалифицированных специалистов и учёных. Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшиеся на родину после того, как они несколько лет работали в высокотехнологических американских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.

3. Мировой рынок труда и направления международной трудовой миграции.

Общее количество мигрантов поддается лишь весьма приблизительной оценке. Считается, что в мире в середине 90-х гг. постоянно около 125 млн. человек находились тех стран, гражданами которых они являются. Если в первой половине прошлого века преобладала международная миграция промышленных рабочих, то к концу прошлого столетия наиболее активными мигрантами стали разорившиеся крестьяне. После Второй мировой войны на мировой рынок труда вышла научно-техническая интеллигенция и квалифицированные рабочие.

На труде иммигрантов держатся целые отрасли промышленности: во Франции они составляют 1/4 занятых в строительстве и 1/3 в автомобилестроении, в Бельгии – 50 % всех горняков, в Швейцарии – 40 % строительных рабочих.

Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных сфер необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь.

Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для промышленно развитых стран характерно такое явление как «утечка умов», например из Европы в США. Создание единого экономического пространства в Европе также стимулирует внутриевропейскую межстрановую миграцию.

В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Главным образом, это миграция между новыми индустриальными странами, странами арабских эмиратов и странами-членами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами – с другой. Так, например, в послевоенные годы (60-80-е годы) особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до 1 млн. человек рабочих из Йемена.

Имеет место и миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны. В основном – это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны.

В настоящее время международная трудовая миграция имеет ярко выраженные особенности:

· увеличение масштабов (на начало 21в. в мире насчитывалось более 35 млн. трудовых мигрантов);

· основными центрами притяжения рабочей силы остаются промышленно развитые страны;

· усиление внутриконтинентальной миграции;

· появление новых центров притяжения миграции, в следствии чего в мире сложились 7 центров:

· страны Западной Европы. Странами, принимающими основную часть иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Швейцария, Бельгия, Швеция, Нидерланды;

· Северная Америка: с 1995 года ежегодный доступ иммигрантов в США установлен на уровне 650 тыс. человек, из них 2/3 представляют собой категорию родственников и 1/3 – квалифицированные специалисты и члены их семей;

· нефтедобывающие страны Ближнего Востока, сформировавшиеся как рынок рабочей силы в 70-е годы. В начале 80-х годов эти страны приняли более 4,5 млн. иностранных рабочих. Значителен удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочих региона. Например, в ОАЭ они составляют 97 %, в Катаре – 95,6 %, в Кувейте – 86,5 %. Главным экспортером рабочей силы на Ближнем Востоке является Египет;

· Австралия, где используется около 200 тыс. иностранных рабочих. С 1982 года Австралия проводит миграционную политику, в соответствии с которой в страну в первую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику страны. В начале 90-х гг. в экономику Австралии влилось 1,2 млрд. долларов, а 9 тыс. инвесторов и 28 тыс. их семей получили визы;

· страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где основными импортерами рабочей силы являются НИСы, а также Япония, Бруней;

· страны Латинской Америки, где общее число мигрантов составляет 3 млн. человек. Наиболее распространенной формой является сезонная сельскохозяйственная миграция. В последние годы для стран этого региона особый интерес представляют иммигранты из стран Центральной и Восточной Европы тех специальностей, в которых ощущается острая нехватка кадров (нефтяники, инженеры-химики и т.д.);

· страны Африки. Для этого региона характерна внутриконтинентальная миграция, составившая в 90-е годы более 2 млн. человек. Основные принимающие страны этого региона – страны Северной Африки и ЮАР.

· Сформировался круг государств «специализирующихся» на экспорте рабочей силы: Югославия, Пакистан, Турция, Польша, Испания, Португалия, многие из стран с переходной экономикой;

· Преобладающая часть трудовых мигрантов в возрасте до 35 лет, рабочих профессий;

· Высокий уровень нелегальной миграции, что заставляет правительства ужесточать борьбу с ними.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Понятие «трудовая миграция» следует понимать перемещение рабочей силы внутри страны или за пределы государства постоянного проживания в другие города и страны в целях последующего трудоустройства.

Причин этого процесса множество, однако среди них следует выделить стремление людей получить более высокооплачиваемую работу, комфортность и безопасность проживания.

Виды трудовой миграции

Трудовая миграция бывает нескольких видов. К примеру, в зависимости от правового статуса различается легальная и нелегальная миграция.

Легальная

Иностранец приезжает в другое государство и находится в нем в соответствии с требованиями местного миграционного законодательства. Он встает на учет в соответствующих государственных органах, получает разрешение на работу, платит налоги.

Нелегальная

Иностранный гражданин находится и трудится в стране, не имея для этого законных оснований. Он не состоит на учете в органах миграционного контроля. Как правило, нелегальные мигранты занимаются самым низкоквалифицированным и малооплачиваемым трудом.

Временная

Иностранец находится на территории другого государства (региона) временно – лишь на период работы. Это относится как к низкоквалифицированным сезонным работникам, так и к специалистам с высокой квалификацией, работающим по контракту на период его действия.

Постоянная

Под постоянной миграцией следует понимать переезд в другие страны (города) в целях трудоустройства и постоянного места жительства.

Отдельно нужно выделить характерные признаки внешней и внутренней миграции.

Внутренняя

Внутренняя миграция предполагает перемещение рабочей силы в пределах одного государства. Это связано с тем, что распределение рабочих мест внутри страны является неравномерным, в связи с этим в отдельных местностях может наблюдаться дефицит рабочей силы, а в других, напротив, ее переизбыток. Кроме этого, уровень оплаты труда также может разниться от региона к региону. Естественно, более высокий уровень зарплат стимулирует процессы трудовой миграции.

Рассматриваемый процесс иногда соотносят с урбанизацией. Под последней нужно понимать увеличение роли городов в жизни общества и прирост их населения за счет оттока жителей из сельской местности. Урбанизация во многом является следствием именно трудовой миграции. Это связано с тем, что основные высокооплачиваемые рабочие места сконцентрированы именно в городах, поэтому сельские жители в поисках работы и большего заработка устремляются именно в эти точки притяжения.

Разновидностью внутренней является миграция маятниковая. Суть этого процесса заключается в том, что жители небольших городов и поселков совершают регулярные и краткосрочные поездки в целях работы или учебы в большой город и обратно. Маятниковые перемещения очень характерны для пригородной зоны.

Внешняя

Внешняя миграция предполагает перемещение рабочей силы за пределы страны. Как правило, трудовые мигранты перемещаются из государств с низким уровнем жизни в более богатые, с более высокими возможностями относительно поиска работы и уровня заработной платы.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Для России эта проблема стоит особо остро, так как наша страна сталкивается с таким явлением, как отток лучших квалифицированных кадров и, напротив, приток, в большинстве своем, работников с низкой квалификацией. Причин тому масса, но основными из них следует считать несоответствие зарплатных ожиданий самих россиян реальному положению дел в этой сфере. Для жителей стран ближнего зарубежья, где уровень зарплат намного ниже, чем в РФ, наша страна привлекательна в плане трудоустройства и заработка.

Кроме этого, для России свойственен значительный отток населения из периферийных регионов в центральные, крупные города, в первую очередь, Москву и Санкт-Петербург. Это также связано с тем, что уровень жизни и оплаты труда в столицах значительно выше, а вариантов для трудоустройства больше.

Маятниковая миграция в нашей стране имеет наибольшее распространение в столичном регионе, когда многие жители Подмосковья и даже близлежащих регионов ЦФО ежедневно совершают поездки в Москву, где находятся их рабочие места, возвращаясь по завершении рабочего дня (смены).

Службы и организации, регулирующие процесс

Трудовая миграция – явление глобальное, не ограничивающееся лишь странами бывшего СССР. Поэтому для недопущения ее стихийного характера на международном уровне принят целый ряд правил и документов, целью которых является упорядочивание миграционных процессов в целом и трудовой миграции в частности. Та

Международные

Основную роль в вопросах регулирования ресурсов трудовой миграции играет Международная организация труда (МОТ). Именно этой структурой был разработан основополагающий документ в данной области – Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах. Основные его положения сводятся к созданию благоприятных и равных условий для всех мигрантов вне зависимости от национального происхождения, пола и расы. В то же время этот документ осуждает нелегальную миграцию и предлагает ряд мер, направленных на ее пресечение.

Государственные

Россия является членом МОТ, поэтому решения, принимаемые этой организацией, служат основой для формирования соответствующей нормативной базы в области трудовой миграции в нашей стране.

Государственным органом, осуществляющим регистрацию и учет мигрантов в РФ, является МВД. Ранее подобные функции выполняла отдельная структура – Федеральная миграционная служба (ФМС), однако она была ликвидирована с передачей ее полномочий полиции. В составе МВД существует Главное управление по вопросам миграции, при региональных УВД также сформированные управления и департаменты, комитеты, занимающиеся вопросами учета мигрантов, а также пресечением нелегальной миграции. Также существует министерство занятости труда и миграции, которое занимается регулированием и совершенствованием текущих процессов.

Основные характеристики миграции современных трудовых ресурсов

Основными характеристиками рассматриваемого процесса на сегодняшний день следует считать:

  1. Сформированность миграционных потоков, которые влияют и регулируют международный рынок труда.
  2. Отток населения из стран с низким жизненным уровнем в страны с более высоким качеством жизни. Основными направлениями для миграции являются: страны Западной Европы, США. Для стран бывшего СССР таким центром притяжения является Россия, однако это касается лишь низкоквалифицированных работников.
  3. Увеличение доли высококвалифицированных специалистов в общем миграционном потоке.
  4. Увеличение доли нелегальной миграции, во многом связанной с нестабильной политической обстановкой на Ближнем Востоке и в странах Африки.

Статистика и показатели в настоящее время

МВД России располагает статистическими данными относительно показателей трудовой миграции в РФ. Так, за период с января по ноябрь 2018 года было оформлено 116 538 разрешений на работу. В то же время за этот же период было выдано 1 544 313 патентов на работу. Определить же, сколько граждан выехало из России именно в качестве трудовых мигрантов довольно сложно. Можно лишь руководствоваться сведениями о лицах, которые снялись с регистрационного учета по месту своего предыдущего проживания. Округленное значение за 2018 год составляет число в 300000 покинувших страну россиян.

Статистика международных перемещений рабочей силы не столь однозначна – разные источники называют разные цифры. Так, согласно данным ООН в мире в 2017 году насчитывалось 258 миллионов международных мигрантов.

Последствия трудовой миграции

Их можно разделить на отрицательные и положительные. К первым относятся такие факторы, как улучшение ситуации с безработицей, международный обмен знаниями и опытом, уменьшение затрат на медицину, образование, соц выплаты.

Отрицательная сторона заключается в снижении общего уровня заработной платы, т.к трудовые мигранты соглашаются на низкую оплату труда в некоторых сферах.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Трудовая миграция – естественное движение рабочей силы в поисках лучших условий для заработка и проживания. Неравномерность миграционных потоков, увеличение доли нелегальной миграции представляют на сегодняшний день одну из основных проблем, которая стоит перед мировым сообществом.

МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ – пе­ре­ме­ще­ние на­се­ле­ния ме­ж­ду раз­лич­ны­ми на­се­лён­ны­ми пунк­та­ми, тер­ри­то­рия­ми, стра­на­ми с це­лью из­ме­не­ния ра­бо­че­го мес­та (за­ня­тий) по при­чи­нам эко­но­ми­че­ско­го или ино­го ха­рак­те­ра, раз­но­вид­ность ми­грации населения.

Миграция рабочей силы внут­ри стра­ны, как пра­ви­ло, не ре­гу­ли­ру­ет­ся го­су­дар­ст­вом на­пря­мую, обу­слов­ли­ва­ет­ся сво­бод­ным вы­бо­ром ра­бот­ни­ка и ос­но­вы­ва­ет­ся на его стрем­ле­нии улуч­шить ка­че­ст­во и уро­вень жиз­ни; не влия­ет на об­щую чис­лен­ность на­се­ле­ния стра­ны, а лишь из­ме­ня­ет его раз­ме­ще­ние. Внут­рен­няя миграция рабочей силы от­ли­ча­ет­ся зна­чительными мас­шта­ба­ми в стра­нах с боль­шой чис­лен­но­стью на­се­ле­ния и вы­со­кой или рас­ту­щей его мо­биль­но­стью, свя­зан­ной с эко­но­мической ди­на­ми­кой. По­яв­ле­ние де­прес­сив­ных тер­ри­то­рий или от­рас­лей эко­но­ми­ки мо­жет при­во­дить к мас­со­во­му от­то­ку ра­бо­чей си­лы из од­них ре­гио­нов стра­ны в дру­гие и иметь не­бла­го­при­ят­ные по­след­ст­вия для эко­но­мического раз­ви­тия; при воз­ник­но­ве­нии та­кой си­туа­ции тре­бу­ет­ся вме­ша­тель­ст­во, ре­гу­ли­ро­ва­ние со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва пу­тём при­ня­тия специальных про­грамм по­мо­щи ре­гио­нам, пред­при­яти­ям или ра­бот­ни­кам в ви­де час­тич­но­го или пол­но­го воз­ме­ще­ния за­трат на пе­ре­езд и пе­ре­ква­ли­фи­ка­цию. Ис­то­рические при­ме­ры круп­ной внут­рен­ней миграция рабочей силы – мас­со­вые пе­ре­се­ле­ния российских кре­сть­ян в рам­ках сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­мыв начале XX века и советских лю­дей в 1950-1960-е годы в свя­зи с ос­вое­ни­ем це­лин­ных зе­мель.

Внеш­няя миграция рабочей силы име­ет важ­ное зна­че­ние как для на­цио­наль­ных эко­но­мик, так и для ми­ро­вой. Дви­жу­щи­ми си­ла­ми современной ме­ж­ду­народной тру­до­вой ми­гра­ции яв­ля­ют­ся: де­мо­гра­фическое ста­ре­ние на­се­ле­ния, тех­но­ло­гические из­ме­не­ния, воз­рас­таю­щая ин­те­гра­ция в ми­ро­вую эко­но­ми­ку. Транс­на­цио­наль­ный ха­рак­тер со­вре­мен­ной миграции рабочей силы при­во­дит к об­ме­ну не толь­ко тру­до­вы­ми, но и фи­нан­со­вы­ми, ин­фор­ма­ци­он­ны­ми и другими ре­сур­са­ми, вла­дель­ца­ми или но­си­те­ля­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся ми­гран­ты. С 2015 года вы­со­ко­раз­ви­тые стра­ны ока­жут­ся в дол­го­вре­мен­ной си­туа­ции, ко­гда чис­лен­ность вы­хо­дя­щих на пен­сию пре­вы­сит чис­лен­ность по­ко­ле­ний, всту­паю­щих в тру­до­спо­соб­ный воз­раст, что уве­ли­чит по­треб­ность в при­то­ке тру­до­вых ми­гран­тов из других стран. Зна­чи­тель­на роль миграции рабочей силы в де­неж­ных транс­фер­тах для по­пол­не­ния ВВП стра­ны, рос­та среднего национального уров­ня до­хо­дов. Де­неж­ные пе­ре­во­ды ми­гран­тов в 1990 году со­став­ля­ли (по дан­ным ООН) 31,3 миллиарда долларов, в 2000 году – 76,8 миллиардов долларов, в 2004 году – 125,8 миллиардов долларов; круп­ней­шие по­лу­ча­те­ли та­ких пе­ре­во­дов (миллиарды долларов) – Ин­дия (17,4), Мек­си­ка (14,6), Фи­лип­пи­ны (7,9).

Дол­го­сроч­ное влия­ние на миграцию рабочей силы и мигра­ци­он­ную по­ли­ти­ку ока­зы­ва­ют ми­ро­вые эко­но­ми­че­ские цик­лы. Влия­ние ми­ро­во­го кри­зи­са 2008-2009 годов ста­ло пред­ме­том специального ана­ли­за на фо­ру­ме ОЭСР по ми­грационной по­ли­ти­ке (2009 год). Тру­до­вые ми­гран­ты бы­ли при­зна­ны од­ной из наи­бо­лее по­стра­дав­ших от эко­но­мического спа­да групп эко­но­ми­че­ски ак­тив­но­го на­се­ле­ния.

Из­ме­не­ние по­ли­ти­ки раз­ви­тых стран в от­но­ше­нии миграции рабочей силы от­сле­жи­ва­ет ООН, про­во­дя специальные ис­сле­до­ва­ния (World Po­pu­lation Policies). В конце XX – начале XXI веков эти стра­ны про­дол­жа­ли по­ли­ти­ку при­вле­че­ния не­об­хо­ди­мых эко­но­ми­ке ми­гран­тов, уве­ли­че­ния сро­ков их пре­бы­ва­ния на тер­ри­то­рии стра­ны, бо­лее пол­но­го ис­поль­зо­ва­ния их по­тен­циа­ла. Тру­до­вая ми­гра­ция ме­ж­ду раз­ви­ты­ми и раз­ви­ваю­щи­ми­ся стра­на­ми со­став­ля­ет 40-50% объ­ё­ма всей ми­гра­ции на­се­ле­ния ме­ж­ду ни­ми. Про­изо­шёл не про­сто ко­ли­че­ст­вен­ный рост объ­ё­мов ми­гра­ции, но и рас­ши­ре­ние гео­гра­фии по­то­ков тру­до­вой ми­гра­ции, из­ме­не­ний её ка­че­ст­вен­ных ха­рак­те­ри­стик. Ес­ли в 1970-е годы тео­рия сег­мен­ти­рования рын­ка тру­да объ­яс­ня­ла миграция рабочей силы спро­сом раз­ви­тых го­су­дарств на иностранную ра­бо­чую си­лу, го­то­вую ра­бо­тать в пло­хих ус­ло­ви­ях тру­да, не­при­ем­ле­мых для ме­ст­но­го на­се­ле­ния, то на ру­бе­же ве­ков меж­стра­но­вая кон­ку­рен­ция всё боль­ше свя­за­на с бы­ст­ро рас­ту­щим спро­сом на ра­бо­чую си­лу выс­шей ква­ли­фи­ка­ции. Чис­лен­ность тру­до­вых ми­гран­тов на начало XXI века оце­ни­ва­ет­ся в 36-42 миллиона человек (вме­сте с чле­на­ми их се­мей – 80-97 миллионов человек). В 1990-е годы миграция рабочей силы ста­ла су­ще­ст­вен­ным ас­пек­том гло­ба­ли­за­ции ми­ро­вой эко­но­ми­ки.

Миграция рабочей силы в це­лом мо­жет ре­гу­ли­ро­вать­ся различными ме­ра­ми, вклю­чая со­от­вет­ст­вую­щую по­ли­ти­ку, за­ко­но­да­тель­ст­во, административное и эко­но­мическое ре­гу­ли­ро­ва­ние ми­грационных про­цес­сов на на­цио­наль­ном, суб­ре­гио­наль­ном, гло­баль­ном уров­нях, сис­те­мой со­ци­аль­ной за­щи­ты тру­до­вых ми­гран­тов. Ре­гу­ли­ро­ва­ние миграции рабочей силы ба­зи­ру­ет­ся пре­ж­де все­го на сис­те­ме квот, ус­та­нав­ли­вае­мых в раз­ви­тых стра­нах для им­ми­гран­тов; так, в США кво­та для тру­до­вых им­ми­гран­тов со­став­ля­ет около 20% об­ще­го объ­ё­ма раз­ре­ше­ний на въезд. Пра­ва тру­до­вых ми­гран­тов за­щи­ща­ют дву­сто­рон­ние со­гла­ше­ния стран, а так­же Ме­ж­ду­народная дек­ла­ра­ция прав че­ло­ве­ка, Ев­ро­пей­ская со­ци­аль­ная хар­тия, кон­вен­ции Ме­ж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­ции тру­да, иные ме­ж­ду­народные кон­вен­ции и хар­тии. При этом от­сут­ст­вие в ме­ж­ду­народных до­ку­мен­тах уни­вер­саль­но­го пра­ва на въезд яв­ля­ет­ся важ­ным фак­то­ром фор­ми­ро­ва­ния прак­ти­ки ре­гу­ли­ро­ва­ния въез­да тру­до­вых ми­гран­тов, как и ми­гран­тов в це­лом.

Рос­сия во 2-й половине 2000-х годов (по дан­ным Все­мир­но­го бан­ка) во­шла в чис­ло ли­де­ров по объ­ё­му тру­до­вой ми­грации, здесь тру­дят­ся 12,1 миллионов ми­гран­тов (2007 год). Са­мый зна­чительный по­ток ми­гран­тов из Рос­сии идёт на Ук­раи­ну (4,8 миллионов человек), об­рат­ный по­ток со­став­ля­ет 3,6 миллиона человек. Тру­до­вые им­ми­гран­ты со­сре­до­то­че­ны в не­зна­чительном сег­мен­те ви­дов эко­но­мической дея­тель­но­сти – в основном в строи­тель­ст­ве (около 40%), тор­гов­ле и ре­мон­те (27%), сельском хозяйстве (7%) и отдельных ви­дах промышленности (7%).

Ссылка на основную публикацию