Миграционная политика России и миграционное законодательство РФ

Цели миграционной политики России

Сложная экономическая ситуация в мире, длящаяся уже несколько лет, стала причиной развития современных миграционных тенденций. Свою роль в этом процессе сыграли и локальные войны, вызвавшие отток населения из неблагоприятных районов. В связи с этим каждое государство вырабатывают свою миграционную политику на несколько лет вперед. В РФ она проработана вплоть до 2025 года.

Все о миграционной политике

Большая часть россиян мало задумывается о том, какой политике относительно мигрантов придерживается правительство. Хотя этот момент оказывает влияние на все факторы развития государства и жизнь каждого отдельного члена социума.

Государственная миграционная политика: формулировка и нюансы

Под миграционной политикой (МП) нужно понимать совокупность правил и законов, направленных на контроль за иностранными гражданами, находящимися на территории «чужого» государства.

  • Пересечение границы;
  • Учет мигрантов;
  • Легализация иностранных граждан;
  • Получение гражданства;
  • Лишение гражданства;
  • Осуществление деятельности мигрантов на территории стороннего государства;
  • Организация занятости иностранцев;
  • Борьба с нелегальной миграцией.

Основная задача миграционной политики любого государства – защита интересов своих граждан. Особенно это касается определения возможных типов миграции, что крайне важно для формирования ведущей линии в концепции МП.

  • Академическая – она подразумевает временный отток и приток ученых и преподавателей ради обмена знаниями и осуществления своей основной деятельности;
  • Временная – осуществляется без перемены места жительства и ограничена рамками трудового контракта, командировки или срока обучения;
  • Длительная – может быть международной и внутренней сроком от 12 месяцев;
  • Трудовая;
  • Краткосрочная – имеет четко определенный период;
  • Миграция с целью получения права на ПМЖ;
  • Незаконная – пересечение границы государства вопреки законам и правилам;
  • Образовательная.

  • Организованная;
  • Сезонная;
  • Квотированная и так далее.
  • Демографическое положение в стране;
  • Внешняя политика;
  • Интеграционные процессы;
  • Социально-экономическое положение.

Какие мероприятия входят в МП государства

На этот вопрос невозможно ответить однозначно, так как мероприятия разрабатываются применимо к принятой государством концепции. Поэтому рассматривать их нужно четко в рамках проводящейся политики.

  • Организация обучения;
  • Трудоустройство;
  • Формирование облегченной системы получения гражданства;
  • Знакомство с культурными ценностями и традициями страны;
  • Облегчение ассимиляции;
  • Предоставление временного жилья и так далее.
  1. Поддерживающие – они позволяют иностранцам быстрее устроиться на новом месте и приносить пользу стране;
  2. Ограничивающие – в эту группу входят меры, препятствующие такому явлению как «нелегальная миграция» и четко устанавливающие правовой статус иностранца.

Как миграционная политика влияет на развитие страны

  • Демографическая ситуация;
  • Темпы роста экономики.

В первом случае мигранты стабилизируют демографическую ситуацию в стране. В итоге рождаемость начинает превышать смертность в несколько раз. Если говорить о России, то она уверенно занимает 3 место в мире по количеству осевших мигрантов: они превышают уже 12 миллионов человек.

  • Здоровые люди трудоспособного возраста;
  • Наличие среднего или средне-специального образования.

Большая часть мигрантов из ближнего зарубежья приезжает на заработки семьями. За последние годы среди иностранцев увеличилось количество женщин – до 20%. Все это приводит к тому, что в среде мигрантов появляются дети, становящиеся гражданами России и оказывающие прямое влияние на демографическую ситуацию.

  1. Первые придерживаются того мнения, что иностранцы, соглашающиеся на работу за любые деньги, тем самым понижают уровень заработных плат в стране. Это приводит к возникновению у граждан РФ трудностей с трудоустройством. Им приходится довольствоваться относительно низкой зарплатой;
  2. Экономисты из второй группы, напротив, уверены, что при отсутствии притока иностранных рабочих цены на многие товары и услуги существенно бы увеличились. Так как этот поток за последнее десятилетие увеличился в 11 раз, то резкого скачка цен можно не ожидать.
  • Ведет миграционную политику с учетом поддержки мигрантов;
  • Создает им условия для жизни;
  • Смягчает условия приобретения гражданства.

Нельзя не упомянуть и о социальной обстановке в стране. Мигранты часто становятся причиной возникновения напряженности, так как не могут социально адаптироваться в новых условиях. Более 76% россиян выступает за введение ограничений на въезд иностранцев в страну, что свидетельствует о неприятии действующей миграционной политики.

Какая миграционная политика проводится в РФ

  • Защита собственных граждан;
  • Отстаивание своих экономических интересов.

В 21 веке приток мигрантов в развитые страны усилился, и перед главами государств остро встали вопросы изменения миграционной политики в сторону ужесточения.

Российская Федерация является многонациональной страной. Поэтому вполне закономерно, что с 90-х годов прошлого века правительство поддерживало мигрантов. Но миграционная политика не отличалась четко выстроенной линией, а законодательные акты имели размытые и противоречивые формулировки.

В последние годы миграционная политика России приобрела четкость, и в ней прослеживается тенденция к ужесточению существующих правил и законов.

  • Поддержание мира (межнационального и межрелигиозного);
  • Приоритет интересов граждан РФ;
  • Защита их интересов внутри страны и за рубежом;
  • Сохранение и популяризация русского языка;
  • Организация правовой помощи мигрантам;
  • Препятствие маргинализации иностранцев.

В общих чертах можно сказать, что иммиграционная политика направлена на то, чтобы лица, близкие россиянам по образу жизни и языку, могли легально пересечь границу и затем стать полноправными членами общества.

Остальным иностранцам для получения необходимо будет пройти несколько этапов отбора. Подразумевается, что ужесточение отборочной системы приведет к значительному оттоку мигрантов, имеющих низкий образовательный уровень и не желающих его повысить.

Концепция государственной миграционной политики до 2025 года

Все нюансы МП РФ собраны в едином документе под названием «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года”.

  • Цели МП;
  • Мероприятия;
  • Регулирующие законодательные акты.

Изучить полную версию документа можно по ссылке legalacts.ru.

  • Отсев мигрантов;
  • Создание системы предварительной подготовки к получению гражданства;
  • Ужесточение наказания за преступления, совершенные иностранцами, и нелегальную миграцию.
  • Введение обязательных экзаменов (язык, правоведение, история);
  • Формирование общего банка отпечатков пальцев;
  • Разработка новых законов и внесение поправок в действующие.
  • «Об образовании»;
  • «О высшем и послевузовском образовании».
  1. Сдача экзаменов;
  2. Прохождение медицинского обследования;
  3. Оформление патента.

  • Интересам работодателей;
  • Тенденциям социального и экономического развития;
  • Демографической ситуации.

Параллельно планируется усовершенствовать систему управления миграционными процессами.

Проблемы миграционной политики России

Российская МП имеет множество проблем. Решаются они, по мнению политиков, крайне медленно, а принимающиеся меры – неэффективны.

  • Нелегальную миграцию – иностранцы, пополняющие теневой сектор экономики, становятся первопричиной создания напряженности в обществе;
  • Коррупция в системе по управлению миграцией – сотрудники ФМС и чиновники, обличенные властью на местах, нередко в буквальном смысле слова вымогают у иностранцев деньги;
  • Отсутствие эффективной системы управления – ради получения нужных бумаг мигранты вынуждены ехать в территориальные ведомства;
  • Минимальное использование миграции для развития государства;
  • Отсутствие реально действующих программ по интеграции и адаптации иностранцев.

Правозащитники считают, что МП нуждается в коррективах. В ее основу необходимо внести принципы гуманизма и соблюдения прав всех слоев населения, включая иностранцев, претендующих на гражданство.

Нововведения в миграционном законодательстве РФ в 2022 году

Каждое государство заинтересовано в первую очередь отстаивать интересы собственных граждан. И Россия не исключение: власти постоянно обновляют законодательство в сфере миграции. В 2022 году в нем появились очередные нововведения, с которыми важно познакомиться.

Миграционная политика РФ


Под понятием «миграция» скрывается глубокий смысл. Она затрагивает любые процессы перемещения лиц как внутри России, так и с пересечением ее границ. Но миграционное законодательство РФ — это в первую очередь статьи, которые касаются координации потоков приезжих. Поскольку в России есть проблема с засильем мигрантов (в основном трудовых), которые прибывают из разных государств, провоцируя социальные конфликты, экономические сложности.

Государственная миграционная политика РФ прошла несколько этапов развития. Формирование законов началось еще в бытность Российской империи. Одним из важнейших этапов можно считать отмену крепостного права, при существовании которого мигрантов не было как таковых. Ведь оно ограничивало права людей. В советскую эпоху по закону граждане были свободными в перемещении, однако были определенные сложности с выездом за границу (в отличие от современной России), как и с прибытием мигрантов.

На сегодня миграционная политика регулируется целым пакетом законов РФ. Также она предопределяется международными договоренностями. Регулярно меняются требования к мигрантам, которые прибывают в Россию. Миграционную политику РФ в этом вопросе можно считать сложной и не до конца сформированной. Поскольку она постоянно адаптируется к меняющимся реалиям, перемещениям мигрантов.

Виды миграции

Важно учитывать, что существуют разные виды миграции населения. Люди переезжают с места на место внутри России, и такие потоки регулируются отдельными нормативными актами. Совсем другие законы посвящены проблеме приезда мигрантов из других стран. Существуют виды миграции в зависимости от целей перемещения лиц. Мигранты ищут хорошее место для трудоустройства, иногда решаются на миграцию ради обучения. Миграционные процессы в России сложные, неоднородные. Законы, их регулирующие, требуют постоянной корректировки на фоне изменения ситуации.

Что нового в 2022 году

Сравнительно давно велись разговоры о том, что необходим отдельный Миграционный кодекс РФ. Необходимость в нем усматривали по той причине, что в законодательстве России существовало множество законов, которые так или иначе касаются прав мигрантов. Однако некоторые из нормативных актов противоречили друг другу.

В 2017-м эту тему вновь подняли в МВД. В министерстве пообещали сформировать Миграционный кодекс к концу года. А также в ведомстве заговорили о том, что на 2018-2022 годы будет создана новая концепция регулирования этой сферы в России. Это объяснили тем, что в мире происходят перемены, появляется нестабильность в разных государствах. Такие процессы, в свою очередь, стимулируют активность мигрантов.

Постановление Правительства РФ о миграционной карте № 413 было принято еще 16 августа 2004 г., а последние изменения, касающиеся формы миграционной карты, внесены в него Постановлением Правительства № 271 от 6 мая 2006 г. Ее (карту) должен заполнить каждый иностранец, пребывающий в страну. Мигрант получает на ней отметку о въезде. Когда он покидает пределы России, то отдает миграционную карту сотруднику пограничной службы. Получить миграционную карту может любой совершеннолетний мигрант, а на ребенка ее заполняет родитель, удостоверяя своей подписью.

Закон о мигрантах в РФ: Видео

О загранпаспорте

Федеральный закон о мигрантах N 111-ФЗ от 07.06.2018 года внес ряд изменений, касающихся порядка выезда из/и въезда в РФ и правового положения иностранных граждан в России. В подавляющем большинстве случаев для пересечения российской границы иностранец должен иметь на руках загранпаспорт. Такое требование появилось в связи с тем, что это позволяет по максимуму упростить и стандартизировать процесс въезда в Россию с соблюдением миграционного режима.

Исключение делают для гостей из Украины. Пока что такие мигранты могут посещать Россию, не имея загранпаспорта, но в определенном миграционном режиме. Послабление для них объясняется напряженной ситуацией внутри Украины.

Тестирование по русскому языку

Чтобы не столкнуться с проблемами во время пребывания в России, иностранец обязан соблюдать миграционный режим. Это выражается в первую очередь в том, что мигрант не должен нарушать сроков пребывания в стране. Как только у него закончится период, в течение которого он может находиться в России на законном основании, иностранец обязан выехать. Иначе рискует стать невъездным в РФ. А для того, чтобы продлить сроки, получить новые легальные основания на основе миграционных законов, в большинстве случаев приходится проходить тестирование по русскому языку.

По сути, это экзамен, который позволяет выяснить, сможет ли мигрант беспрепятственно интегрироваться в российское обществе и свободно общаться с носителями национального языка. Но и из этого правила делают исключения в отношении гостей России. А именно, тестирование не нужно проходить, если мигрант сможет доказать, что является носителем русского языка. Также такое требование не работает по отношению к недееспособным/несовершеннолетним приезжим. Еще исключение делают для пожилых мигрантов и высококвалифицированных специалистов, в которых нуждается Россия.

Приобретение страховки

Новый закон для иностранных граждан (№ 111-ФЗ от 07.06.2017 года) устанавливает четкое требование оформлять медицинский полис, въезжая в Россию. Хотя не всем мигрантам нравится такое правило, фактически позаботиться о страховке в их же интересах. Ведь в случае непредвиденной ситуации человек сможет получить необходимую помощь медицинского характера, пребывая в чужой стране.

Здесь важно отметить, что медицинский страховой полис для иностранцев не один. Страховые компании в России предлагают разные пакеты услуг мигрантам. Подбирать их нужно в соответствии с ситуацией, учитывая:

  • сроки пребывания в России;
  • цель визита;
  • возраст и социальный статус мигранта;
  • требования законов РФ.

Если приехал в Россию с туристическим визитом, то нужно подбирать соответствующий полис. И совсем другой понадобится, когда мигрант прибывает с целью трудоустройства.

Ужесточение контроля

Основные положения законодательства РФ в сфере миграции следует знать каждому приезжему хотя бы для того, чтобы не попасть под санкции. Поскольку с изменением требований ужесточается и наказание для мигрантов — нарушителей миграционного режима. Причем есть разные положения: и относительно игнорирования сроков пребывания в России, и касательно медицинской страховки, и ряда других.

За нарушение миграционного законодательства РФ грозят не только штрафы. Мигранта могут выдворить из России, а потом запретить въезжать (на определенный срок, максимум — 5 лет). Что касается финансовых санкций, то не всегда за нарушение российских законов расплачивается сам гость государства. Возможна ситуация, когда деньги взимают с его родственников или начальства, если он был приглашен близкими либо работодателем.

Если у мигранта нет медицинского полиса, либо договор подписан на сумму, которая меньше 100 тысяч рублей, то грозит штраф в размере 2-7 тысяч рублей. Что касается нарушения сроков пребывания в России, то сумма взыскания бывает разной. Если человек въезжает в страну, игнорируя правила въезда, остается дольше времени, которое ему выделено законом, он заплатит штраф в размере 2-5 тысяч. Однако за такие же нарушения, но в Санкт-Петербурге, Москве или области, наказание для мигранта будет больше: от 5 и до 7 тысяч рублей.

Концепция миграционной политики РФ до 2025 года

Миграционная политика России в ближайшие годы предопределена соответствующей Концепцией, утвержденной президентом РФ. А она учитывает многие факторы. Разрабатывая новые законы для мигрантов, власти России будут принимать во внимание и то, что из страны уезжает свое население, и масштабы прибытия иностранцев.

Основной вектор развития — это привлечение тех квалифицированных специалистов, которые смогут восполнить дефицит определенных категорий профессионалов на отечественном рынке труда. Поэтому одной из важнейших задач является работа над привлекательностью России в глазах таких кадров. Ведь она пока признана незначительно высокой, что важно учитывать при создании новых миграционных законов.

Федеральная миграционная политика

Современную мировую политику сложно представить без протекающих в ней миграционных процессов. В поисках комфортных и благоприятных условий труда, люди устремляются в более успешные и развитые страны. Некоторым из них не удается реализовать свой потенциал, знания и умения дома, что подталкивает к переезду на новое место жительства. Многие государства поощряют поток переселенцев на свою территорию, другие, наоборот, предпринимают все меры для недопущения подобных явлений. Урегулировать и упорядочить указанные вопросы в любой стране позволяет государственная миграционная политика.

Она представляет собою ряд мер, которые для каждой конкретной державы индивидуальны. Относительно нашей страны можно смело сказать, что соответствующее явление продолжает свой длительный, нелегкий путь от становления до совершенствования и модернизации. История показывает, что права и пожелания жителей бывшего СССР постоянно ущемлялись и игнорировались. И лишь после распада Союза у людей появилась возможность законно покинуть государство, не опасаясь репрессий и преследований. Вместе с этим активизировался и процесс притока иностранцев в РФ. Ввиду этого появилась острая необходимость оптимизации потоков въезжающих и выезжающих лиц, которую смогла реализовать миграционная политика России.

О видах миграции РФ

Официально миграционное законодательство современной России было основано 12.12.1993 года. Вместе с ним позднее было принято несколько постановлений, законопроектов, межправительственных соглашений и нормативных документов, регулирующих перемещение иностранцев в России. Важно отметить Федеральный закон «О порядке выезда из РФ въезда в РФ» датированный 15.08.1996№ 114-ФЗ, «О гражданстве Российской Федерации», принятый 31.05.2012№ 115-ФЗ, а также «О правовом положении иностранных граждан в России» от 25.07.2002№ 115-ФЗ. Основная концепция утвержденных законов заключается в предоставлении прав жителям страны свободно перемещаться и выбирать место проживания. Контроль указанных процессов производит миграционная служба. Любое нарушение миграционного законодательства она обязана пресекать.

Разобраться во всех юридических нюансах и вопросах самостоятельно может оказаться не просто. Изначально необходимо знать, в чем состоит на законодательном уровне миграционное право, существующие типы миграции, их отличие, влияние экономику, демографию и социальную стабильность РФ. Условно миграцию можно различать по следующим критериям:

  • Причине переезда, когда принять сложное решение людей заставляет ряд факторов, в том числе семейные неурядицы, политическая обстановка, военные действия, тяжелая экономическая ситуация и т.д.;
  • Продолжительности пребывания, когда иностранцы въезжают в Россию на постоянное место жительства или временно, с возможностью последующего выезда на Родину;
  • Организационному фактору, зависящему от конкретных обстоятельств, делающих процесс принудительным, индивидуальным или массовым;
  • Поставленным целям, когда причиной могут быть внешние и внутренние факторы. В последнем варианте человек принимает решение поменять место жительства внутри страны, без выезда за границу.

Все перечисленные варианты учитывает миграционное право РФ. Отдельно стоит остановиться на трудовой миграции. Она может быть отнесена к каждому перечисленному случаю и отличается лишь своей направленностью. Основной ее идеей является поиск оптимального рабочего места с соответствующей оплатой труда. Иностранцам в России трудоустроиться можно после заключения договора, оформления трудового патента или получения разрешения. Выходцам из государств, входящих в Таможенный Союз, предоставляются особые привилегии и льготы.

Специфика политики миграции

С 2012 года в России действует президентская Концепция, обеспечивающая прогнозирование и регулирование соответствующих аспектов. В ней детально расписаны условия миграции, основные этапы процесса, задачи, цели и роль государства в этом. Согласно разработанному плану, миграционный проект на законодательном уровне в полном объеме должен быть реализован не позже 2025 года. За отведенное время необходимо осуществить ряд шагов и действий по разработке нормативных документов, развитию инфраструктуры, реализации обозначенных проектов и мониторинг проделанной работы. На заключительном этапе будет проведена экспертная оценка эффективности осуществленных мер.

Принятая концепция учитывает многолетние достижения и наработки УФМС, мировую практику, опыт и особенности того, как на протяжении более 20 лет развивалось миграционное право в РФ. Безусловно, ключевую роль в ней играет стратегическое планирование и анализ отдельных решений. В документе четко прописаны цели и задачи, которые планируется выполнить включительно до 2025 года:

  • Рост экономики России, в том числе за счет притока высококвалифицированного кадрового потенциала;
  • Равномерное расселение народа и улучшение демографической ситуации РФ;
  • Стремительное сокращение дискриминации населения, в частности между мигрантами и коренными жителями;
  • Гарантирование прав, свобод и безопасности граждан, пребывающих на законных основаниях в стране;
  • Обеспечение правильного трудового баланса.

Президентская концепция, рассчитанная до 2025 года, находится в свободном доступе на официальном сайте службы УФМС. Любой желающий может изучить действующее миграционное право и запланированную работу в данном направлении. В настоящее время оно не совершенно, поскольку не дает полной свободы по интеграции иностранцев, переселению на территории РФ, а также предоставлении им ПМЖ. С концепцией соответствующие адаптационные процессы и действующие законы будут максимально унифицированы под существующие условия и требования.

Государственной программой до 2025 года предусматривается всестороннее привлечение и занятость в жизни России опытных и профессиональных сотрудников, молодых специалистов и студентов с других стран. Согласно утвержденному проекту, к концу указанного периода, численность населения РФ должна быть не менее 146 млн. человек.

Специфика миграционного законодательства России

Государственная миграционная политика РФ представляет собою ряд действий и законов, направленных на урегулирование процесса перемещения иностранцев на территории страны, за ее пределами и их адаптацию в новых условиях. Отдельным ее направлением считается специальная программа, рассчитанная на добровольное переселение соотечественников. Принятый в 2006 году законопроект показал, что за 6 лет своего существования им воспользовались десятки тысяч людей, ввиду чего было принято отдельное решение о его бессрочном статусе.

Российское миграционное право дает возможность любому желающему, отвечающему определенным критериям, на льготных условиях прибыть в страну на ПМЖ. Под соответствующую категорию граждан попадают те, кто имеет корни СССР или РФ, а также родственников на территории нашей страны. Соискателям, владеющим в совершенстве русским языком, не имеющим проблем с законом, обладающих положительной репутацией предоставляются дополнительные льготы и привилегии.

Государственная миграционная политика предусматривает необходимость обращения соискателя в любое дипломатическое представительство России на территории других государств или по месту проживания в УФМС. Получить желаемый статус получится при наличии удостоверения личности, необходимых подтверждающих документов и оснований. Обычно решение по каждому случаю выносится на протяжении 21 дня, с выдачей, в случае положительного вердикта, свидетельства участника программы.

Существующая миграционная политика государства очень лояльно относится к бывшим соотечественникам и переселенцам, предоставляя им всевозможные бонусы, государственную поддержку, отдельное финансирование, выплату подъемных и пособий (постановление Правительства РФ от 24 марта 2003 года № 167). Максимальных привилегий добиваются те, кто соглашается на переселение в приоритетные районы РФ, с перечнем которых можно ознакомиться в любом отделении УФМС. В нем отсутствуют густонаселенные районы, в частности столица, Санкт — Петербург.

Основные проблемы законодательства

Ввиду постоянного совершенствования отечественного законодательства, миграционное право РФ сталкивается с рядом тяжелых моментов и существенных проблем. Особенно непростой считается ситуация с внутренней миграцией, когда жители северных и дальневосточных регионов не видят перспектив развития у себя дома и стремятся переехать в более развитые в экономическом и культурном плане районы страны. Многие обитатели деревень идут осознано на нарушение миграционного законодательства и, со временем, перебираются в крупные города. Урбанизация достигла критического уровня, при этом ощущается острая нехватка населения в мало привлекательных районах.

Приходится констатировать факт, что имеющаяся государственная миграционная политика малоэффективна и в отношении с нелегальными переселенцами. Им удается незаконно пересечь границу РФ, остаться на ее территории, а также составить конкуренцию местному населению на рынке труда. Большая их часть соглашаются работать за копейки, осуществляя демпинг в данном направлении, тем самым оставляя практически не удел высококвалифицированных отечественных специалистов. Более того, незаконные мигранты избегают уплаты налогов, при этом не стесняются пользоваться социальными гарантиями нашей державы.

Уменьшить число нелегалов помогает миграционное право и действующее законодательство, согласно которым к нарушителям применяются строгие меры административного воздействия. В зависимости от характера, длительности и степени тяжести противоправных действий возможны соответствующие санкции, варьирующиеся в пределах от 2000 до 5000 российских рублей. При повторном нарушении указанная сумма увеличивается вдвое. Более серьезные проступки и систематические преступления могут привести к депортации и ограничению въезда в Россию на неопределенный период.

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления

Статья просмотрена: 17992 раза

Библиографическое описание:

Эдилова Р. Э. Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 204-206. — URL https://moluch.ru/archive/37/4300/ (дата обращения: 04.03.2020).

In article questions of regulation of migration in the Russian Federation, problems of the migratory legislation are considered, recommendations about its perfection are made. Keywords: the migratory policy, the legislation, regulation, the state, the citizen, society.

Миграционная политика России является составной частью государственной внешней и внутренней политики, а ее реализация одной из приоритетных задач государства. Миграция влияет на многие стороны жизнедеятельности общества, как на социальное, экономическое, внешнеэкономическое, демографическое развитие так и на национальную безопасность Российской Федерации. Несмотря на активное развитие в последние годы миграционного законодательства, миграционное право еще не выделилось в самостоятельную отрасль права. Постепенно идет процесс формирования такой отрасли национального законодательства, как «миграционное право» [1] . Как считает Ю.А. Тихомиров, эта отрасль «отражает сложные процессы в сфере миграционных отношений и, естественно, обладает комплексным характером. «Опорный слой» системного регулирования составляют принципы и нормы международного права, включая акты международных организаций и межгосударственных объединений, а также международных миграционных институтов» [2]. Законодательные нормы, регулирующие правоотношения в области миграции, помимо конституционного, административного и административно-процессуального права, также содержатся и в трудовом, жилищном и семейном, подпадающих под совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов[3]. К источникам миграционного права, помимо законов и иных нормативно – правовых актов, подзаконных актов, следует отнести судебные решения, внутригосударственные договоры и соглашения нормативного характера, международные договоры РФ. Россия присоединилась практически ко всем международно-правовым актам в области прав человека, а также к правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере миграции и общепризнанные нормы международного права. Нормативное регулирование вопросов миграции и защиты прав мигрантов в Российской Федерации осуществляется на следующих уровнях[4]:

  • на федеральном уровне (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные акты – указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств);
  • на уровне субъектов Российской Федерации (законы субъектов РФ; подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ);
  • на уровне местного самоуправления (нормативные акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления);
  • на межгосударственном уровне (заключение многосторонних и двусторонних соглашений с другими государствами в области миграции), а также на основании общепризнанных принципов и норм международного и европейского права.

Правовую основу миграционной политики составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г., «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г., «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г., «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 г., Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации от 1 марта 2003 г., иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные и правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией. Эти законы в значительной степени обеспечили законодательную реализацию целого ряда задач в регулировании миграционных отношений. В частности, надо, отметить, что Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, провозгласила основные принципы государственно-правового развития страны: демократическое федеративное правовое государство, в котором высшей ценностью являются права и свободы человека, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства. В Конституции закреплены базовые нормы, обеспечивающие важнейшие конституционные права человека и гражданина в миграционной сфере: право каждого, кто законно находится на территории РФ, на свободное передвижение; выбор места пребывании и жительства в пределах РФ; право на свободный выезд из страны и беспрепятственный въезд в РФ (ст.27) [5]. Важным шагом в развитии современной системы государственного регулирования миграции в Российской Федерации являются разработка и одобрение Правительством Российской Федерации Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года № 256-р). В настоящее время Концепция считается едва ли не единственным комплексным правовым актом, в соответствии с которым должна выстраиваться вся система миграционных отношений в России. Следует сказать, что на сегодняшний день в российском законодательстве количество нормативных актов в области миграции (в основном касающихся ее вынужденной составляющей), насчитывает более десятка федеральных законов, свыше ста действующих указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных актов различных министерств и ведомств, а также несколько десятков межгосударственных и межправительственных соглашений. Такое многообразие выдвигает на первый план задачу систематизации нормативного правового материала в области миграции. При этом его необходимо привести к структурному единообразию, отследить внутреннюю согласованность различных норм, а также осуществить мониторинг возможных пробелов и противоречий между федеральным и региональным законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права. Некоторые авторы считают, что сегодня нет полноценного миграционного законодательства, отсутствует специализированный законодательный акт, посвященный вопросам миграционной сферы в целом, в России нет основного определяющего вектора развития миграционного законодательства РФ. Думается, в первую очередь нужно принять законы о трудовой миграции, о миграции, где бы были перечислены все виды миграции, и ряд других законов. Необходимо также констатировать, что действующее законодательство РФ о миграции пока не позволяет в достаточной степени обеспечить осуществление эффективной миграционной политики в России. Миграционная ситуация имеет тенденцию к изменению, в связи с чем миграционное законодательство требует постоянного совершенствования, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Литература:

  1. Ястребова А.Ю. Правовые основы современной миграции и формирование иммиграционной политики РФ // Конституционно и муниципальное право. 2008. №15. С. 18.
  2. Тихомиров Ю.А. Правовое положение мигрантов // Зарубежное законодательство и сравнительное правоведение. Выпуск 3. 2006. №6. С. 17.
  3. Воронина Н.А. Развитие миграционного законодательства в России и странах СНГ. – Москва © Центр миграционных исследований 2004 – 2009 гг // fmcentre @ ecfor.ru
  4. Там же
  5. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит.,1993.

Ключевые слова

Похожие статьи

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан.

Миграционный поток в Европу лишь косвенно коснулся России, поскольку потенциальные

В 2015 году гражданство Российской Федерации приобрели 209 799 человек.

Именно это предусматривает постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря.

Регулирование миграционных отношений в Таджикистане.

Таджикистан, область миграции, акт, местное самоуправление, миграционная политика, миграционное законодательство, норма, свобода человека, миграционная сфера.

Развитие сотрудничества федеральных и региональных органов.

Российская Федерация, миграционная политика, исполнительная власть, сфера миграции, Конституция РФ, орган, федеральный орган, региональный уровень, Правительственная комиссия.

Организация незаконной миграции: проблемы предупреждения.

Российская Федерация, незаконная миграция, Россия, сфера миграции, миграционная сфера, гражданин, лицо, федеральный государственный контроль, миграционное законодательство.

Проблемы правового регулирования образовательной миграции.

По сравнению с зарубежными странами миграционное законодательство Российской Федерации составляет сложный разрозненный комплекс нормативно-правовых актов. Правовому регулированию миграции посвящены десятки законов.

Проблемы взаимодействия Федеральной миграционной службы.

 приводить миграционное законодательство субъектов РФ в соответствие с федеральными нормативными правовыми актами

 совершенствовать контроль реализации законодательства РФ в сфере миграции. Особенность правового статуса ФМС России.

Административно-правовое регулирование в сфере миграции.

После длительного обсуждения и значительных доработок, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2003 г. № 256-р была одобрена Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации.

Административная ответственность в сфере миграционной.

Российская Федерация, административная ответственность, РФ, Россия, миграционное законодательство, миграционная политика, гражданин, Югра, лицо, административное выдворение.

Правовая регламентация деятельности ФМС при обращении к ним.

Основной целью данного Федерального закона, по нашему мнению, стала защита прав, свобод и законных интересов заявителей

Так, работа с обращениями граждан занимает особое место в деятельности Федеральной миграционной службы Российской Федерации (ФМС России).

Законодательство

Законы по миграции

Правовая база миграционной политики в России включает в себя:

– федеральное и региональное законодательство;

– подзаконные акты для конкретизации норм законодательства непрямого действия, утверждаемые постановлениями Правительства Российской Федерации;

– указы Президента Российской Федерации;

– международные двусторонние и многосторонние договоры и соглашения, регламентирующие взаимоотношения государств в отношении внешней миграции.

Внутреннее законодательство для реализации государственной миграционной политики опирается на нормы общепризнанного международного права в области миграции, к которым государство присоединилось официально и взяло на себя обязательства по их выполнению.

Нормы миграционного законодательства регламентируют:

– правовой режим въезда, переселения и адаптации наиболее проблемных категорий мигрантов;

– права мигрантов на получение поддержки в период адаптации на новом месте жительства;

– меры ограничительного и контрольного характера для обеспечения иммиграционного контроля на территории государства;

– права и обязанности иностранных работников и работодателей, использующих их труд на территории государства.

Региональное законодательство не должно противоречить федеральному. Региональное законодательство направлено лишь на решение специфических региональных миграционных проблем, но исключительно в целях достижения результатов, провозглашенных на федеральном уровне.

Первые законодательные и подзаконные акты, которые заложили правовые основы реализации миграционной политики, были разработаны в начале 1990-х гг., тогда же происходило и формирование структур, призванных их реализовывать. В 1993 г. были приняты законы Российской Федерации «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». С учетом изменения ситуации и появления новых подходов к пониманию регулирования миграционных процессов в дальнейшем в эти законы были внесены серьезные изменения, а также разработаны другие законодательные акты по проблемам миграции.

В 1997 г. была принята новая редакция Закона Российской Федерации «О беженцах». Это было связано с тем, что, когда принималась первая его редакция, еще не было понимания сути проблемы внешней миграции, четкого представления о последствиях присоединения к Конвенции ООН о статусе беженца, не было даже попыток сделать прогнозные оценки роста потока лиц, ищущих убежище. Впоследствии выяснилось, что действовавший Закон Российской Федерации «О беженцах», принятый в 1993 г., не в полной мере отвечал существующим в России социально-политическим реалиям. Прежде всего этот закон имел еще больший, чем Конвенция ООН, декларативный характер, позволяющий иностранцу получить статус беженца без какой-либо процедуры. Отдельные его положения предоставляли беженцам перед российскими гражданами некоторые преимущества. Этот факт вызывал у последних негативную реакцию. В редакции закона 1993 г. реализация прав и обязанностей беженцев была слабо увязана с необходимостью защиты национальных интересов нашего государства. Не был предусмотрен (как это сделано в аналогичных документах других государств) такой аспект, как право принимающего государства накладывать определенные ограничения на прием беженцев, исходя из соображений обеспечения собственной безопасности или в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Изменения и дополнения в Закон «О беженцах», принятые в 1997 г., были продиктованы необходимостью приведения законодательной базы, регулирующей миграцию иностранных граждан в Российскую Федерацию, в соответствие с Конституцией РФ, нормами международного права, с учетом четырехлетней практики применения действующего законодательства. Новая редакция закона регулирует правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, которые в силу объективных причин покинули свои страны и ходатайствуют о признании их беженцами в России. Данный закон не затрагивает правового положения граждан Российской Федерации, вынужденно переселяющихся в Россию из республик бывшего СССР. Их правовой статус, меры государственной поддержки и социальной защиты определены, как упоминалось выше, Законом Российской Федерации «О вынужденных переселенцах».

Названные выше законы и нормативные акты по их реализации регламентируют основные направления государственной политики по отношению к двум категориям мигрантов — беженцам и вынужденным переселенцам.

Федеральная миграционная программа стала инструментом реализации государственных обязательств, определенных федеральными законами «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах». В ней были определены те категории вынужденных мигрантов, которым государство должно было обеспечить гарантированную помощь.

Наиболее проработанное законодательство в сфере миграции в России охватывает область вынужденной миграции. Для реализации законов о беженцах и вынужденных мигрантах были приняты специальные постановления Правительства Российской Федерации (часть из которых действует до сих пор). Приведем их краткий перечень.

Перечень постановлений Правительства Российской Федерации по реализации федеральных законов «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах»

«О вынужденных переселенцах»:

5. от 16.06.1997 г. № 725 «О порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем, и вынужденному переселенцу в обеспечении проезда и провоза багажа к новому месту пребывания или месту жительства» — действующее;

11. от 23.05.1998 г. № 485 «О порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и беженцу в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания» — действующее;

Помимо внутренних нормативных документов, обеспечивающих проведение миграционной политики, необходимо регулирование соответствующих межгосударственных отношений. Для межгосударственного правового регулирования миграционных процессов начиная с 1993 г. были разработаны, заключены, а с 1994 г. — ратифицированы Федеральным собранием Российской Федерации двусторонние соглашения о регулировании процесса переселения и защиты прав переселенцев с Таджикистаном, Туркменией, Грузией, Латвией, Эстонией, Киргизией, а также Межгосударственное соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

В последние годы наряду с проблемой вынужденной миграции достаточно остро стоит вопрос о регулировании привлечения иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию.

Проект Федерального закона «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» был разработан в соответствии с планом мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации на 1996— 1997 гг. и согласно Федеральной миграционной программе. Практически одновременно МВД России разработало проект Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан».

Приток в Россию иностранных граждан и лиц без гражданства, составляющих различные категории, после распада СССР и образования «прозрачных» границ практически не контролировался и остается нерегулируемым до сих пор. В эту категорию входят лица в основном из неблагополучных стран: африканского континента, Ближнего и Среднего Востока, Азии и других регионов, прибывающие в Россию, как правило, через территории государств нового зарубежья. Большинство иммигрантов не вступают в контакты с органами власти, пока не попадают в поле зрения правоохранительных структур.

Поэтому была начата разработка проекта Федерального закона «Об иммиграции в Российскую Федерацию», который мог бы обеспечить государственный контроль за всеми категориями иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию России, установить единую систему регулирования и ее основные функции, определить перечень органов исполнительной власти, участвующих в регулировании иммиграционных процессов, и их компетенцию. Этот законопроект был внесен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.

В начале XXI в. был принят ряд важных документов, регулирующих миграционные процессы. Среди них — Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики (2002 г.) и утвержденное на его основе «Положение о Федеральной миграционной службе Министерства внутренних РФ» (2002 г.) и др.

Можно сказать, что среди принятых в этот период документов самым существенным был Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ», в который дважды вносились изменения в 2003 г. (30 июня и 11 ноября).

Проект этого закона после долгих дебатов в Федеральном собрании РФ был одобрен и представлен на подпись президенту еще в 1998 г., но не был подписан и не вступил в силу. По нему продолжалась работа до 2002 г. В целом Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» направлен на борьбу с нелегальной миграцией и усиление роли органов внутренних дел в контроле за въездом и пребыванием иностранцев на территории России. Закон в значительной мере усложняет порядок получения вида на постоянное жительство, при этом не делается существенных различий между гражданами бывшего СССР и дальнего зарубежья. В этом законе даны основные понятия, связанные с правовым положением иностранных граждан в Российской Федерации.

В развитие основных положений Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ» был принят ряд таких важных документов, как:

14. постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2002 г. № 782 «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»;

15. постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. № 941 «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу»;

16. постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2003 г. № 658 «Об утверждении на 2004 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»;

17. постановление Минтруда России от 29 апреля 2003 г. № 23 «Об утверждении порядка подготовки и рассмотрения предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»;

18. приказ Минтруда России, МВД России и Минэкономразвития России от 29 ноября 2002 г. № 238/1205/397 «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2003 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»;

19. приказ Минтруда России, МВД России и Минэкономразвития России от 11 июля 2003 г. № 169/588/216 «О внесении изменений в приложение к совместному приказу Минтруда России, МВД России и Минэкономразвития России от 29 ноября 2002 г. № 238/1205/397 «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2003 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельн ости »;

20. приказ Минтруда России, МВД России и Минэкономразвития России от 21 ноября 2003 г. № 288/917/349 «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2004 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»;

21. приказ Минтруда России от 15 июля 2003 г. № 175 «Об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников» и др.

D основе федерального и регионального законодательства по порядку привлечения иностранной рабочей силы лежит принцип ежегодного квитирования иностранной рабочей силы по отраслям и регионам в зависимости от потребностей (заявок работодателей).

Важным моментом было включение в систему федеральных органов исполнительной власти федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, с подчинением Федеральной миграционной службы МВД России Президенту РФ и передачей ей правоприменительных функций, функций по контролю и надзору и функций по оказанию государственных услуг в сфере миграции от МВД (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).

Источники: Воробьева О.Д. Миграция населения. Вып. 6: Миграционная политика. (Приложение к журналу «Миграция в России»). М., 2001. С. 43 — 52. Регент Т.М. Иммиграция в Россию: проблемы регулирования. М.: Гуманитарий, 1997. С. 7-8.

Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007. — 472 с.

Федеральное законодательство в области миграции населения и миграционной политики

Федеральное законодательство, регулирующее миграционную политику, можно условно разделить на законодательство по внутренней и внешней миграции [1] [2] .

К первой группе следует отнести Федеральные законы «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [3] и частично «О вынужденных переселенцах» [4] .

Ко второй группе – Федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации» [5] ; «О вынужденных переселенцах», в той части, где он касается граждан Российской Федерации, прибывающих из стран так называемого нового зарубежья, а фактически из бывших республик Союза; «О беженцах» 1 ; «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [6] [7] ; «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» [8] .

Наиболее проработаны действующие с февраля 1993 г. Законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», которыми определены подходы к решению проблем лиц, вынужденно покинувших места постоянного проживания как на территории зарубежных стран, так и на территории Российской Федерации и ищущих убежище на территории России.

Принятие этих законов заложило основы нормативно-правовой базы, позволяющей регламентировать процесс приема и обустройства вынужденных мигрантов, предоставить им объективно необходимые дополнительные (по сравнению с остальными гражданами России) права на социальную защиту.

В декабре 1993 г. утвержден Указ Президента Российской Федерации «О мерах по введению иммиграционного контроля» [9] . На основании этого Указа и последующих постановлений Правительства Российской Федерации были созданы специальные органы, осуществляющие иммиграционный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Всего было организовано 114 постов иммиграционного контроля, а также подразделения по работе с лицами, ищущими убежище, и беженцами, места временного размещения иммигрантов.

В декабре 1993 г. утвержден Указ Президента Российской Федерации «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» [10] , в развитие которого приняты постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. № 1418 [11] и от 25 ноября 1995 г. № 1095 [12] . На основании этих постановлений осуществлялось лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан России за границей.

Важным направлением совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей внешние трудовые миграции, являлась подготовка и реализация международных договоров России в данной области.

С 1993 г. было подготовлено семь межправительственных и два межведомственных соглашения. Реализация договоров служит дополнительным инструментом упорядочения процесса привлечения иностранной рабочей силы и социальной защиты российских трудящихся- мигрантов, осуществляющих на законных основаниях трудовую деятельность за границей.

Самое проработанное законодательство в сфере миграции в России охватывает область вынужденной миграции.

В два базовых закона: «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах» вносились изменения и дополнения в 1995 г.

В их развитие в последующие годы разрабатывались и принимались подзаконные акты — постановления Правительства Российской Федерации, конкретизирующие отдельные нормы законов.

  • • «Об утверждении Типового положения о центре временного размещения вынужденных переселенцев» от 22 января 1997 г. № 53 1 ;
  • • «О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья» от 28 января 1997 г. № 106 [13][14] ;
  • • «Об утверждении Порядка выдачи и формы свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и удостоверения вынужденного переселенца» от 22 февраля 1997 г. № 199 (в редакции от 20 июня 1997 г. № 764) [15] ;
  • • «О размерах единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем» от 16 июня 1997 г. № 724 [16] ;
  • • «О порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства и признании его вынужденным переселенцем, и вынужденному переселенцу в обеспечении проезда, провоз багажа к новому месту пребывания или месту жительства» от 16 июня 1997 г. № 725 [17] ;

• «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» от 8 ноября 2000 г. № 845 [18] .

Для реализации закона «О беженцах» также приняты соответствующие постановления Правительства Российской Федерации:

  • • «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» от 19 января 1998 г. № 60 [19] ;
  • • «Об утверждении общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами» от 30 июня 1998 г. № 679 [20] ;
  • • «О проездном документе беженца» от 07 октября 1998 г. № 1162 [21] ;
  • • «О размере единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу» от 23 мая 1998 г. № 484 [22] ;
  • • «О порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства и признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и беженцу в обеспечении проезда и провоз багажа к месту пребывания» от 23 мая 1998 г. № 485 [23] ;
  • • «О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании» от 9 апреля 2001 г. № 275 [24] ;
  • • «О получении питания и пользовании коммунальными услугами в центре временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами» от 07 июня 2001 г. № 448 [25] .

Помимо внутренних нормативных документов, обеспечивающих проведение миграционной политики, необходимо регулирование межгосударственных отношений. Для межгосударственного правового регулирования миграционных процессов начиная с 1993 г. разработаны, заключены, а с 1994 г. ратифицированы Федеральным Собранием Российской Федерации двусторонние соглашения о регулировании процесса переселения и защиты прав переселенцев с Таджикистаном, Туркменией, Грузией, Латвией, Эстонией, Киргизией, а также Межгосударственное соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Главная идея межгосударственных соглашений состоит в том, чтобы гармонизировать национальные законодательства государств-подписантов в отношении переселенцев, препятствовать введению односторонних ограничений и создать условия для добровольного переселения.

Для полноты картины правового обеспечения регулирования миграционных процессов на уровне субъектов федерации необходимо отдельно остановиться на нормативных актах, включая законодательные, разрабатываемых и принимаемых самими Субъектами Федерации.

Анализ регионального законодательства в области регулирования миграционных процессов, решения своих региональных проблем миграции свидетельствует о том, что в 90-е годы не удалось проводить жесткую миграционную политику, подчиненную общей идеологии, реализуемую по четкой вертикали от федерального центра к регионам. Но следует признать, что эта ситуация характерна для управления в целом в Российской Федерации в 90-е годы. Она выражается в ослаблении позиции федерализма. В результате на уровне Субъектов Федерации были приняты законодательные акты, противоречащие нормам Основного закона — Конституции Российской Федерации — и федеральному законодательству, главным образом Закону «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Укрепление федеративных отношений, наличие государственной миграционной политики в качестве официальной позиции Президента и Правительства Российской Федерации позволит, по мнению О.Д. Воробьевой, исключить возникающие противоречия на законодательном уровне между центром и регионами. Только такие взаимоотношения позволят проводить эффективную миграционную политику [26] .

В переходный период от административно-плановой системы управления к использованию преимущественно рыночных регуляторов широкое распространение получили проблемно ориентированные целевые программы как метод реализации задач комплексного характера с многофакторной и многофункциональной внутренней структурой. Государственная миграционная политика относится именно к такому классу сложности.

Государственные целевые программы в качестве интенсивного и эффективного средства проведения определенной политики широко и успешно применяются в различных странах, а также совместно несколькими странами, решающими общую институциональную структуру и правовую базу для проведения общей политики (страны Европейского Союза) [27] .

Базовыми методологическими принципами разработки и реализации федеральных целевых программ в современных условиях являются:

  • • комплексность и синхронность целей и задач программы на каждом этапе ее выполнения;
  • • целевая направленность и системность мероприятий программы;
  • • адресность заданий программы (исполнители, сроки, источники финансирования, контрольные цифры);
  • • расчет и экономическое обоснование необходимых затрат;
  • • достижение интегрированного результата, превосходящего простую сумму результатов отдельных мероприятий;
  • • наличие головного федерального органа исполнительной власти, выступающего в качестве государственного заказчика, координирующего, контролирующего весь ход выполнения программы и несущего ответственность за нее.

Наиболее значимыми критериями, по которым проводится отбор проблем, решаемых программно-целевым методом, признаны следующие:

  • • соответствие проблемы, разрабатываемой программно-целевым методом, основным направлениям социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Только такое соответствие обеспечивает концентрацию имеющихся ресурсов (поскольку они ограничены) на решении только приоритетных задач;
  • • необходимость проведения крупных исследовательских работ для решения проблемы;
  • • устойчивые межотраслевые и межведомственные взаимозависимости данной проблемы, обусловливающие необходимость использования комплексных методов решения;
  • • возможность достижения интегрального эффекта, превосходящего простую сумму результатов отдельных мероприятий программы;
  • • опасность того, что проведение отдельных, не взаимоувязанных мероприятий приведет к нивелированию общего результата;
  • • достижения определенной цели.

Требования к разработке и реализации федеральных целевых программ были сформулированы в нормативном документе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации в 1995 г. № 594 [28] .

В области миграционной политики весь спектр необходимых требований для формирования и реализации федеральной миграционной программы сложился несколько раньше — уже к 1992 г.

Ссылка на основную публикацию