Законы США
Соединённые Штаты Америки (United States of America) представляют собой очень сложную систему. Вся страна поделена на определённые территории, которые могут иметь свои права, законы, определённый суверенитет, не противоречащие основным законам страны и Конституции Штатов. В каждом Штате имеется свой свод законов, налоговых ставок.
Некоторые штаты, типа Канзаса, могут при желании отделиться от США. Однако ни один штат не имеет права издать закон или законопроект, который бы нарушал конституцию или постановления конгресса.
Основной законодательный орган
Основными законодательными органами является конгресс и Верховный суд США. Именно в стенах конгресса обдумываются и принимаются законы в каждый штат. Все новые законы, которые решили учредить в каком-либо штате, проходят жёсткую проверку на соответствие Конституции США.
Например, рабство в Штатах отменили в 1865 году и его отмену закрепили в конституции, однако, если в Техасе решат установить рабовладельческий строй или крепостничество, то данный закон не вступит в свою силу в связи с противоречиями в конституции.
Также конгресс и Верховный суд США устанавливают налоговую ставку для жителей всех штатов. Но всё же каждый штат имеет право установить различные денежные сборы на развитие инфраструктуры, некоторые из таких сборов могут носить добровольный характер, другие носят принудительный.
Однако для всех предприятий и частных лиц в стране не изменяется закон о банкротстве. Если вам не посчастливилось обанкротиться, то закон о банкротстве призван защитить ваши права. Ещё для каждого штата остаётся неизменным закон о свободе слова, свободе передвижения, свободе торговли и т. д.
Если хорошо присмотреться, то среди законов и законопроектов Штатов, можно заметить сходство с законами России и стран СНГ. Яркими примерами могут служить законы о неприкосновенности частной собственности, праве на жизнь, на работу, на образование и другие похожие законы.
Однако в США исполнение всех этих законов исполняется куда лучше, чем в любой стране СНГ.
Но в Америке, как и в любой стране мира, существуют свои странные и нелепые законы. Система законодательства иногда даёт определённые сбои в связи с некоторыми факторами.
Американские законы
На сегодня принят огромный свод различных законов для отдельных штатов и для страны в частности, которые поражают своей нелепостью.
Смешные законы США
У каждой нации имеются свои культурные особенности и странности. Так как Штаты образовались благодаря эмигрантам, беженцам, колонизаторам, преступником, значит, они вобрали в себя различные особенности всех наций, которые участвовали в построении государства.
Приведём рейтинг нелепейшие из них.
- В штате Айова в небольшом городке Форт-Медисон существует закон, который запрещает пожарным выезжать на вызов, если они не провели подготовительную тренировку, на которую отводится 15–20 минут.
- Новый Орлеан. Запрещено привязывать крокодилов и аллигаторов к пожарным гидрантам, что очень печально.
- Сент-Луис. Если у вас дома пожар, а вы голая, в ночной рубашке/халате, то вы должны успеть переодеться в любой другой наряд, иначе вы сгорите вместе с домом.
- Калифорния. Всем животным (людям, в частности), запрещено спариваться и устраивать прелюдии в непосредственной (не менее 500 метров) близости с общественными местами.
- Индиана. Всем автомобилям без водителей – ваша максимальная скорость на дорогах этого штата должна быть не более 75 км/ч.
- Калифорния, город Чико. Если вы задумали взорвать ядерное устройство в черте этого города, то вам придётся выплатить штраф в 500 долларов, что очень сильно ударит по вашему кошельку. Зато можно бомбу взорвать.
- Индиана. Запрещено принимать ванны с марта по октябрь. И где теперь мыться эти 6 месяцев?
- Алабама. Если вы задумали посыпать рельсы солью в этом штате, то вас ожидает электрический стул. Это не шутка!
- Аризона. Здесь так хорошо заботятся об экологии, что за попытку срубить кактус вас посадят на 25 и более лет в тюрьму.
- Одним из лидеров по тупости является закон в штате Арканзас, запрещающий в воскресенье во время посещения туалета смотреть вверх.
Это далеко не все странные и нелепые законы Штатов. Если вы надумали поехать в США, то обязательно изучите все законы того Штата, где собираетесь жить. Особое внимание обратите на такие «незначительные» законы, так как за их нарушение и вправду можно сесть в тюрьму или получить штраф или даже смертную казнь!
Сухой закон в США
Сегодня во всех странах идёт активная борьба с вредными привычками населения. Однако в некоторых странах она ведётся более эффективно, чем в других. У нас на родине возраст, по достижении которого вам продадут сигареты или алкогольный напиток, составляет 18 и более лет. В Штатах же этот показатель равен 21 году (в некоторых штатах может равняться 18–25 годам).
Система сухого закона в США более эффективна. Если лицо, не достигшее 21 года, попросит взрослого человека купить ему алкогольный напиток или сигареты, то взрослый, вероятнее всего, сдаст ребёнка полиции, после чего с ним проведут профилактическую беседу.
В случае если взрослый согласится купить ребёнку запрещённый продукт, то, скорее всего, этого человека оштрафуют или даже заключат под арест. Поэтому в стране практически нет детского алкоголизма. Наказание за проступок практически всегда неотвратимо, так как с местной полицией очень сложно договориться.
Также лицо, не достигшее 21 года, не может ходить даже с родителями в различные заведения с вывеской licensed, означающей, что в заведении продаётся алкоголь.
Помимо запрета продажи алкоголя несовершеннолетним, образовательные учреждения и родители должны иногда проводить с детьми беседы о вреде алкоголя, наркотиков, курения. В школах всегда проверяется специальным комитетом то, как этот закон исполняется.
Теперь пару слов о местах, где можно купить алкоголь. Алкогольная продукция продаётся в барах, пабах, клубах с вывеской licensed, винных магазинах, различных ресторанах и забегаловках. Однако пиво продаётся во всех магазинах и местах, где торгуют пищевыми продуктами. Во все места, торгующие алкогольной продукцией, доступ несовершеннолетнему гражданину закрыт (пиво почему-то не является алкогольным продуктом в США).
Если вам уже больше 21 года, то вы можете спокойно и безо всяких проблем распивать спиртные напитки в общественных местах. Но здесь есть и свои нюансы – на бутылке или банке должно быть написано название продукта, переносить алкогольную продукцию следует либо в прозрачном пакете, либо без него.
Если вы напьётесь и будете вести себя неадекватно в общественном месте, то вас заключат под арест и ещё оштрафуют. За езду в состоянии алкогольного опьянения может грозить большой штраф или лишение свободы сроком на несколько месяцев (зависит от штата).
Законы, касающиеся экономики и финансов
США являются страной с самой мощной экономикой в мире и самым большим госдолгом в мире. Чтобы поддерживать всю свою экономику в стабильном состоянии, приходится принимать новые законопроекты. Вот самые распространённые акты и законопроекты в США:
- Акт Шермана. Предложен Джоном Шерманом и утверждён в 1890 году сенатом. Акт Шермана призван бороться с монополизаций одной компанией или корпорации всего своего сегмента производств. Шерман утверждал, что договор, объединение в форме треста, или в иной форме, ограничивает свободу торговли. Акт Шермана направлялся против таких акул мирового бизнеса того времени, как Рокфеллер. Сегодня закон Шермана могут применить против предприятий, которые слишком агрессивно подчиняют себе рынок и скупают компании конкурентов. Однако данный акт не всегда действует.
- Гомстендах. По этому закону каждый гражданин, чья семья не воевала на стороне Юга во время Гражданской войны, мог получить бесплатно надел земли на свободных территориях. Увы, но данный закон отменён в 1976 году во всех штатах, кроме Аляски. Однако спустя 10 лет его отменили и там.
- Свод законов о свободной торговле. Свободе посвящена практически вся культура Штатов. Большую роль в истории этой страны сыграла торговля. В свод данных законов входит акт Шермана, а также другие законы, которые разрешают беспрепятственно торговать на территории США любым разрешённым и легально завезённым товаром.
- Законы кредитования. Опять это очень щепетильная тема для многих американцев, так как больше половины населения страны живёт в долг. Национальный Банк США выдаёт огромное количество кредитов как американцам, так иностранным предприятиям. Любое лицо (физическое или юридическое) может в любой момент подать заявление на банкротство. На правах банкрота можно не выплачивать часть или весь кредит, однако, закон о банкротстве имеет некоторые свои особенности. Вам нужно доказать, что вы неспособны расплатиться с кредитом. Также вы можете брать взаймы у иностранных банков или вкладываться в них, однако в таком случае вы идёте на определённые риски, так как если что-то произойдёт с этим банком, то произойдёт последующая заморозка счетов.
- Ввоз-вывоз. Вы можете ввозить и вывозить из страны любые продукты и предметы, которые разрешены законодательством (запрещены: конфеты с ликёром, наркотики, взрывные устройства, оружие, лотерейные билеты). Также из страны можно переводить деньги в неограниченном количестве. Если осуществляется перевозка товаров за пределы страны, то вам необходимо заплатить налог, равный 10% от стоимости товара.
Федеральное законодательство США
Федеративная форма устройства сложилась в Соединенных Штатах благодаря направленной деятельности отцов-основателей, они стремились предотвратить узурпацию власти и установление авторитарного режима. Кроме того, данному становлению способствовало движение рабочего класса в Америке, разрозненное из-за религиозных убеждений и разного происхождения. И вот сегодня это конституционная республика, состоящая из пятидесяти штатов и федерального округа Колумбия. Также в подчинении государства находится ряд неинкорпорированных территорий (не входящих в состав США, но являющихся их владением). Неудивительно, что в стране регулярно возникают вопросы, касающиеся компетенции разноуровневых органов управления.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Американское законодательство строится на федеральной Конституции. Она вступила в силу 17 сентября 1787 года и успешно работает по сей день (включая 27 поправок и Биль о правах). Этот документ в сочетании с федеральными законами является «верховным правом страны».
Как и в других республиках, американская Конституция делит власть на три главных ветви: законодательная (Конгресс), исполнительная (Президент; он же глава правительства и главнокомандующий), судебная (Верховный и федеральные суды). При этом система сдержек и противовесов не позволяет какой-либо из них иметь большие полномочия.
Немаловажно, что каждый штат «живет» по своей собственной конституции. Но если возникает конфликт между законом штата и федеральным, преимущество всегда имеет второй.
ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО
Конгресс включает в себя Сенат и Палату представителей. Первый состоит из ста человек (по два от штата), а вторая насчитывает 435 членов (один депутат от 500 000). В целом данный орган складывается из специалистов с юридическим образованием, предпринимателей, работников СМИ, бывших госслужащих. В числе его основных функций можно выделить:
- установление налоговых сборов, пошлин;
- утверждение федерального бюджета;
- регулирование торговых отношений;
- финансирование государственных акций;
- выдача кредитов;
- формирование вооруженных сил;
- объявление войны.
Каждая из палат действует строго в рамках своей компетенции. Например, законодательные акты о госдоходах могут подавать только члены Палаты представителей. Также они могут избрать Президента, если ни один из кандидатов не получил больше 50% голосов.
Стоит отметить, что важная роль в деятельности Конгресса отведена комитетам. Они делятся на:
- Постоянные. Следят за работой органов федерального правительства в своей области и составляют тексты законов.
- Специальные. Формируются на определенный срок для выполнения отдельной задачи.
- Объединенные. Координируют позиции обеих палат.
ПРИНЯТИЕ ЗАКОНОВ
Любой законопроект обязан пройти несколько этапов:
- Одобрение Конгресса.
- Подпись Президента.
- Передача Архивариусу США.
Последний каждый год опубликовывает тома принятых законов в виде Большого свода (в хронологическом порядке). Чтобы его упростить, был составлен Кодекс, в котором все нормы сгруппированы по тематике.
Президент имеет право отклонить поданный проект. Тем не менее он может получить юридическую силу, если две трети членов каждой палаты Конгресса проголосуют за отклонение вето.
Примечательно, что международные договоры, утвержденные Сенатом, считаются иерархическим эквивалентом законодательных актов.
ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА
Неинкорпорированные территории США провоцируют немало вопросов и спорных моментов. В целом их можно разделить на:
- Организованные. Области, где действует созданное Конгрессом местное правительство (Северные Марсианские Острова, Пуэрто-Рико, Гуам и другие).
- Неорганизованные. Регионы, которые напрямую подчиняются американским органам власти (Остров Джарвис, Атолл Мидуэй, Риф Кингмен и прочие).
Жители этих земель не принимают участия в выборах. Однако некоторые территории отправляют по одному человеку в нижнюю палату Конгресса (без права решающего голоса).
В данную группу также входят зоны, арендованные Соединенными Штатами у других стран (под военные базы и другие комплексы). Их правовой статус определяется в индивидуальном порядке (согласно составленному договору).
Интересный факт
Из-за трехуровневой структуры управления (федеральные органы, законы штата, местное самоуправление) и действия Common Law (единая система прецедентов) в законодательных документах США присутствуют несколько архаичные и даже смешные нормы. Например, в Северной Каролине нельзя играть в бинго более пяти часов, в городе Квитман, (Джорджия) цыплята не должны пересекать дорогу, в Вайоминге запрещается фотографировать кроликов с января по апрель без официального разрешения, а в Полдинге (Огайо) полицейскому позволяется укусить собаку, если он думает, что это ее успокоит.
Законы штатов и конгресса в США в 2022 году: общий вид законодательной системы
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА США
Кизокян Гарник Оганесович
Студент, Юридического Института ТГУ, г. Томск
Исакова Галина Александровна
старший преподаватель, ЮИ ТГУ, г. Томск
По Конституции США 1787 законодательная власть принадлежит Конгрессу. В статье 1 разделе 1 Основного закона сказано: «Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей» [1, с. 48] Таким образом, законодательные полномочия были переданы представительному органу. Структура этого органа по Конституции США представляет собой следующее: Нижняя палата избирается раз в два года народом каждого штата пропорционально его численности. Верхняя палата до 1913 года избиралась законодательными собраниями штатов (по 2 представителя от каждого), апосле 1913 года были введены прямые выборы.
Право законодательной инициативы принадлежит обеим палатам Конгресса. В статье 1 разделе 8 предусмотрено, что Конгресс вправе издавать все законы, которые будут необходимы и уместны для приведения в действие его полномочий и всех других полномочий, предоставленных настоящей Конституцией Правительству Соединенных Штатов или какому-либо департаменту или должностному лицу такового. Однако,законопроекты об изыскании доходов (финансовые билли) могут исходить только от нижней палаты Конгресса, Сенат может лишь вносить в них поправки. Каждый законопроект, принятый обеими палатами Конгресса, прежде чем стать законом представляется на подпись президенту, который в течение 10 дней после этого может наложить на него вето. Запрет президента имеет отлагательный характер и преодолевается повторным принятием законопроекта обеими палатами Конгресса квалифицированным большинством голосов. Если президент не одобряет законопроект, то возвращает его со своими возражениями в ту палату, из которой тот исходит. Эта палата заносит полностью возражения президента в свой журнал и приступает к повторному рассмотрению законопроекта. Если после рассмотрения законопроект будет принят двумя третями голосов палаты, то он направляется вместе с возражениями Президента в другую палату, которая также рассматривает его повторно. Если она одобрит законопроект двумя третями голосов, то он становится законом. С помощью вето президент сдерживает Конгресс. Оно является одним из инструментов, входящих в механизм системы «сдержек и противовесов» [2, с. 110]Как известно, воснову Конституции США был положен принцип разделения властей, подкрепленный этой системой. Авторы этой системы ставили целью, создать такой механизм, в рамках которого каждая из ветвей власти имела бы возможность нейтрализовать узурпаторские поползновения другой.
В настоящее время законодательная процедура стала совершеннее.Все законопроекты должны пройти три чтения. Правом непосредственно инициировать законопроект, как и раньше обладают только конгрессмены. Законопроект может представить как член Палаты представителей, так и сенатор. Для этого член Палаты опускает законопроект в специальный ящик у трибуны, а сенатор передает секретарю Сената или представляет его сам.
Первое чтение. После представления секретарь Сената зачитывает название законопроекта, назначает комитет для его рассмотрения и отправляет законопроект туда. В Палате представителей раньше тоже зачитывали название законопроекта, но сейчас этого не делают, и секретарь Палаты сразу направляет его в соответствующий комитет для дальнейшего рассмотрения.
В каждой палате существуют как постоянные, так и специальные комитеты. Имеется также несколько совместных комитетов, образованных двумя палатами. Каждый комитет может создать в своих рамках несколько постоянных подкомитетов и по своему усмотрению передавать в них любой находящийся на рассмотрении комитета вопрос.
Подкомитет может запросить мнение компетентных государственных структур о законопроекте. Следует заметить, что запрашиваемые мнения не имеют для комитета обязывающей силы. Законопроект направленный в подкомитет, после обсуждений и слушаний выносится на заключительное заседание, на котором в последний раз выслушиваются мнения членов подкомитета и проходит голосование. Подкомитет может дать своему комитету положительный отзыв в форме благоприятного заключения с поправками или без них, или негативный: в этом случае подкомитет может 1) дать отрицательное заключение, 2) передать законопроект в комитет без рекомендации или 3) рекомендовать комитету отложить законопроект на неопределенное время.
Далее на заключительном заседании комитета по законопроекту проходит постатейное обсуждение, и предлагаются уместные поправки. Затем комитет проводит итоговое голосование: законопроект направляется на рассмотрение всей палаты с благоприятным или неблагоприятным заключением, либо без рекомендации.
Второе чтение. Перед обсуждением в палате проект зачитывается полностью. Во время обсуждения (дебатов) депутатам предоставлено право предлагать к законопроекту поправки. Правила палат содержат отдельные требования, ограничивающие внесение поправок, как “торпедирующих” законопроекты, так и неоправданно задерживающих по времени их рассмотрение. Право внести поправки в обеих палатах может быть предоставлено только членам тех комитетов, которые обладают предметной компетенцией по законопроекту. Поправки включаются в текст проекта в случае одобрения их большинством голосов присутствующих членов палаты.
Третье чтенье: На данном этапе внесение поправок в текст законопроекта не допускается, если только иное палата не установит единогласно. До голосования по законопроекту в целом он может быть вновь отослан в постоянный комитет. После отпечатания и третьего чтения законопроект ставится на голосование.
Законопроект, который был одобрен одной палатой, направляется на рассмотрение в другую палату, где проходит те же стадии рассмотрения и обсуждения. После подписания законопроекта председателями палат он передается президенту. Президент подписывает все законопроекты, но если он не делает этого в течение 10 дней, то акт становится законом автоматически.
Изложенная выше процедура прохождение законопроектов через палату не всегда соблюдается так точно. В целях ускорения процесса палаты часто, в нарушение правил, могут ограничиться прочтением только названий законопроектов. Упрощается процедура обсуждения, внесения поправок.
В настоящее время заметно усилилась роль исполнительной власти во всем мире. В 20—21 веках качественно изменилась власть президента США. Причинами этого являются:
- Усложнение общественной жизни;
- Повышенное внимание государства к социально-экономической сфере;
- Расширение внешнеполитической активности США.
Мировая практика показывает, что в проблемное время для государства и общества власть зачастую концентрируется в руках одного человека. Это объясняется тем, что для кризисных ситуаций необходимо наличие сильной единоличной власти.
Кроме того, можно выделить побочные причины усиления исполнительной власти:
- «Горячие» и «холодные» войны;
- Экономические кризисы.
Особое внимание заслуживает усиление полномочий президента в законодательной сфере. Это связано с рядом внешних и внутренних причин США. Следуя основному Закону страны, президент не имеет формальной законодательной инициативы. Фактически же у него это право есть, законодательная повестка дня Конгресса определяется в подавляющем большинстве случаев Белым домом. Это достигается ежегодно путем представления президентом Конгрессу проекта федерального бюджета, в котором четко определяются национальные приоритеты, внесением в Конгресс социально-экономических программ, имеющих важное политическое значение. Кроме того, законодательные полномочия президента формируются за счет так называемого указного права в форме президентских исполнительных приказов и прокламаций.
Правотворческая деятельность исполнительной власти расширяется и за счет часто применяющегося «делегирования законодательства», которое заключается в передаче президенту тех или иных полномочий самим Конгрессом. Обычно Конгресс создает закон в самом общем виде, а в состояние рабочего документа его приводит регламентарная власть того или иного ведомства.
Рассматривая законодательную процедуру США, следует сказать о роли суда. Право судебного контроля за соответствием Конституции правовых актов в ходе рассмотрения конкретных гражданских и уголовных дел было сформулировано самим Верховным судом в 1803 году в решении по делу Мэрбери против Мэдисона. Суть данного решения — любой закон, противоречащий Конституции ничтожен. (Статья 13 Закона о судоустройстве 1789 года).
Судебный конституционный контроль выражается в двух основных формах:
- Проверка Конституционности правовых актов. (Законов Конгресса, парламентов штатов, распоряжений муниципалитетов и актов исполнительной власти.)
- Проверка Конституционности действий. Так решением Верховного Суда 1974 года по Уотергейтскому делу было предписано Никсону выдать все магнитофонные записи бесед, проходивших в Белом Доме. ( Уотергейтский скандал)
Законы, признанные неконституционными в решении суда не отменяются, а теряют всякую правовую силу, так как впредь им отказано в реализации и с помощью других государственных органов. Неписаное «право вето» Верховного Суда, от вето президента отличается свойством окончательности и не ограничено сроком.
В настоящее время законодательная процедура сильно изменилась, по сравнению с процедурой, описанной в Конституции. Она стала более современной и детализированной.
Список литературы:
- Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия : учебное пособие. – М. : Волтерс Клувер, 2007.
- Мишин А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США / А. А. Мишин. – М., 2001.
ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В США
Основным содержанием деятельности Конгресса Соединённых Штатов, безусловно, является законотворчество. Каждая из палат имеет собственный, принимаемый ею регламент.
Законопроекты могут вноситься в любую из палат, за исключением тех, кто касаются финансовых вопросов (государственных доходов). Эта разновидность законопроектов вносится в нижнюю палату – Палату представителей Конгресса. Таким образом, в рамках законодательного процесса палаты, практически, равны (за исключением вышеупомянутого требования).
В целом, законы в Конгрессе США принимаются в том же порядке, в каком и законы в иных парламентах мира, с учётом некоторых особенностей.
Законодательный процесс в американском Конгрессе состоит из следующих основных стадий: законодательная инициатива (внесение законопроекта в одну из палат); обсуждение законопроекта; принятие закона; подписание и опубликование закона.
Право законодательной инициативы принадлежит только депутатам Палаты представителей и сенаторам. Реально же, в значительном числе случаев, инициатором рассмотрения законопроекта является исполнительная власть в лице Президента США. Президентом законопроекты могут вноситься через членов Конгресса, которые состоят с ним в одной партии. Дальнейшее движение законопроекта возможно только при включении его в план законопроектной работы палаты (для этого необходимо получить одобрение определённого числа членов каждой из палат).
Обсуждение законопроекта происходит в трёх чтениях. В рамках трёх чтений законопроект сначала регистрируется и передаётся в соответствующий комитет; потом к нему предлагаются и принимаются поправки по существу; далее осуществляются редакционные правки и закон направляется на голосование.
Принятие закона заключается в голосовании по проекту в той палате, в которую он был внесён. В случае положительного решения по законопроекту, он передаётся в другую палату. При отклонении его в другой палате, применяются согласительные процедуры (создаётся специальный согласительный комитет, который готовит согласованный текст; если согласованный текст не утверждается палатами, то либо создаётся новый комитет, либо законопроект считается отвергнутым). Кроме того, палата может вносить изменения в закон, который поступает из другой палаты, а та, в свою очередь, согласиться с ними, и внести свои поправки, вернув закон последней. Рассмотрение и изменение законопроектов таким способом (методом челнока) продолжается до тех пор, пока палаты не перестанут проявлять соответствующую инициативу.
На практике подтверждается, что окончательное принятие законопроекта зависит от результатов его рассмотрения в соответствующих комитетах (одобрение, или отклонение). В комитетах концентрируется реальная законодательная деятельность.
Законопроект, принятый палатами Конгресса, передаётся для подписания и опубликования Президенту Соединённых Штатов Америки. Если Президент одобряет законопроект, то он подписывает его, и тот становится законом. В противном случае, Президент может воспользоваться правом вето и отклонить законопроект (вето носит отлагательный характер; оно может быть преодолено обеими палатами Конгресса, если за преодоление в каждой из палат выскажется не менее двух третей их членов). Если Президентом в течение десяти дней не будет дан ответ по поводу законопроекта, то он становится законом автоматически, как если бы был им подписан. Если же истёк срок текущей парламентской сессии, в этом случае, согласно принципу дисконтинуитета, процедуру законотворчества необходимо будет начать заново и снова пройти все стадии (молчание Президента по поводу законопроекта в данном случае получило название «карманного вето»).
4. ПРЕЗИДЕНТ США: ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ И ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЯ, КОМПЕТЕНЦИЯ
Главой государства в Соединённых Штатах Америки является Президент. Срок, в течение которого он занимает свою должность, равняется четырём годам. Президент избирается совместно с Вице-президентом.
Требования, которые предъявляются к кандидату на должность Президента, следующие: достичь тридцатипятилетнего возраста, быть гражданином Соединённых Штатов по праву рождения, прожить в США в течение четырнадцати лет. Вице-президент также должен соответствовать указанным требованиям. Помимо этого, кандидаты на две эти взаимосвязанные должности не должны быть жителями одного и того же штата. Ни одно лицо не может быть избрано на должность Президента более двух раз на полный срок; если лицо занимало должность Президента, либо исполняло его обязанности более двух лет, оно может быть избрано на должность не более одного раза.
Президент и Вице-президент избираются путём косвенных выборов. Вначале избиратели непосредственно формируют коллегию выборщиков в числе пятисот тридцати восьми человек (численность равна числу членов Палат Конгресса США, дополнительно избираются три выборщика от федерального округа Колумбия). Первый этап проходит в ноябре выборного года. Следующим этапом является избрание выборщиками в каждом штате собственно Президента (в декабре того же года). На первом этапе применяется мажоритарная система относительного большинства, а на втором – мажоритарная система абсолютного большинства.
В том случае, если ни одному кандидату в Президенты не удалось набрать абсолютного большинства голосов выборщиков, Президента должна избрать Палата представителей, а Вице-президента должен избрать Сенат. В таком случае в Палате представителей голосование производится по штатам, представительство от каждого штата имеет один голос. Кворум составляют две трети от всех штатов; лицо, чтобы быть избранным Президентом, должно набрать большинство голосов всех штатов. В Сенате по кандидатуре Вице-президента голосование персональное, кворум составляют две трети сенаторов, для избрания лица Вице-президентом требуется также большинство голосов.
В должность избранный Президент США вступает в январе следующего за выборным года, сразу после истечения полномочий предыдущего Президента. Одна из поправок к Конституции установила правило, согласно которому, если к моменту начала срока полномочий избранного Президента наступает его смерть, Президентом становится избранный Вице-президент.
Основаниями досрочного прекращения полномочий Президента США являются: отстранение от должности (путём процедуры импичмента), смерть, отставка. Во всех указанных случаях Президентом становится Вице-президент. Когда становится вакантной должность Вице-президента, его назначает Президент (в должность Вице-президент вступит после утверждения его большинством обеих палат Конгресса). В США разработан чёткий механизм замещения должности Президента в случае досрочного прекращения его полномочий.
Помимо досрочного прекращения полномочий главы американского государства, возможна ситуация, когда Президент не в состоянии их осуществлять (на этот период их исполняет Вице-президент). Передача полномочий Вице-президенту происходит на основании письменного заявления Президента, Вице-президента, иных должностных лиц в сфере исполнительной власти. Данное заявление адресуется палатам Конгресса США. Возобновление исполнения полномочий самим Президентом также происходит на основании такого письменного обращения к Конгрессу. Если Президент обращается с заявлением возобновить исполнение своих полномочий, а Вице-президент (либо иные должностные лица исполнительной власти) обратится к американскому парламенту с обращением противоположного содержания (утверждающего, что глава государства не в состоянии осуществлять принадлежащие ему полномочия), то окончательное решение по данному вопросу принимает Конгресс.
Конституция Соединённых Штатов определяет Президента как носителя исполнительной власти, главнокомандующего армией, флотом и милицией штатов. Его полномочия развивались на протяжении всей истории американского государства. Президент осуществляет государственной управление с помощью системы органов исполнительной власти (администрации Президента). Он назначает должностных лиц в сфере исполнительной и судебной власти. Освобождает от должности лиц в сфере исполнительной власти. В рамках своих полномочий Президент издаёт различные акты (исполнительные приказы и другие). Президент участвует в законотворческом процессе (однако, не обладает правом роспуска ни одной из палат американского парламента). Он представляет государство во внешних сношениях и внутри страны. Президент обладает полномочиями во внешнеполитической и военной сферах. Кроме того, ряд полномочий носит и чрезвычайный характер (объявление чрезвычайного положения, направление войск за пределы США). В целом, его статус схож со статусом глав иных государств. Представляется, что специфика его положения определяется тем, что он сочетает в себе статус главы государства и главы (носителя исполнительной власти).
Вопрос 3. Особенности государственного управления в США: структура органов законодательной, исполнительной и судебной власти и порядок их формирования
США является Президентской республикой, по форме государственного устройства – федерацией, в которой взаимоотношения между Президентом и Парламентом строятся на принципе разделения власти, который является основой организации и взаимодействия центральных органов власти (принцип был, выдвинут прогрессивными юристами XVII – XVIII вв. для предупреждения опасной концентрации законодательной, исполнительной и судебной властей в одних руках).
Этот принцип в США означает, что законы вправе издавать только Конгресс, а исполнительная (Президент) и судебная власть должны их исполнять и применять. Президент может наложить вето, для преодоления которого требуется повторное принятие непринятого закона 2/3 голосов обеими палатами Конгресса, а Верховный суд США может объявить любой закон неконституционным. Таким образом, ограничивается и сдерживается деятельность Конгресса. Полномочия же Президента ограничены, сдержаны в процедуре назначения министров, судей, так как это происходит по совету и одобрению Сената. Президента могут отрешить от должности с помощью процедуры импичмента. В результате каждый орган препятствует превышению власти другого.
В соответствии с Конституцией США в руках Президента сосредотачиваются полномочия главы государства и главы исполнительной власти. Ограничено участие Конгресса в формировании Правительства. Также отвергается ответственность Правительства перед Конгрессом. За Президентом не признается право роспуска Конгресса. Не допускается совмещение должностей в различных ветвях власти.
Законодательная власть – Конгресс США.
Конгресс строится на двухпалатной основе (бикамерализм). Палаты американского Конгресса формально равноправны, но каждая из палат имеет специальную компетенцию и по-разному представляет население страны. (Палата Представителей – пропорционально численности населения штатов, а Сенат – на основе равенства представительства штатов). Статус Сената как верхней палаты подчеркивается более высокими требованиями к избранию его членов (по возрасту и стажу гражданства).
Конгресс США состоит из двух палат: палата представителей и палата сенаторов. Палата представителей является органом общенациональных представителей. В состав Палаты представителей входят 435 депутатов, которые избираются сроком на 2 года.
Верхняя палата – Сенат, является органом Правительства штатов. В состав Сената от каждого штата избираются по 2 депутата. Сенаторы избираются сроком на 6 лет, но каждые 2 года обновляется 1/3 состава, что придаёт особый статус постоянно действующего органа.
Заседание палат проводится открыто, но допускается проведение закрытых заседаний.
Руководство Палаты представителей возглавляет Спикер. Он избирается от партии большинства в начале I-ой сессии нового созыва. Спикер считается 3-им человеком в государстве после Президента и Вице-президента. Во главе Сената по Конституции стоит Вице-президент. Он может вести заседание палаты, однако, лишен права голоса. Но это не значит, что он его вообще не имеет. Его голос играет решающую роль в том случае, когда голоса сенаторов делятся поровну. Фактически полномочия Палаты осуществляет временный председатель, который избирается Сенатом для ведения дел Палаты в отсутствии Вице-президента.
Конгресс имеет разветвленную систему комитетов, которая включает:
· постоянные Комитеты Палат (17 – в Сенате и 22 – в Палате Представителей). Образуются по всем направлениям государственного управления (компетенция раскрыта в регламенте палаты). Они формируются из депутатов в том же партийном соотношении, что и в палатах. Председатель постоянного комитета – представитель партии большинства с наибольшим стажем пребывания в палате (считается очень высокой должностью в США). Имеют широкие права: вправе потребовать любую информацию от государственных органов, осуществлять надзор за деятельностью этих органов и т. д., главное – специализированная проработка законопроектов;
· объединенные – разрабатывают проекты законов, проводят совместные обсуждения некоторых вопросов;
· согласительные – для преодоления разногласий между палатами;
· «комитет всей палаты» – в Палате Представителей – для рассмотрения финансовых биллей, в Сенате – международных договоров.
В Конгрессе существует разветвленная система вспомогательных органов:
· генеральное отчетное управление;
· управление технологических оценок;
· бюджетное управление Конгрессом;
· исследовательская служба Конгресса;
· законодательный совет и совет по законодательному пересмотру.
Компетенция Конгресса США может быть разделена на общую и специальную. Общая осуществляется 2-мя палатами (принятие законов и резолюций). Специальной – обладает каждая палата в отдельности. Конгресс имеет право:
1. Вводить и взимать пошлины, налоги, сборы и акцизы для того, чтобы выплачивать долги, обеспечивать совместную оборону и общее благоденствие.
2. Принимать федеральный бюджет.
3. Занимать деньги под гарантию.
4. Регулировать торговлю с иностранными государствами.
5. Чеканить монету и регулировать её ценность.
6. Предусматривать ответственность за подделку ценных бумаг и находящихся в обращении монет США.
7. Упреждать почтовые службы и почтовые дороги (контролировать).
8. Содействовать развитию науки.
9. Упреждать суды нижестоящие по отношению к Верховному суду США.
10. Объявлять войну, решать вопросы формирования и содержания армии и флота.
11. Формировать и содержать армию, создавать и обеспечивать флот.
12. Осуществлять исключительную законодательную власть по всем вопросам в отношении того округа, который вследствие уступки отдельным штатам и её принятия Конгрессом станет местом пребывания Правительства США.
13. Выдвигать импичмент Президенту, судьям.
Исполнительная власть в США.
Правительство кабинетов и Совета министров, в том значении, которое оно имеют для большей части государств, в США не существует.
В США исполнительную власть в целом осуществляет Президент. Президент независим, он неподотчетен и неподконтролен Конгрессу. Согласно Конституции США, Президентом может быть избран любой гражданин США, старше 35 лет и проживающий на территории США не менее 14 лет.
Вместе с Президентом избирается Вице-президент, они принадлежат к одной и той же партии, но не могут быть жителями одного штата. Президент избирается на 4 года и не более чем на два срока подряд. В случаях преждевременной смерти или отставки прежнего Президента, президентский пост занимает Вице-президент. Общий срок его полномочий должен быть не более 10 лет. Президент выбирается коллегией выборщиков (538 человек). Для избрания Президента и Вице-президента необходимо большинство голосов выборщиков. Если ни один из трёх претендентов не набирает большинства голосов, то Президент избирается палатой представителей.
В Палате представителей голосование проводится по штатам, причем в независимости от численности депутатов, каждый штат имеет 1 голос. Побеждает тот, который набирает большинство голосов штатов.
Компетенция Президента США весьма обширна. В неё входит следующий круг полномочий:
1. Президент принимает самое непосредственное участие в законодательных процессах, все принятые Конгрессом Билли направляются на утверждение Президенту. В случае не подтверждения Билля, он идет на доработку в Конгресс. Большинство подзаконных актов Президент издает самостоятельно, причем часть из них, по своему значению, приравнивается к законам, созданных конгрессом. Президент имеет право издавать служебные виды актов:
· правила и положения;
2. Помимо нормотворческой деятельности Президент обладает правом назначения на высшие государственные должности. Это происходит по совету и согласию Сената.
3. Так же Президент обладает широкими полномочиями в области политики:
· освобождает и назначает послов;
· освобождает и назначает иных полномочных представителей, консулов;
· имеет право заключать международные договоры, которые должны быть одобрены Сенатом;
· имеет право заключать исполнительные соглашения.
Президент стоит во главе огромного внешнеполитического аппарата – Государственного Департамента. Это дает ему самостоятельность в решении многих вопросов без согласия Сената.
Исполнительные органы власти.
В настоящее время система органов исполнительной власти включает такие звенья, как:
· исполнительный аппарат Президента;
· кабинет и департаменты;
· исполнительные (независимые) агентства – около 650, напоминают министерства. Наиболее значимые агентства: информационное агентство; агентство национальной безопасности; федеральная резервная система и т. д.;
Исполнительное управление Президента было образованно в 1939 году. Основными его функциями были: консультирование Президента, разработка общего политического курса и координация деятельности различных звеньев. В состав исполнительного управления входят (около 2000 чел.) (первые три управления считаются самыми важными):
1. Совет национальной безопасности;
2. Совет по внутренней политике;
3. Совет по международной экономической политике;
4. Служба Белого дома;
5. Служба Вице-президента;
6. Административно-бюджетное управление;
7. Совет экономических консультантов;
8. Управление по качеству окружающей среды;
9. Управление по науке и технологии;
10. Административная служба и др.
Особое место в структуре органов исполнительной власти занимают независимые агентства и независимые корпорации. К их числу относятся: ФБР, ЦРУ, комиссия по гражданским правам, федеральная комиссия по выборам, комиссия международной торговли.
Судебная власть в США.
Особенностью судебной системы является дуализм, т.е. на территории каждого штата действуют суды данного штата и федеральные суды. Конституция США закрепляет только статус Верховного суда, а компетенция нижестоящих судов определяется текущим законодательством. В настоящее время федеральная судебная система имеет трёх звеньевую структуру:
2. апелляционные (окружные) суды;
3. Верховный суд США.
В состав Верховного суда входят 9 судей, назначаемых Президентом с согласия Сената, пожизненно. Верховный суд работает по сессии. Руководит работой Верховного суда Председатель. Особую роль в суде занимает Генеральный Солистр, который назначается председателем по совету и согласию Сената, для представления в федеральных судах интересов США. Верховный суд ежегодно рассматривает около 1000 дел. Юрисдикция Верховного суда подразделяется на первичную и апелляционную.
Апелляционный (окружной) суд.
В настоящее время в США их 13. Все они, кроме одного, построены по территориальному принципу и охватывают от 1 до 10 штатов и территорий, а 13-ый федеральный апелляционный суд имеет общую юрисдикцию. Их председатель назначается Президентом пожизненно. Количество судей от 4 до 23. Территориальные апелляционные суды рассматривают апелляции на решения окружных судов за исключением тех дел, которые подведомственны Верховному суду США.
Это нижняя ступень федеральной судебной системы. На территории США действует 89 окружных судов. Кроме того, на других территориях подведомственных США созданы ещё 5 окружных судов. Судья назначается Президентом, по совету и согласию Сената, пожизненно. Судьи окружных судов подведомственных территорий назначаются на 10 лет. В состав федеральных окружных судов входят от 1 до 27 судей в зависимости от числа судебных дел. Руководит деятельностью окружных судов Председатель, избираемый из судейского корпуса данного окружного суда. Окружные суды рассматривают дела первой инстанции.
Специальные федеральные суды:
– претензионный суд (рассматривает имущественные иски к Конгрессу и Правительству США);
– суд по таможенным и патентным делам;
– суд по делам военнослужащих.
Эти суды имеют отдельную компетенцию с правом вынесения окончательных приговоров и решений, но сохраняется апелляционная юрисдикция Верховного суда США.
Судебная система штатов.
Такая система создается в каждом штате на основе конституции этого штата. Поэтому судебная система штатов очень отличается друг от друга. В судах штатов рассматривается подавляющее большинство всех уголовных и гражданских дел в стране.
Общей чертой судебной системы в каждом штате является то, что они состоят из нескольких инстанций (трех или четырех):
1. Низшие суды (мировые суды, суды магистратов, полицейские суды, суды мэрии и др.) рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела.
2. Суды первой инстанции (суды графств, округов, городские суды и др.) рассматривают основную массу уголовных и гражданских дел.
3. Апелляционные суды (промежуточные) действуют в крупных штатах и выполняют надзорную функцию за нижестоящими судами, рассматривают дела о выборах.
4. Высшие (верховные) суды – высшая судебная инстанций штата.
Избирательная система в США.
Согласно Конституции избирательная система (Президента и Конгресса) устанавливается законодательным органом самого штата. Отсюда и разнообразие избирательных систем в США. Чтобы ввести единообразные нормы для всей страны необходимо каждый раз вносить в Конституцию соответствующие поправки (касаются главным образом пассивного избирательного права).
Системы выдвижения кандидатов:
1. Петиционная – наиболее простая; требует, чтобы под документом (петицией) о выдвижении кандидата было собрано установленное законом определенное число подписей избирателей. Эффективно для органов МСУ.
2. Архаичная – на партийных собраниях и съездах (конвентах) различных уровней выдвигаются кандидаты. Эта система долго доминировала, но вызывала критику вследствие неограниченного засилья партийных боссов, полного отстранения рядовых членов партии, поэтому на выборах Президента и губернатора штата она была заменена на сложную систему.
3. Система первичных выборов (праймериз) – существует в большинстве штатов. Избиратели штата утверждают партийного кандидата на пост Президента, которого данная партийная организация обязана представить национальному съезду партий. Этот съезд и отбирает одного кандидата для участия во «вторичных», то есть непосредственно в выборах Президента. Первичные выборы длятся с февраля по июнь каждого выборного года.
Результаты почти всех выборов определяются по мажоритарной системе относительно большинства, то есть побеждает тот кандидат, который получил хотя бы на один голос больше другого кандидата. В США не установлено процентное число избирателей, при неявке которых выборы признаются несостоявшимися.
Президент избирается косвенным путем, так как избиратели голосуют за коллегию выборщиков, которые затем избирают Президента. В каждом штате избирается столько выборщиков, сколько от него избранно сенаторов и членов палаты представителей. В дополнение к этому от столицы выбирается три выборщика. Все выборщики от штата принадлежат (представляют) одной партии, так как каждая политическая партия выдвигает полный список кандидатов, и избиратели голосуют не за отдельную личность, а за список. Для победы списка достаточно относительного большинства голосов избирателей. Коллегия никогда не собирается в полном составе, так как выборщики голосуют за конкретного кандидата, оставаясь в столицах своих штатов. Это происходит в первый понедельник после второй среды декабря. Результаты голосования подписываются в штате и отправляются в сенат, где третьего января объявляют президента. Выборщики обязаны голосовать только за кандидата той партии, по списку которой они были избраны. Когда группа выборщиков (между тремя или более кандидатами) не обладает большинством голосов, то согласно 12 поправке, Президент избирается палатой представителей, а Вице-президент – Сенатом.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9144 – | 7759 –
или читать все.
Законодательная власть в США
Конгресс.
Конгресс США состоит из двух палат – Палаты представителей и Сената, он избирается на основе всеобщих равных и прямых выборов тайным голосованием.
Палата представителей является органом общенационального представительства. Палата представителей в составе 435 депутатов избирается сроком на два года в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четного года в одномандатных округах. Между штатами депутатские места распределяются пропорционально численности населения. Перераспределение мест осуществляется раз в десять лет по итогам переписи населения. Избирательные округа в выборах в Палату представителей должны иметь равное, по возможности, количество населения.
Сейчас квота представительства составляет 520 тыс. Человек. Наибольшее представительство имеют штаты Калифорния (45), Нью-Йорк (34), Техас (27), Пенсильвания (23) и Иллинойс (22). Ряд штатов – Аляска, Вермонт, Вайоминг, Делавэр, Южная и Северная Дакота – имеют по одному представителю. Это минимальная норма представительства по Конституции.
Кроме полноправных членов в палату избираются по одному делегату от Федерального округа Колумбия, в-ва Гуам, Виргинских о-вов, Восточного Самоа и Пуэрто-Рико. Они имеют право участвовать в работе палаты и п комитетов, но лишены права голоса.
Депутатом может быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее семи лет, достигшее 25 лет и проживающее в штате, где находится ее избирательный округ.
Сенат является органом представительства штатов и состоит из 100 сенаторов: каждый штат избирает по два сенатора сроком на 6 лет одновременно с палатой представителей. Однако сенат обновляется на 1/3 каждые два года. Сенатором может быть выбрана лицо, являющееся гражданином США не менее девяти лет, достигла ЗО лет и проживает в штате, от которого избирается.
Структура Конгресса.
Каждая палата Конгресса имеет внутреннюю разветвленную систему вспомогательных органов, которые призваны способствовать выполнению конституционных полномочий: председатели палат, комитеты, партийные фракции, административно-технические службы.
Председателем палаты представителей является спикер, формально избран палатой. Его избрание определено заранее, так как он является представителем партийной фракции большинства в палате. Спикер палаты представителей – “третьей” должностное лицо в государстве. Он занимает пост президента республики вслед за вице-президентом в случае вакансии. В сенате председательствует по должностным положением вице-президент. В случае его отсутствия избирается временный председатель от партийной фракции большинства.
Важную роль в деятельности Конгресса выполняют комитеты: объединенные, комитеты всей палаты, специальные, согласительные, постоянные. Объединенные комитеты включают членов обеих палат Конгресса (экономический, по налогообложению, из библиотеки Конгресса) и координируют деятельность палат Конгресса в определенной сфере. Комитет всей палаты – это заседание палаты в полном составе, что выступает как комитет, чтобы ускорить прохождение которого-нибудь законопроекта. При этом обсуждение вопроса проходит по регламентной процедуре комитета. Специальные комитеты носят временный характер. Они создаются для решения конкретного вопроса. Согласительные комитеты фундуються обеими палатами в случае возникновения разногласий между ними по определенному вопросу.
Решающая роль в законодательной деятельности Конгресса принадлежит постоянным комитетам палат. В палате представителей создано 22 постоянных комитета. В сенате работает 16 постоянных комитетов. Постоянные комитеты определяют судьбу каждого законопроекта. Практика показывает, что 90% законопроектов, схзалених постоянными комитетами, принимается палатами без поправок.
Компетенцию Конгресса США установлен Конституцией в разделах 8 и 9 ст. 1, а также определено поправкой 16.
Они могут быть представлены несколько упрощенной схеме: 1) принятие законодательства; 2) бюджет и финансы; 3) формирование аппарата исполнительной и судебной власти; 4) контроль за деятельностью правительственного аппарата; б) осуществления квазисудебных функций;
6) регулирование межправительственных отношений. К этому перечню следует добавить функции, которые не отражены в Конституции, но во многом определяют роль Конгресса. К таким неконституционных функций могут быть отнесены представительство партий, социальных слоев и групп, общественных и профессиональных организаций; участие в формировании общественного мнения; определение политической Ливии развития и тому подобное.
Законодательные акты Конгресса США называются билли. Билль – законопроект, принятый в одинаковой редакции обеими палатами, после одобрения президентом либо преодоления его вето билль становится законом (актом, уставом). Принятие в США нормативных актов высшей юридической силы в виде биллей является своеобразной данью английской традиции. Эти документы делятся на публичные и частные. Первые являются актами общего действия, вторые – актами индивидуального применения или локального действия.
Следует отметить, что в рамках американской модели системы разделения властей законодательный процесс жестко зависит от президента. Глава государства той или иной степени инициирует около ЗО% законопроектов, ежегодные послания президента определяют принципиальные направления законотворчества.
Финансовые полномочия Конгресса заключаются в праве устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизные сборы единообразно на всей территории США, платить долги, делать займы, чеканить монету, регулировать стоимость валюты США, устанавливать наказания за подделку государственных ценных бумаг и монет. Вместе с тем подготовку проекта бюджета полностью сосредоточено в руках исполнительной власти. Однако, рассматривая бюджет в палатах, конгрессмены имеют право значительно корректировать запрашиваемые суммы ассигнований.
В Соединенных Штатах существует оригинальный институт Импаундмент. Он заключается в отказе президента тратить деньги, выделенные по закону Конгрессом. Законодательное регулирование подобной ситуации было определено только 1974 Согласно закону президент в случае бюджетного конфликта обязан обратиться в Конгресс со специальным посланием, в котором дается объяснение причин, вызвавших отказ от использования или прекращения расходования ассигнованных средств. Преодолеть “саботаж” президента Конгресс может, приняв билль, который санкционирует ассигнования.
Полномочия в области экономики и торговли включают прерогативы принимать единообразные законы по вопросам о банкротстве, регулировать торговлю с иностранными государствами и между отдельными штатами.
Военные полномочия означают право объявлять войну, формировать и обеспечивать армию, создавать и содержать военно-морской флот. Президенты на протяжении всей американской истории многократно (около 200) использовали вооруженные силы за рубежом без объявления Конгрессом войны. Даже если такие акции означали грубое пренебрежение международного права и прав человека, но обещали или создавали высокую поддержку общественности внутри страны, они без колебаний прибегали к военной силе, игнорируя мировое общественное мнение, и оправдывали такие действия национальными интересами. Так во Вьетнаме, когда заявила о себе Никсоновский “молчаливое большинство”, и в результате президент затянул американское участие в войне еще на несколько лет; так было в Гренаде и во время бомбардировки Ливии, так было в Панаме.
Кроме того, Конгресса принадлежат полномочия, касающиеся регулирования порядка приобретения гражданства США, учреждения федеральных судов.
Этот перечень не является исчерпывающим. Ведь, определив полномочия, создатели Конституции записали, что “Конгресс имеет право . издавать все законы, которые будут необходимы и уместны” для реализации этих полномочий. Указанное конституционное положение дает возможность конгресса расширять свою компетенцию.
Вместе с тем Конституция установила для Конгресса ряд запретов: не присваивать дворянские титулы, не нарушать процессуальные права граждан, не облагать налогом или пошлиной товары, вывозимые из штата, не выдавать денег из казначейства иначе, как на основе закона.
До недавнего времени Конгресс обладал так называемым “законодательным вето”. С помощью его Конгресс мог аннулировать или приостановить действия актов исполнительной власти, принимая как резолюции обеих или одной из палат. Однако в 1983 г.. Верховный суд США признал его применение неконституционным, нулификувавшы (т.е. аннулировав) положение почти 200 законодательных актов Конгресса и лишив последнего действенной формы контроля.
Компетенция палат Конгресса не является одинаковой. Только в палату представителей могут вноситься финансовые законопроекты. Она формулирует также обвинения в порядке импичмента в отношении президента и других высших должностных лиц, избирает президента в случае, если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов избирателей. Верхняя палата также наделена исключительными полномочиями. Только сенату принадлежит право ратифицировать международные договоры, утверждать назначения на высшие должности в государстве, осуществляемые президентом, решать вопрос о виновности должностного лица в порядке импичмента, избирать вице-президента, если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов избирателей. Сенат рассматривается как орган, представляющий интересы штатов и обеспечивает преемственность государственной власти, для этого сенат обновляется по частям.
Конгресс реализует свои полномочия путем принятия законов и резолюций. Законодательный процесс в Конгрессе США реализуется, как и во многих других государствах, в таких стадиях: внесение законопроекта, обсуждение и принятие. Право внесения законопроекта имеют только члены палат. Причем законопроекты, как правило, вносятся одновременно представителями и сенаторами. Практически законодательная инициатива членов Конгресса во многом определяется посланиями президента республики, в которых прямо указывается, какие законы следует принять. Обсуждение проходит в трех чтениях. Первое чтение является формальным: законопроект регистрируется, информируются члены палат, и законопроект направляется в постоянные комитеты. Во время второго чтения вносятся поправки. В третьем чтении происходит обсуждение законопроекта с внесенными поправками, внесение поправок (кроме редакционных) в третьем чтении не допускается. После этого законопроект ставится на голосование. Третья стадия – принятие законопроекта. После принятия закона в каждой палате он направляется на утверждение президенту.
В случае возникновения разногласий между палатами по которому-нибудь законопроектом из членов обеих палат на паритетных началах создается согласительный комитет. Текст законопроекта, одобренный согласительным комитетом, палаты изменить
могут. Однако если палаты вновь проявят несогласие, то создается новый согласительный комитет или законопроект будет считаться отвергнутым.
Палаты американского Конгресса равноправны в законотворчестве: все законы принимаются с согласия обеих палат.