Система образования в Узбекистане в 2020 году: высшее, школьное и дошкольное

Образование в Узбекистане

Узбекистан гарантирует своим жителям получение бесплатного среднего образования. В 90-е годы ХХ столетия обязательными были только 9 классов школы. Нынешняя система обучения, регулируемая законом об образовании и «Национальной программой по подготовке кадров», предусматривает последующее трехлетнее образование – профессионально-техническое в колледжах либо академическое в лицеях.

Дошкольное

У дошкольного образования имеются определенные задачи:

  • воспитать здоровое и развитое подрастающее поколение;
  • пробудить у малышей тягу к обретению знаний;
  • раскрыть способности каждого ребенка;
  • подготовить дошкольников к систематическому педагогическому процессу.

В Узбекистане система дошкольного образования реализует программы всевозможной направленности, предусматривающие уход, тщательный присмотр, воспитание и активное оздоровление детей от 2 до 7 лет.

Типы заведений дошкольного образования по направленности:

  • Ясли, ясли-сад, детский садик и домашний детский сад как самодостаточное учреждение либо филиал.
  • Заведение дошкольного воспитания с функциями начального обучения – детский садик-школа.
  • Узкопрофильная учебная дошкольная организация с определенным приоритетом: язык, спорт, художественно-эстетическое развитие и другое.
  • Детский садик, работающий по компенсирующим методикам, направленным на оказание квалифицированной корректирующей помощи воспитанникам с незначительными отклонениями в психологическом или физическом развитии.
  • Учреждение для восстановления организма ослабленных детей с присмотром, включающим выполнение процедур профилактического, гигиенического и оздоровительного характера.
  • Комбинированный садик – набирает группы общеразвивающего, компенсирующего и оздоровительного профиля в различном сочетании.

Среднее

В систему школьного обучения Узбекистана входят учебные заведения общего образования, предоставляющие бесплатные услуги для детей 6-16 лет. Школьное образование в стране делится на две ступени:

  • начальное – с 1 по 4 класс;
  • общее среднее – с 1 по 9 класс.

Начальное обучение призвано формировать основы грамотности, навыков и знаний, необходимых для дальнейшей учебы. На следующем этапе молодые люди получают больший объем информации, развивают самостоятельное мышление, организаторские способности, приобретают практический опыт, способствующий первоначальной профессиональной ориентации.

В Узбекистане существует два вида бесплатного среднего образования – специальное и профессиональное. Первое поучают в академических лицеях, второе – в колледжах. Юноши и девушки после окончания 9 классов добровольно избирают вид учреждения: каждое из них дает образование, которое является основой для будущей работы или продолжения обучения в высшей школе.

Высшее

Как и в других странах, в Узбекистане высшее образование предполагает подготовку квалифицированных специалистов для различных сфер общественной жизни и отраслей хозяйства – научной, экономической, технической и прочих. Учебный процесс систематизирует знания и полученные навыки, ориентируя студентов на решение теоретических и практических задач в векторе выбранной специализации с творческим использованием достижений современной научной мысли и технологий.

В вузовскую систему входят:

  • Высшие учебные заведения, реализующие академические и профессиональные программы по стандартам государства независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.
  • Научные и педагогические учреждения, осуществляющие исследовательскую работу, нужную для развития вузов.
  • Органы госуправления образованием, подчиненные им предприятия и заведения.

В системе образования Узбекистана предусмотрены две ступени аттестации:

  1. Бакалавриат – базовое высшее образование, дающее основные умения и достаточные знания по разным направлениям. Длительность обучения не меньше 4 лет. По окончании программы государственная комиссия присуждает выпускникам квалификацию «бакалавр» соответственно профилю подготовки и выдает диплом установленного образца.
  2. Магистратура – высшее образование, предполагающее освоение прикладных и фундаментальных теоретических знаний по выбранной специальности. Срок учебы – не менее 2 лет. Доступ к обучению в магистратуре имеют бакалавры, отобранные по конкурсу. По окончании выпускники получают диплом и степень магистра по определенной специальности.

Дипломы обеих степеней дают возможность их обладателям заняться профессиональной деятельностью или продолжить обучение в других образовательных заведениях.

В Узбекистане функционируют три типа организаций высшего образования:

  • университет – предлагает программы высшего образования или послевузовской подготовки по самому широкому спектру специальностей;
  • академия – занимается реализацией педагогических программ высшего и постинститутского образования по отдельным научным отраслям и направлениям;
  • институт – работает в области реализации учебных программ высшего образования и послевузовской подготовки по определенным направлениям и уровням в границах конкретной отрасли знания.

Образование в Узбекистане

Наряду с традиционными формами получения образования в последнее время все большее распространение получает такая инновационная форма, как заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий (дистанционное обучение). Данная форма получила широкое распространение в иностранной практике проведения обучения, где было доказано ее преимущество перед традиционной.

С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям.

Узбекская модель образования

Система образования и подготовки кадров, сложившаяся до провозглашения независимости в Узбекистане, не отвечала тем демократическим преобразованиям, которые начали осуществляться в республике. Коренные реформы были обусловлены также возникшим кризисом в мировой системе образования.

На протяжении последних десятилетий во многих странах была проведена реформа образования. Эти преобразования различаются по количеству и последствиям. Развитие общества предъявляет новые требования к системе образования и заставляет постоянно искать новые возможности для развития. В мире существуют различные типы и системы образования.

Существует много общих проблем, которые отражают общую для всех тенденцию развития системы образования, помогают лучше понять те конкретные задачи, которые стоят перед той или иной национальной системой образования. Важное, а быть может и центральное место здесь, занимает проблема развития высшей школы как важнейшего общественного, института несущего и научно-исследовательскую, и образовательную, и воспитательную роль.

Читайте также:

Главная особенность программы – непрерывность образования. Каждый человек имеет возможность получения знаний, профессиональных навыков и специальностей на протяжении всей своей жизни. Эта программа создает действенный механизм образовательной системы, в которой в качестве основных составляющих присутствуют: формирование свободно мыслящего человека, его нравственное, духовное и физическое развитие; уважение к личности, раскрытие творческого потенциала и способностей; прогрессивное обучение, получение профессиональных навыков и полноценная самореализация личности в жизни.

Этапы обучения

Система образования Республики Узбекистан является единой и непрерывной и состоит из:

  • государственных и негосударственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • научно-педагогических учреждений, выполняющих исследовательские работы, необходимые для обеспечения функционирования и развития системы образования;
  • органов государственного управления в области образования, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.

Образование в Республике Узбекистан реализуется в следующих видах:

  • дошкольное образование;
  • общее среднее образование;
  • внешкольное образование;
  • среднее специальное, профессиональное образование;
  • высшее образование;
  • послевузовское образование;
  • повышение квалификации и переподготовка кадров.

Дошкольное образование

Предназначение дошкольного образования – обеспечение развития и воспитания здорового поколения. Оно должно раскрыть в каждом малыше способности, пробудить желание учиться, чтобы ребенок был готов к усвоению новых знаний в школе. Что же изменилось сегодня в обучении самых младших граждан республики?

Если раньше в Узбекистане функционировали однотипные детские сады, в которых велись стандартные занятия, то сегодня по направленности в республике работают несколько типов дошкольных заведений для детей 2–7 лет по разным образовательным программам:

  1. Ясли, ясли-сады, детские сады, в том числе и домашние, которые являются филиалом или самодостаточным учреждением.
  2. Детский сад-школа. Заведение выполняет функцию начального обучения.
  3. Дошкольная организация. Обычно это учреждение узкопрофильного типа. В таких заведениях изучают русский, английский или любые другие языки, занимаются художественно-эстетическим воспитанием, спортом и многими другими дисциплинами.
  4. Детские сады. В это число входят заведения, которые работают по компенсирующей методике. Ее задача – оказать квалифицированную корректирующую помощь воспитанникам, у которых имеются незначительные отклонения в физическом или психологическом развитии, чтобы максимально подготовить детей в школы.
  5. Детские учреждения, задача которых – помощь в восстановлении ослабленных детей, которые нуждаются в присмотре. В заведениях такого типа проводят профилактические, оздоровительные и гигиенические процедуры.

Среднее образование

Бесплатное школьное образование в Узбекистане рассчитано на детей от 6 до 16 лет. Оно состоит из двух ступеней – начального (1–4 классы) и общего среднего образования (1–9 классы). Преподавание в школах ведется на узбекском языке.

Задача начального этапа – формирование основы знаний, которые будут необходимы в дальнейшей учебе. Задачи следующего этапа:

  1. Подача большого объема информации.
  2. Развитие самостоятельного мышления и организаторских способностей.
  3. Приобретение практического опыта для профессиональной ориентации.

Согласно законодательству в области образования, профессиональное и специальное обучение является бесплатным.

Соответственно, выпускники 9-го класса могут продолжить обучение в лицеях и колледжах, выбирая тот вид и направление учреждения, в котором они смогут получить основы знаний для поступления в вуз либо на работу. Для поступления в вуз необходимо набрать нужное количество баллов по результатам тестирования. Право на образование в вузах имеет каждый гражданин страны. Согласно нововведениям в этой области, Узбекистан планирует ввести одиннадцатилетнее образование в средних школах.

Смотрите видео: нововведения в системе образования Узбекистана.

Высшее образование в Узбекистане выходит на новый уровень

В системе образования Узбекистана предусмотрены две ступени аттестации. Бакалавриат является базовым образованием, дающим основные и фундаментальные умения по разным направлениям с длительностью обучения не меньше 4 лет. Окончание программы для выпускников ознаменовывается выводом государственной комиссии о присуждении уровня «бакалавр» соответственно профилю подготовки с выдачей диплома установленного образца.

Высшее образование с прикладными и основательными знаниями по выбранной специальности с длительностью обучения не меньше 2 лет реализует магистратура. Доступ к такому обучению осуществляется благодаря конкурсу и только по окончании бакалавриата. По окончании магистратуры выпускники получают степень «магистра» по определенной специальности с выдачей диплома предусмотренного образца. Дипломы обеих степеней дают возможность их обладателям заняться деятельностью по профессии, полученной в ходе подготовки по специальности или продолжать обучение в других образовательных заведениях.

Типы организации высшего образования

В Узбекистане установлены три типа организаций высшего образования, каждое из которых выступает как юридическое лицо:

  • университет – предлагает программы для высшего образования или послевузовской подготовки по самой широкой полосе знаний, уровню и направлению;
  • академия – занимается реализацией педагогических программ высшего и постинститутского образования по отдельным отраслям знаний, уровням и направлению;
  • институт – работает в области реализации учебных программ высшего и послевузовской подготовки по определенным направлениям и уровням в границах конкретной отрасли знания.

Касаясь системы образования в Республике Узбекистан, отметим, что высшему профессиональному образованию в стране уделяется достаточно много усилий и средств. На сегодняшний день подготовку высококвалифицированных специалистов с высшим образованием осуществляют 64 вуза республики (из которых 32 расположены в Ташкенте), а именно 24 университета и 40 институтов.

33 высших учебных заведений Узбекистана работают при ведомстве Министерства высшего и среднего специального образования (МВССО), а остальные находятся в ведении отраслевых министерств. На сегодняшний день в вузах республики трудятся 22228 преподавателей, около 50% из которых имеют учёные степени и звания. Сегодня вузы всей страны подключены к глобальной сети Интернет. Разработан целый ряд учебно-методических программ, изучающих тенденции мирового сообщества и учитывающих специфику рыночной экономики Узбекистана.

В Узбекистане в последние годы проводится масштабная работа по модернизации системы высшего и среднего специального образования, развитию науки, внедрению современных форм и технологий обучения.

Исходя из потребностей реального сектора экономики и социальной сферы, за истекший период в регионах страны образованы новые вузы, в том числе филиалы ведущих зарубежных высших образовательных учреждений, внедрены современные уровни образования, налажена подготовка кадров по востребованным направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры.

На сегодняшний день в рамках реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах особое внимание уделяется расширению охвата молодежи высшим образованием, повышению качества образования, укреплению материально-технической базы высших учебных заведений. Расширяемое сотрудничество с зарубежными университетами играет важную роль в достижении намеченных целей.

Читайте также:  Паспорт Узбекистана: проверка и срок действия

В Узбекистане эффективную деятельность осуществляют филиалы ведущих университетов США, Великобритании, Италии, Южной Кореи, России, Сингапура, Индии. Более того, совместно с финансовыми учреждениями и развитыми странами мира успешно реализуется ряд проектов в сфере высшего образования.

Для успешной реализации реформ в сфере в июле этого года принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по реформированию управления в сфере высшего и среднего специального образования». В документе уделяется особое внимание организации образовательного процесса в соответствии с международной практикой внедрения новых педагогических технологий образования и методов обучения, совершенствованию учебных планов и предметных программ, качественному обновлению учебного процесса с внедрением современных форм обучения и средств информационно-коммуникационных технологий, а также оптимизации направлений образования и специальностей с учетом потребностей развития отраслей экономики, научной и социальной сфер, организации практики студентов на производственных и других предприятиях.

По данным министерства высшего и среднего специального образования, в рамках подготовки к 2020-2020 учебному году, в соответствии с «Классификатором направлений и специальностей высшего образования», в ведомстве разработаны, согласованы и реализованы в учебный процесс высших учебных заведений с привлечением отраслевых специалистов экономики государственные образовательные стандарты по четырем сферам образования, 45 направлениям образования бакалавриата и 52 квалификационных требований и учебных планов специальностей магистратуры.

В целях совершенствования предметных программ в 2020-2020 учебном году планируется обучение по 3 830 образовательным направлениям бакалавриата и более 1 910 предметов в магистратуре.

Для достижения образцового состояния Информационно-ресурсных центров (ИРЦ) высших учебных заведений в Ташкентском государственном институте востоковедения с участием директоров столичных ИРЦ состоялся учебно-практический семинар. На примере данного вуза наглядно продемонстрированы созданные в институте условия для студентов и принципы работы программных обеспечений.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с решением Попечительского совета фонда «Эль-юрт умиди» при Кабинете Министров Узбекистана в мае этого года 517 кандидатов, успешно прошедшие все этапы конкурса, утверждены стипендиатами данного фонда.

Органы управления образованием

Общее управление системой образования осуществляет Кабинет Министров. Так же Кабинет Министров осуществляет непосредственное управление отдельными высшими учебными заведениями, в число которых входят Ташкентский Исламский Университет, а также филиалы международных известных зарубежных ВУЗов (МГУ, Вестминстерский университет и т.д.).

К компетенции Кабинета Министров Республики Узбекистан в области образования относятся:

  • осуществление единой государственной политики в области образования;
  • руководство органами государственного управления образованием;
  • разработка и реализация программ развития образования;
  • установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;
  • определение порядка аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и научных кадров;
  • выдача разрешений на право занятия образовательной деятельностью образовательным учреждениям других государств на территории Республики Узбекистан;
  • определение порядка признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании с соответствии с законодательством;
  • утверждение государственных образовательных стандартов;
  • утверждение документов об образовании государственного образца и установление порядка их выдачи;
  • установление количества государственных гарантов и порядка приема в образовательные учреждения;
  • назначение ректоров государственных высших образовательных учреждений;
  • установление порядка перевода обучающихся из одного аккредитованного образовательного учреждения в другое;
  • иные полномочия в соответствии с законодательством.

В Узбекистане непосредственное руководство деятельностью образовательных учреждений осуществляют два отраслевых министерства – Министерство Народного Образования (МНО) и Министерство Высшего и Среднего Специального Образования (МВССО).

МНО отвечает за деятельность дошкольных, внешкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ. В ведении МНО находятся 5 ВУЗов и 16 институтов повышения квалификации учителей. Министерство имеет областные, районные и городские отделы народного образования, которые осуществляют функции методологического руководства деятельностью соответствующих образовательных учреждений на подведомственной территории.

Организационная структура системы МНО РУз

МВССО является органом государственного управления, осуществляющим руководство высшим и средним специальным, профессиональным образованием в Республике.

Министерство в своей деятельности подотчетно Кабинету Министров Республики Узбекистан. образовательный программа государственный

В систему Министерства входят Центр среднего специального, профессионального образования, Центр развития высшего и среднего специального, профессионального образования и подведомственные высшие учебные заведения.

Организационная структура системы МВССО РУз

Каждый гражданин имеет право получить знание, гарантированное конституцией Республики Узбекистан. Образование играет значительную роль в воспитании молодёжи Республики Узбекистан. Родина начинается с порога, образование и воспитание детей начинаются в семье. Значит, каждый из нас ответственный за подрастание полноценного, здорового, образованного, преданного Родине поколения. Для вашего внимания приводим Положения об основных органах управления, МНО и МВССО. Ваше мнение об образовании и воспитании вы можете выразить на форуме в разделе ” Образование “. Для этого обязательно зарегистрируйтесь.

Министерство народного образования Узбекистана

Государственным органом, занимающимся вопросами в сфере образования на территории Узбекистана, является Министерство народного образования Узбекистана, в полномочия которого входит осуществление следующих функций:

  1. разработка прогнозов развития образовательной системы и ее конкретных звеньев совместно с заинтересованными госкомитетами и ведомствами;
  2. установление требований для школьного, общего среднего, дошкольного и внешкольного образования, переподготовки педагогов и повышения их квалификации;
  3. осуществление научно-методического руководства воспитательным и учебным процессом в учебных учреждениях;
  4. внедрение государственных стандартов образовательной деятельности;
  5. разработка и утверждение программ преподавания и учебных планов по фундаментальным, общепрофессиональным и социально-гуманитарным дисциплинам. Согласно данным, представленным на официальном сайте Министерства народного образования Узбекистана, в его полномочия также входит определение порядка выпуска учебно-методических документов;
  6. создание и внедрение передовых педагогических технологий и методик обучения.

Задачи МНО Узбекистана

Главной задачей Министерства народного образования республики Узбекистан является реализация единой политики, нацеленной на развитие и повышение качества образования.

Министерство ведет непрерывную работу над совершенствованием образовательных стандартов и требований, способствующих формированию способной, всесторонне развитой личности. С этой целью сотрудниками МНО Узбекистана разрабатываются и внедряются современные формы обучения, эффективные методы воспитания, новые информационные и педагогические технологии.

Образование в Узбекистане

Современный мир является эпохой инноваций, в которой без соответствующего образования вряд ли удастся построить карьеру, найти работу и добиться значительных успехов. И это хорошо понимает молодежь: в стенах вузов во всем мире сегодня получает образование более миллиарда студентов. В это число входят и студенты Узбекистана.

В Республике, как и в других странах СНГ, уже осознали, что хотя советское образование и считалось одним из лучших в мире, сегодня оно утеряло свои позиции и нуждается в реформировании. В стране уже проведены масштабные изменения.

Реформа системы образования страны

Реформы образования Узбекистана в корне изменили не только содержание системы, но и ее структуру. Проводились изменения всех уровней, компонентов и направлений за небольшой период времени. Приоритетами изменений были увеличения инвестиционных вложений, способствующих тому, чтобы вырастить нового человека, главные характеристики которого – интеллектуальное развитие и высокая образованность. Благодаря этому сегодня учитель в Узбекистане – это высокообразованный интеллектуал с багажом новых знаний, имеющий к тому же практический опыт.

Система образования в Узбекистане полностью изменена за кратчайшие сроки. Начинались перемены с научных и педагогических кадров. Им было предложено пройти курсы подготовки и переподготовки.

Виды образования Республики Узбекистан

А также полностью был пересмотрен весь обучающий процесс, начиная с дошкольного и заканчивая программой обучения в вузах. Теперь он ориентируется на индивидуальный подход к каждому ученику или воспитаннику, способный выявить возможности человека, стимулировать его самореализацию, становление, самоутверждение.

В процессе того, как последовательно внедрялась Национальная программа, в республике Узбекистан была сформирована система непрерывного народного образования. Она состоит из нескольких этапов, начиная с дошкольного образования и заканчивая курсами переподготовки кадров.

Во времена Советского Союза в Узбекистане было обязательным только 9-летнее обучение. Обновленная образовательная система требует, чтобы выпускники школ прошли и обязательное трехлетнее обучение в лицее, что гарантирует получение академического образования. Как вариант – обучение в колледже, чтобы получить профессионально-техническое образование. А также реформированная система затронула и дошкольные учреждения.

Смотрите видео: Какие реформы произошли в системе образования Узбекистана.

Дошкольное образование

Предназначение дошкольного образования – обеспечение развития и воспитания здорового поколения. Оно должно раскрыть в каждом малыше способности, пробудить желание учиться, чтобы ребенок был готов к усвоению новых знаний в школе. Что же изменилось сегодня в обучении самых младших граждан республики?

Если раньше в Узбекистане функционировали однотипные детские сады, в которых велись стандартные занятия, то сегодня по направленности в республике работают несколько типов дошкольных заведений для детей 2–7 лет по разным образовательным программам:

  1. Ясли, ясли-сады, детские сады, в том числе и домашние, которые являются филиалом или самодостаточным учреждением.
  2. Детский сад-школа. Заведение выполняет функцию начального обучения.
  3. Дошкольная организация. Обычно это учреждение узкопрофильного типа. В таких заведениях изучают русский, английский или любые другие языки, занимаются художественно-эстетическим воспитанием, спортом и многими другими дисциплинами.
  4. Детские сады. В это число входят заведения, которые работают по компенсирующей методике. Ее задача – оказать квалифицированную корректирующую помощь воспитанникам, у которых имеются незначительные отклонения в физическом или психологическом развитии, чтобы максимально подготовить детей в школы.
  5. Детские учреждения, задача которых – помощь в восстановлении ослабленных детей, которые нуждаются в присмотре. В заведениях такого типа проводят профилактические, оздоровительные и гигиенические процедуры.
  6. Комбинированные детсады. В них проводят развивающие, оздоровительные и компенсирующие занятия в разных сочетаниях.

Вернуться к оглавлению

Среднее образование

Бесплатное школьное образование в Узбекистане рассчитано на детей от 6 до 16 лет. Оно состоит из двух ступеней – начального (1–4 классы) и общего среднего образования (1–9 классы). Преподавание в школах ведется на узбекском языке.

Задача начального этапа – формирование основы знаний, которые будут необходимы в дальнейшей учебе. Задачи следующего этапа:

  1. Подача большого объема информации.
  2. Развитие самостоятельного мышления и организаторских способностей.
  3. Приобретение практического опыта для профессиональной ориентации.

Согласно законодательству в области образования, профессиональное и специальное обучение является бесплатным.

Соответственно, выпускники 9-го класса могут продолжить обучение в лицеях и колледжах, выбирая тот вид и направление учреждения, в котором они смогут получить основы знаний для поступления в вуз либо на работу. Для поступления в вуз необходимо набрать нужное количество баллов по результатам тестирования. Право на образование в вузах имеет каждый гражданин страны. Согласно нововведениям в этой области, Узбекистан планирует ввести одиннадцатилетнее образование в средних школах.

Смотрите видео: нововведения в системе образования Узбекистана.

Образование на русском языке

Ни для кого не секрет, что на территории Узбекистана большая часть граждан этой страны свободно разговаривают на русском языке. Данный язык в Узбекистане стал популярным сразу же после присоединения страны к составу СССР. Сегодня резиденты Узбекистана считают русский язык вторым национальным языком, поэтому отдают своих детей в русскоязычные школы, детские дошкольные учреждения и классы.

На территории Узбекистана больше 10 000 школ, 739 из которых – русские. Желание обучаться в русской школе обуславливается тем, что ребёнок сможет получить более качественное образование и найти в дальнейшем хорошую работу, ведь большая часть научной и художественной литературы написано именно на русском языке. Русский язык в Узбекистане официально считается иностранным, поэтому при поступлении в вуз или принятии на работу в дальнейшем у его носителя будут значительные привилегии.

Сдача экзаменов

В 2017 году были официально внесены поправки в сфере образования, а именно в области экзаменов. Так в 2020 году для поступления в российский вуз выпускники русских школ и учащиеся классов на русском языке должны сдавать российский ЕГЭ.

Читайте также:  Оформление рабочей визы и разрешение на работу в Турции в 2020 году: как получить, сколько стоит, документы, стоимость оформления,

Изменения коснулись поступления не только в российские вуз, но и в узбекские. Правительством было принято решение ужесточить систему контроля за абитуриентами во время сдачи вступительных экзаменов. Согласно нововведениям вход на экзамен возможен будет только при наличии паспорта и пропуска ДТМ. Остальные предметы и материалы, необходимые для написания задания будут предоставляться самими высшими учебным учреждением. В аудиториях на каждого будет выделяться питьевая вода, ручка и тестовое задание. Пронос мобильных телефонов и других гаджетов строго запрещён.

На столь кардинальные меры Министерство образования решилось для обеспечения чистоты оценивания знаний. Каждому абитуриенту при регистрации будет выдаваться пропуск с его фотографией, где будет указываться место и время проведения экзамена. Вход будет возможен только после идентификации личности по пропуску ДТМ при помощи специальной аппаратуры.

Изменения в высшем образовании

Больше всего изменений претерпела сфера высшего образования. Основываясь на опыте мировой практики, начали применять двухступенчатую систему. Это бакалавриат и магистратура. По каждой системе разработаны и введены новые стандарты образования. Именно они помогают обеспечить все отрасли хозяйства, начиная с научной и заканчивая технической сферой, квалифицированными специалистами.

Учебный процесс устроен так, чтобы каждый студент мог систематизировать полученные знания и навыки, применять современные технологии. Именно благодаря такой постановке вопроса молодому специалисту удаётся решать теоретические и практические задачи в области своей специальности.

Структура системы высшего и среднего специального образования в Республики Узбекистан

Вузовская система включает следующие учреждения:

  1. Университеты и институты. Заведения реализуют созданные по госстандартам профессионально-академические программы высшего образования.
  2. Научные учреждения. Педагогические вузы. В них проводятся исследовательские работы, необходимые для развития высших учебных заведений.
  3. Органы, осуществляющие государственное управление подчиненными им образовательными заведениями и предприятиями.

Вернуться к оглавлению

Двухступенчатая аттестация

В учреждениях системы образования Узбекистана предусмотрена двухступенчатая аттестация:

    Бакалавриат. Является базовым высшим образованием. Пройдя обучение на протяжении четырёх лет, каждый студент овладевает основными умениями и достаточными знаниями по своей специальности. После освоения программы государственная комиссия выпускникам присуждает квалификацию «бакалавр» соответствующего профиля. Квалификацию подтверждает диплом установленного образца.

Так выглядит диплом бакалавра в Узбекистане

Диплом магистра Национального университета Узбекистана

Обладатель диплома любой ступени может продолжить обучение в любом другом вузе или заниматься профессиональной деятельностью.

Получить высшее образование можно в любой из представленных организаций:

  1. Институт. Заведение реализовывает учебные программы в границах определенной отрасли.
  2. Университет. Предлагает освоить программы широкого спектра специальностей. В заведении можно как получить высшее образование, так и пройти послевузовскую переподготовку.
  3. Академия. Реализует программы постинститутского образования разных научных сфер.

Но главное, государством начал осуществляться контроль за качеством образования. Для этого был введен жесткий стандарт обучения.

Правила обучения в ВУЗах

Теперь студентам, которые учатся на бакалавра при 54-часовой недельной учебной нагрузке, нужно посетить 36 часов аудиторных занятий. Нормативный срок обучения – 4 года. В общей сумме это равняется 204 неделям. Общее учебное время распределяется следующим образом:

  1. Для освоения теоретических знаний выделяется 60–70% учебного времени.
  2. Каникулы составляют 14–16% .
  3. Практика по квалификации занимает 6–9%.
  4. На аттестационный период отводится 9–10%.
  5. И работа над выпускным проектом 2–3%.

Обучение на магистра происходит на протяжении двух лет. В общей сложности это составляет 100 недель. Время распределяется на следующие периоды:

  • 35–40% – теоретические занятия;
  • 40–50% – научная деятельность;
  • 5–7% – аттестационный период;
  • 14–16% – каникулы.

Спрос и предложение на высшее образование в Узбекистане.

Типы учебных заведений

Каждое учебное учреждение получает лицензию по ГОС ВО. Согласно классификатору (так называется систематизированный перечень, включающий все специальности и направления), высшее образование в Узбекистане разделено на следующие сферы:

  1. Наука.
  2. Искусство. Науки гуманитарного направления.
  3. Право. Социальные науки. Бизнес.
  4. Отрасли строительства вместе с обрабатывающими и инженерными сферами.
  5. Область образования.
  6. Социальное обеспечение совместно со здравоохранением.
  7. Службы.
  8. Сельское хозяйство.

Смотрите на видео: новые специальности в вузах Узбекистана.

Во времена СССР в Узбекистане функционировании 42 вуза, сегодня у абитуриентов выбор намного шире – систему образования республики представляют:

  1. 65 вузов. В это число входит и 7 филиалов иностранных вузов и 14 отделений центральных учебных заведений Узбекистана.
  2. 800 учреждений среднего типа. Среди них 314 – заведения профессионального образования и 48 — академические лицеи. Оставшиеся 440 учреждений – это техникумы и профессиональные училища.
  3. 11 тыс. общеобразовательных школ.

Вернуться к оглавлению

Самые популярные университеты Узбекистана

Среди самых популярных вузов республики – Ташкентский университет информационных технологий. В настоящее время открыто несколько филиалов учреждения, в том числе в Фергане и Карши

Не менее востребован Национальный университет Узбекистана, бывший ТашГУ. имени Мирао Улугбека.

Центр информационных технологий, который открыт в Ташкентском университете имени Мухаммада ал-Хоразмий, интересует будущих IT-специалистов. Многие абитуриенты мечтают учиться в стенах Ташкентского государственного института востоковедения. Это единственное высшее учебное заведение подобного профиля в Центральной Азии. И это всего лишь несколько вузов республики, где можно пройти очное или заочное обучение. В скором времени будет внедрено и дистанционное обучение.

Ташкентский университет информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий

В ближайшем будущем еще больше расширятся возможности желающих получить высшее образование.

Для этого на базе института связи планируется создание университета, где будут изучаться информационные технологии.

Чтобы молодые ученые, студенты, преподаватели, представители архитектуры, искусства могли встречаться с единомышленниками для обмена опытом, знаниями, запланировано строительство научно-просветительского центра. Он станет не только местом общения, но и экспозиционным центром, стартовой площадкой своего рода бизнес-инкубатором для представителей всех сфер образования.

Образование в Республике Узбекистан: модернизация и совершенствование

Рубрика: Сравнительная педагогика

Дата публикации: 07.06.2017

Статья просмотрена: 813 раз

Библиографическое описание:

Султонов А. И. Образование в Республике Узбекистан: модернизация и совершенствование // Образование и воспитание. — 2017. — №3. — С. 64-67. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/61/2549/ (дата обращения: 04.03.2020).

Объявление 2017 года в Республике Узбекистан Годом диалога с народом и интересов человека имеет глубокий смысл. Ведь интересы человека в числе первоочередных включает вопросы его здоровья, образования и развития.

С первых лет независимости руководство страны обозначило приоритетность образования в числе ключевых направлений реформ и запустило в действие масштабный план его развития. Основу его предопределила Национальная программа по подготовке кадров. В соответствии с ней инициировали коренное обновление прежде всего школьного обучения, а также создали новый тип учреждений — профессиональные колледжи и академические лицеи. В последующем модернизация затронула высшее образование.

Как справедливо отметил Первый Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, «Мы должны однозначно для себя уяснить — не изменив систему образования и воспитания, нельзя изменить сознание людей, а значит, осуществить коренные изменения и в образе нашей жизни, невозможно достичь высшей цели — построить свободное и процветающее общество» [1, c. 15].

Иначе говоря, будущее нашего государства и нации прямо и непосредственно зависит от того, сумеем ли мы создать наиболее эффективную систему национального образования, обеспечивающей качественное обучение и воспитание подрастающих поколений в соответствии с национальными интересами и требованиями времени. Всемерная поддержка молодого поколения с первых лет независимости стала неотъемлемой частью, важнейшим приоритетом политики суверенного Узбекистана. Для Узбекистана ускоренная модернизация обучающих технологий является еще более актуальной, чем для стран с развитой рыночной экономикой, поскольку потенциал национальной системы образования выступает основным социальным ресурсом, обеспечивающим реальную возможность инновационного прорыва на более высокий уровень экономического развития.

С принятием «Программы модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинального улучшения качества подготовки специалистов на 2011–2016 годы» для всех вузов Узбекистана открылись новые горизонты в работе. Благодаря вниманию руководства республики осуществлено уже немало преобразований, нацеленных на создание еще более широких возможностей для подготовки профессионально грамотных, конкурентоспособных кадров.

Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров, принятые в годы независимости, направлены на подготовку кадров на основе приоритета личности, удовлетворение ее образовательных потребностей, формирования эстетически богатого мировоззрения, высокой духовности, культуры и творческого мышления. Заложенная качественно новая модель ориентирована на формирование гармонично развитого поколения, на укрепление национальных основ образовательной сферы, повышение их до уровня мировых стандартов в гармонии с требованиями времени. Стратегическая цель национальной программы заключается в формировании гармонично развитой творческой личности и опережающей подготовке кадров, способных в условиях мобильно развивающейся рыночной экономики решать сложные вопросы, стоящие перед обществом. Результатом ее реализации стало создание образовательной модели, обеспечивающей непрерывное образование в республике.

За годы независимости проделана огромная по масштабам и глубине работа по кардинальному обновлению и модернизации сферы образования. Вновь построены, капитально реконструированы и оснащены современным учебно-лабораторным оборудованием около 9,5 тысячи, то есть практически все действующие в стране школы, реализованы кардинальные меры по качественному и методическому обновлению учебного процесса. На строительство, улучшение материально-технической базы и оснащение общеобразовательных школ с 2004 года было направлено в общей сложности более 2,8 триллиона сумов, а детских школ музыки и искусства с 2009 года — свыше 488 миллиардов сумов. В настоящее время в республике функционируют 9779 школ, которые охватывают контингент из более чем 4,5 млн. учащихся со 100 процентным охватом детей начальным и средним образованием. Кроме того, школьное образование в Узбекистане ведется на семи языках.

Построено свыше 1500 новых профессиональных колледжей и академических лицеев, по своему архитектурному облику и техническому оснащению ничуть не уступающих лучшим вузам, в которых получают образование свыше полутора миллионов учащихся. Современное учебно-лабораторное, компьютерное и производственное оборудование, которым оснащены колледжи и академические лицеи, позволяет учащимся не только получать полный объем знаний по общим предметам, но и осваивать в стенах учебного заведения современную технику и технологии.

Важное место в реформировании образовательного процесса и подготовке высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке труда, занимают высшие учебные заведения. Их число выросло в 2 раза, и сегодня в 59 университетах и вузах, а также 11 филиалах столичных вузов обучаются свыше 230 тысяч студентов. В Узбекистане созданы и успешно функционируют филиалы ведущих вузов Европы и Азии, имеющих высокую международную репутацию и глубокие исторические корни, такие как Вестминстерский университет, Сингапурский институт развития менеджмента, Туринский политехнический университет, Российский университет нефти и газа, Московский государственный университет, Российский экономический университет, Южнокорейский университет Инха.

Использование соответствующих мировому уровню информационно-коммуникативных и инновационных технологий в обучении стало одним из национальных приоритетов. Правительство Узбекистана проводит активную деятельность, направленную на интеграцию страны в мировое информационное пространство. В целях создания в нашей стране социально ориентированной информационной индустрии за счет внедрения информационно-компьютерных технологий в различные сферы экономики приняты 10 Законов, 7 Указов Президента Узбекистана, ряд постановлений Президента страны и Кабинета Министров Узбекистана, а также Программы и Концепции по развитию ИКТ, телекоммуникаций и почты. В частности, в мае 2001 г. Кабинет Министров РУз принял Постановление “О мерах по организации разработки “Программы развития компьютерных и информционных технологий на 2001–2005 годы, обеспечения широкого доступа к международным информационным системам “Интернет”. 30 мая 2002 г. Президентом Республики Узбекистан был подписан Указ “О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий”, реализация которого значительно стимулировала развитие этой сферы в республике. Успешной реализации важнейших задач в сфере развития ИКТ и внедрению их в образовательный процесс служит Закон “Об информатизации”. В соответствии с Постановлением Президента РУз от 28.09.2005 г. № ПП-191 “О создании общественной образовательной информационной сети Республики Узбекистан” была создана образовательно-информационная сеть Ziyonet. Портал Ziyonet включает в себя всю необходимую для молодёжи информацию в сфере образования и содержит сведения о веб-сайтах учебных заведений, новости образования, науки, культуры, библиотеку. Вся информация в ней проходит так называемую фильтрацию, предотвращая размещение незаконной и неактуальной информации.

Читайте также:  Уровень жизни в Узбекистане: цены на продукты, жилье, транспорт

В каждом учебном заведении республики созданы информационно-ресурсные центры, связанные с единой информационной образовательной сетью Ziyonet, что позволяет создать широкие условия доступа учащихся к необходимой для них информации, созданию мультимедийных аудиторий для организации видеоконференций, семинаров, дистанционного обучения и учебных занятий, что фокусирует систему образования в Узбекистане на технологиях и использовании современных медиа- и телекоммуникационных инструментов. В настоящее время все образовательные, научные, культурно-просветительские учреждения страны, а их более 12 тысяч, подключены к Образовательному порталу, который содержит более 25 тыс. учебно-образовательных материалов и ресурсов. Только в ВУЗах подготовлено свыше 1500 тыс. электронных учебников и учебных пособий, осуществляется проект по автоматизации библиотечной системы и созданию электронных каталогов. Это позволяет активно внедрить в систему образования методы дистанционного обучения, широкий комплекс информационно-коммуникационных услуг для учащейся молодежи страны.

Сегодня обычном делом стали регулярные видеоконференции, но еще несколько лет назад их проведение было в новинку. Для вузов все изменил запуск единой корпоративной компьютерной сети «Электронное образование». При министерстве открыт Центр внедрения электронного образования в образовательных учреждениях. Стартовало и формирование общей ресурсной базы за счет создания цифровых библиотек, систематически пополняемых учебниками, методическими пособиями, мультимедийными курсами и другими материалами.

На новый уровень вышло международное сотрудничество, в том числе в области внедрения передовых методик обучения иностранным языкам. Существенно расширена практика организации стажировок молодых перспективных кадров в ведущих зарубежных научных и образовательных учреждениях.

На торжественной церемонии вступления в должность Президента Шавкат Мирзиёев отметил: «Все мы гордимся тем, что наша молодежь по праву становится решающей силой сегодняшнего дня, способной взять на себя ответственность за будущее Родины. Мы должны довести до логического завершения проводимую в этом направлении широкомасштабную работу, в частности, принятые общенациональные программы в сфере образования и воспитания. В связи с этим важнейшая задача правительства, соответствующих министерств и ведомств, наших уважаемых наставников, профессоров и преподавателей — обеспечить молодежи качественное образование, воспитать её физически здоровыми и духовно зрелыми личностями» [2].

Таким образом, опыт Узбекистана в модернизации и совершенствовании системы образования, обеспечения ее комплексного, всеохватывающего характера; постоянного совершенствования учебных программ, учебников и учебных пособий, методики преподавания с учетом международных стандартов; обеспечения полного доступа всех обучающихся и преподавателей к информационно-коммуникативным технологиям образовательного процесса и информационным ресурсам, широкого внедрения новых технологических учебных форм и методов и другие новшества свидетельствует, что в стране создана национальная модель образования, отвечающая долгосрочным интересам, реалиям и особенностям достаточно сложного этапа современного развития Узбекистана.

  1. Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Ташкент, 1997, с.63.
  2. Мирзиёев Ш. М. Речь Президента Республики Узбекистан на совместном заседании палат Олий Мажлиса. Из торжественной церемонии вступления в должность Президента. Ташкент: «Узбекистан». 2016. с. 56

Система дошкольного образования в Республике Узбекистан

педагогические науки

  • Хакимов Сайфиддин Умматаъли угли , преподаватель
  • Наманганский Государственный Университет, Узбекистан
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОЙ
  • РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • ОБУЧЕНИЕ
  • УЧРЕЖДЕНИЕ
  • ФОРМИРОВАНИЕ

Похожие материалы

Дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования. Оно обеспечивает формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подготавливая к систематическому обучению. В полном соответствии с Национальной программой по подготовке кадров образование в стране реализуется в следующих видах:

  • дошкольное
  • общее среднее
  • среднее специальное
  • профессиональное образование
  • высшее
  • послевузовское образование
  • повышение квалификации и переподготовка кадров
  • внешкольное образование.

Дошкольное образование обеспечивает формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подготавливая к систематическому обучению. Осуществляется дошкольное образование до 6–7 летнего возраста в государственных и негосударственных детских дошкольных учреждениях и в семье.

Цель дошкольного образования — подготовка детей к обучению в школе, формирование здоровой, развитой, свободной личности ребенка, раскрытие его способностей, воспитание тяги к учебе, к систематическому обучению.

Охрана жизни и здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется штатными медицинскими работниками дошкольного образовательного учреждения, а также медицинскими работниками органа здравоохранения, закрепленного за дошкольным образовательным учреждением.
“регламентирует порядок и правила организации охраны жизни и здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении, правила посещения детьми дошкольного образовательного учреждения, требования к организации охраны в здании дошкольного образовательного учреждения, требования к организации пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении, требования к безопасности территории.

У дошкольного образования имеются определенные задачи:

  • Воспитать здорового и развитого ребенка;
  • Пробудить у малыша тягу к обретению знаний;
  • Раскрыть способности чада;
  • Подготовить дошкольника к систематическому педагогическому процессу.

В Узбекистане система дошкольного образования реализует педпрограммы всевозможной направленности, способствующие уходу, тщательному присмотру, воспитанию и активному оздоровлению деток от 2 до 7 лет.

Типы заведений дошкольного образования по направленности:

  • Ясли, ясли-садик, детский садик и домашний детский сад как самодостаточное учреждение либо филиал;
  • Заведение детского воспитания с функциями начального обучения – детский садик-школа;
  • Учебная дошкольная организация, приоритетом которой выступают направления познания учащихся – язык, спорт, художественно-эстетическое развитие и другое;
  • Детский садик с компенсирующими методиками, где приоритетом является оказание квалифицированной корректорской помощи воспитанникам с незначительными отклонениями в психологическом либо физическом развитии;
  • Структура для присмотра и восстановления кондиций организма у ослабленных детей с выполнением процедур профилактического, гигиенического и оздоровительного характера;
  • Комбинированный садик – в основе группы общеразвивающего, компенсирующего и оздоровительного профиля в различном сочетании.

Дошкольное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в соответствии с установленными государственными нормативами и требованиями, предъявляемыми к дошкольному образованию. – Содержание образования в дошкольном учреждении определяется программами, утвержденными или рекомендованными Министерством народного образования Республики Узбекистан. Дошкольные учреждения вправе использовать собственные (авторские) программы. Порядок утверждения таких программ устанавливается Министерством народного образования Республики Узбекистан.

  • Режим работы дошкольного учреждения и длительность пребывания детей в нем определяются уставом дошкольного учреждения и решением учредителя. Допускается функционирование дошкольного учреждения (группы) в дневное и вечернее время, а также круглосуточно.
  • В дошкольном учреждении обучение и воспитание детей ведется на государственном языке и других языках в соответствии с Законом Республики Узбекистан “О государственном языке”.
  • Организация питания детей в дошкольном учреждении возлагается на дошкольное учреждение и осуществляется в соответствии с утвержденными в Республике Узбекистан санитарными правилами и нормами.
  • Медицинское обслуживание детей обеспечивается как штатными медицинскими работниками, так и медицинскими работниками из закрепленных за дошкольными учреждениями органов здравоохранения, которые наряду с работниками дошкольного учреждения несут ответственность за жизнь, здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно- гигиенических норм, режим и качество питания. -Контроль за деятельностью медицинских работников возлагается на местные органы здравоохранения. Дошкольное учреждение предоставляет помещение и соответствующие условия для работы медицинского персонала.
  • Штатные работники дошкольного учреждения проходят бесплатное медицинское обследование в органах здравоохранения, расходы на которые определяются в рамках государственных ассигнований. Порядок организации охраны жизни и здоровья детей в дошкольных учреждениях определяется Министерством народного образования совместно с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
  • Для выполнения своих уставных целей и задач дошкольное учреждение вправе оказывать дополнительные платные образовательные услуги сверх основных образовательных программ с учетом потребностей семьи на основе договора с родителями или лицами, их заменяющими. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

ID карты и предметы по выбору: как изменится образование в Узбекистане

Президент Узбекистана утвердил документ, который полностью изменит систему образования в республике. О том, что ждет учеников и учителей в обозримом будущем, читайте в обзоре Sputnik.

ТАШКЕНТ, 30 апр – Sputnik, Алексей Долгин. Шавкат Мирзиёев утвердил “Концепцию развития системы народного образования Узбекистана до 2030 года”, а также “дорожную карту” на текущий год. В документе говорится не только о наболевших проблемах, но и предлагаются пути их решения.

Есть над чем работать

К 2030 году Узбекистан намерен войти в 30-ку ведущих стран мира по рейтингу Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Для этого в республике проведут кардинальную реформу образовательной сферы.

По словам авторов документа, на подготовку будущих специалистов негативно влияют методики современного образования. Программа больше направлена на заучивание и не способствует развитию критического мышления и самостоятельного поиска и анализа информации.

В числе проблем – коррупция при приеме в школы и вузы, а также непосредственно в процессе обучения. Это особенно важно, учитывая недавнее решение президента перевести страну на 11-летнее образование, что подразумевает создание тысячи дополнительных ученических мест.

При этом школьные спортзалы и площадки не оснащены необходимым инвентарем, а в классах недостает мебели, лабораторного оборудования и компьютеров. Более 1700 школ в отдаленных районах и вовсе отапливаются с помощью самодельных печей.

Отсюда вытекает следующая задача, стоящая перед руководством – создание эффективной и прозрачной системы финансирования. Согласно документу, большая часть средств уходит на зарплаты учителям, а на обновление инвентаря и ремонт почти ничего не остается. Кроме того, отмечается низкий уровень использования IT-технологий, что приводит к излишней бюрократизации и увеличению расходов.

Новое поколение

В первую очередь будет полностью пересмотрена система подготовки преподавателей и повышено качество пособий. Ученикам разрешат использовать зарубежные пособия как дополнительный или альтернативный материал.

Важное место в системе образования займут информационные технологии. Учебники переведут в электронный формат, а в библиотеках появятся QR-коды для загрузки книг на мобильные устройства. Для некоторых пособий даже появятся собственные мультимедийные приложения. Чтобы цифровизация образования была безопасной и не нарушала учебный процесс, все школы будут объединены в единую сеть и иметь доступ только к разрешенным сайтам, а для контроля посещаемости внедрят биометрическую систему (ID-карта, NFC-метка и другие).

Преобразования также улучшат жизнь детей с ограниченными возможностями. Школы и вузы оснастят пандусами, поручнями и подъемными устройствами, а также оборудованием для обучения различным профессиям и специальной литературой. Кроме того, в образовательных учреждениях внедрят программы по предотвращению насилия среди учащихся на основе передового опыта развитых стран.

Обучать – значит вдвойне учиться

Педагоги составляют 25% от всех выпускников Узбекистана, что делает эту специализацию одной из самых массовых. К сожалению, она все больше утрачивает привлекательность в глазах молодого поколения.

В результате, сегодня республике не хватает специалистов по таким важным предметам, как математика, физика, химия, информатика, английский и другим иностранным языкам.

В концепции предлагается качественное изменение программы подготовки и переподготовки кадров. Будущие преподаватели освоят новейшие теории обучения, психологию и личностно-ориентированные подходы.

Для повышения мотивации предлагается постепенно повысить заработную плату и усилить социальную защиту, а для абитуриентов из отдаленных районов, где нужны преподаватели, установят квоты по льготному приему. Со временем планируется увеличить число учителей, имеющих степень магистра.

Ссылка на основную публикацию